Дело № 2-3489/2023
УИД: 55RS0026-01-2023-003025-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Знаменщикова В.В., при секретаре судебного заседания Терлеевой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 14 декабря 2023 гражданское дело по заявлению администрации Омского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Администрация ОМР Омской области обратилась в суд названным с заявлением указав, что согласно выписке из ЕГРН 02.04.2022 осуществлена постановка на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - сооружение, назначение: - водозаборные сооружения, с кадастровым номером 55:20:000000:7464, протяженностью 523 м, местоположение, Омская область, Омский район, Лузинское сельское поселение, п. Пятилетка. Права на указанный объект отсутствуют. С момента постановки на учет указанного бесхозяйного объекта недвижимого имущества, прошло более года. О права на объект никто не заявил. Для организации надлежащего обслуживания и эксплуатации сооружения в соответствии с существующими правилами эксплуатации необходимо возникновение права муниципальной собственности.
На основании изложенного заявитель просил признать право муниципальной собственности за Омским муниципальным районом Омской области на бесхозяйный объект недвижимости: вид объекта недвижимости - сооружение, назначение: - водозаборные сооружения, с кадастровым номером 55:20:000000:7464, протяженностью 523 м, местоположение, Омская область, Омский район, Лузинское сельское поселение, п. Пятилетка
Представитель администрации Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, МУП "СКБУ", АО "Омскоблводопровод", ООО «Коммуналсервис», МУП Водоканал Омского муниципального района Омской области, АО «Омский бекон» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причины неявки суду не сообщили.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В пункте 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для принятия вещи в собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.
Недвижимое имущество, права на которое не зарегистрированы в ЕГРП, не может быть признано бесхозяйным, если оно находится в фактическом владении лица, осуществляющего правомочия собственника, и существуют правопритязания на это имущество.
Порядок принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ № 931 от 10.12.2015, действующим на момент постановки спорного объекта на учет.
Согласно пункту 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
В соответствии с пунктом 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 9 Правил принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.
Согласно части 2 статьи 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, представленной ППК «Роскадастр» по Омской области в отношении объекта недвижимости - сооружение, назначение: - водозаборные сооружения, с кадастровым номером 55:20:000000:7464, протяженностью 523 м, площадью застройки 523 м, объемом 300 куб.м. местоположение, Омская область, Омский район, Лузинское сельское поселение, п. Пятилетка в Единый государственный реестр недвижимости 02.05.2023 года внесена запись о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Из информации, представленной в ответе Министерства имущественных отношений Омской области, департамента имущественных отношений Администрации города Омска и ТУ Росимущества в Омской области, указанный объект недвижимости отсутствует в собственности Омской области, не значится в реестре муниципальной собственности г. Омска и реестре федерального имущества.
По информации, представленной бюджетным учреждением Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» в учетно-технической документации учреждения не значится объекты недвижимости: сооружение, назначение: - водозаборные сооружения, с кадастровым номером 55:20:000000:7464, протяженностью 523 м, местоположение, Омская область, Омский район, Лузинское сельское поселение, п. Пятилетка
В ответе от Администрация ОМР и от Администрация Лузинского с/п ОМР сообщили об отсутствии данной разведочно-эксплуатационной скважины в реестре муниципальной собственности.
Архивные сведения в отношении названного объекта недвижимости также отсутствуют.
МУП "Водоканал ОМР", ООО "Коммуналсервис", МУП "СКБУ Омского района Омской области", АО "Омскоблводопровод" возражений по существу заявленных требований не представили, эксплуатацию указанного объекта не осуществляют.
Судом установлено, что спорный объект недвижимости не имеет собственника, принят на учет в установленном порядке, истек годичный срок со дня постановки на учет бесхозяйного объекта.
В силу пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В свою очередь, пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ определено, что к числу целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, относятся: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположены сельские поселения, относится, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 части 1, часть 1.1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).
Спорный сооружения относятся к имуществу, предназначенному для решения вопросов местного значения, отсутствие собственника влечет деградацию социально значимого объекта, служащего для целей водоснабжения.
В рамках рассматриваемого дела отсутствуют правопритязания третьих лиц на спорный объект.
Объект относится к сетям водоснабжения, един с ними.
При этом согласно статье 135 ГК РФ по общему правилу вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи.
Указанные в заявлении сооружения не могут быть самостоятельным предметом гражданского оборота, а потому в силу указанного признается линейными.
Срока для обращения в суд заявителем выдержан.
В названной связи требования заявления подлежат удовлетворению
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать право муниципальной собственности - Омского муниципального района Омской области на бесхозяйный объект недвижимости: вид объекта недвижимости - сооружение, назначение: - водозаборные сооружения с кадастровым номером 55:20:000000:7464, протяженностью 523 м, местоположение: Омская область, Омский район, Лузинское сельское поселение, п. Пятилетка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В. Знаменщиков
Решение в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2023 года.