Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-5824/2024 от 28.03.2024

Судья: Синева Д.Т. адм. дело № 33а-5824/2024

УИД: 63RS0040-01-2023-007900-73

№ 2а-621/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 мая 2024 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Вачковой И.Г.,

судей Мыльниковой Н.В. и Роменской В.Н.,

при помощнике судьи Добиной Д.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ МВД России по Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 24 января 2024 г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя административного ответчика ГУ МВД России по Самарской области Андреева Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, административного истца Курбановой К.Э., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

27 сентября 2023 г. гражданка <данные изъяты> Курбанова К.Э. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Самарской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении временного убежища, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что в августе 2023 г. Курбанова К.Э. уведомлена о том, что 21 июня 2023 г. решением ГУ МВД России по Самарской области ей отказано в предоставлении временного убежища в связи с ее осуждением по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации. По мнению административного истца, указанное решение является незаконным, не соответствующим требованиям действующего законодательства, нарушающим ее права и законные интересы. Курбанова К.Э. с 2015 г. постоянно проживает на территории Российской Федерации, ее мама имеет вид на жительство, брат и дедушка являются гражданами Российской Федерации. Временное убежище на территории Российской Федерации является для нее необходимой мерой защиты с учетом проведения специальной военной операции Вооруженными Силами Российской Федерации на территории Украины, которая может спасти ее жизнь и сохранить здоровье.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Курбанова К.Э. просила суд признать незаконным решение ГУ МВД России по Самарской области от 21 июня 2023 г. об отказе в предоставлении ей временного убежища; обязать административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление гражданке Курбановой К.Э. о предоставлении временного убежища.

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 24 января 2024 г. административное исковое заявление Курбановой К.Э. удовлетворено. Признано незаконным решение ГУ МВД России по Самарской области от 21 июня 2023 г. об отказе в предоставлении гражданке <данные изъяты> Курбановой К.Э. временного убежища. На Управление по вопросам миграции ГУ МВД по Самарской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление гражданки <данные изъяты> Курбановой К.Э. о предоставлении временного убежища в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда (л.д. 205-211).

В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Самарской области просит решение суда отменить, как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 216-217).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом установлено, что Курбанова К.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой <данные изъяты> (л.д. 49-54, 109-111).

22 декабря 2015 г. УФМС России по Самарской области Курбановой К.Э. выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ серии сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ г. в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (далее Федеральный закон «О беженцах»).

Основанием для получения указанного статуса явилось заявление матери Курбановой К.Э. - Курбановой Е.А. о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации от 17 декабря 2015 г., с которой несовершеннолетняя Курбанова К.Э. в 2015 году переехала в Россию из Украины, из которого следует, что на территории Украины ведутся военные действия, там не безопасно для нее и ее детей; возвращение обратно невозможно, посчитают изменщицей Родины и будут всячески препятствовать ей и детям (пункты 11, 42, 48,50 Анкеты).

Приговором Дзержинского районного суда г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ г., с учетом апелляционного определения судебной коллеги по уголовным делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ г., постановления президиума Оренбургского областного суда от 26 февраля 2018 г. Курбанова К.Э. осуждена по <данные изъяты> (16 эпизодов), с учетом положений части 2 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Решением ГУ МВД России по Самарской области от 15 февраля 2019 г. в отношении Курбатовой К.Э. аннулировано временное убежище на территории Российской Федерации, на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О беженцах» (л.д. 148, 149-150).

Постановлением Куйбышевского районного суда г. Самары от 21 декабря 2022 г. Курбановой К.Э. заменена неотбытая часть наказания по вышеуказанного приговору в виде лишения свободы сроком 1 год 1 месяц 25 дней на принудительные работы сроком на 1 год 1 месяц 25 дней, с отбыванием наказания в местах, определяемых органами УИС, с удержанием в доход государства 10% заработной платы ежемесячно.

Распоряжением ФСИН России № от 9 марта 2021 г. пребывание (проживание) в РФ Курбановой К.Э. признано нежелательным сроком на 10 лет.

Начальником отделения иммиграционного контроля УВМ ГУ МВД России по Самарской области принято решение от 28 апреля 2021 г. о депортации Курбановой К.Э.

Основанием для принятия указанных распоряжения и решения послужило привлечение Курбановой К.Э. к уголовной ответственности.

Решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 2 мая 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением по административным делам Самарского областного суда от 24 августа 2023 г., определением Шестого кассационного суда, признаны незаконными распоряжение ФСИН России № от 9 марта 2021 г. и решение ГУ МВД России по Самарской области от 28 апреля 2021 г. (л.д. 32-36, 37-47)

21 марта 2023 г. Курбанова К.Э. обратилась в ГУ МВД России по Самарской области с заявлением о предоставлении ей временного убежища на территории Российской Федерации (л.д. 91).

Решением ГУ МВД России по Самарской области от 21 июня 2023 г., Курбановой К.Э. отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ, на основании подпункт 1 пункта 6 статьи 12 Федерального закона «О беженцах», в связи с ее осуждением по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации (л.д. 8-9).

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции исходя из того, что из оспариваемого решения ГУ МВД России по Самарской области от 21 июня 2023 г. не следует, что при рассмотрении заявления Курбановой К.Э. устанавливалось наличие либо отсутствие, в том числе гуманных оснований, требующих временного пребывания заявителя на территории Российской Федерации, до устранения таких причин или изменения правового положения заявителя, при этом оно неправомерно мотивировано подпунктом 1 пункта 6 статьи 12 Федерального закона «О беженцах», предусматривающим основания для лишения лица временного убежища; а также принимая во внимание наличие у административного истца близких родственников на территории Российской Федерации, отсутствии информации о том, что она имеет семью, имущество на территории Украины; оценку содержащимся в заявлении матери Курбановой К.Э. - Курбановой Е.А. сведений о том, что изначально они прибыли в Россию, в связи с военными действиями на территории Украины и наличием угрозы их жизни и здоровью; проведении специальной военной операции на территории Украины, пришел к выводу о незаконности решения ГУ МВД России по Самарской области от 21 июня 2023 г. и наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований Курбановой К.Э.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного ответчика, изложенной в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Указанные доводы жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.

Так, доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О беженцах» одним из оснований для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу является факт наличия возбуждения в отношении лица уголовного дела за совершение преступления на территории Российской Федерации. В связи с чем, лицо, претендующее на статус беженца и совершившее преступление на территории Российской Федерации, не имеет оснований для признания его беженцем, а принятие в отношении указанного лица решения об отказе в предоставлении временного убежища не противоречит положениям Административного регламента.

Указанные доводы подлежат отклонению судебной коллегией, как основанные на неверном толковании норм права в силу следующего.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах» лицо, ходатайствующее о признании беженцем, - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, из числа: иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации; лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации; иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации на законном основании.

Временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 1).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О беженцах» одним из оснований для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу является факт наличия возбуждения в отношении лица уголовного дела за совершение преступления на территории Российской Федерации.

Между тем, административный ответчик не отказал Курбановой К.Э. в рассмотрении ее заявления, что подтверждается содержанием оспариваемого решения.

Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 12).

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона «О беженцах» временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным названным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. № 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

В силу части 6 статьи 12 Федерального закона «О беженцах» лицо лишается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, временного убежища, если оно осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О беженцах», Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» приказом МВД России от 11 июня 2019 г. № 376 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

При рассмотрении по существу заявления о предоставлении временного убежища устанавливается наличие, в том числе гуманных оснований, требующих временного пребывания заявителя на территории Российской Федерации, до устранения таких причин или изменения правового положения заявителя (при рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища); оснований для отказа в признании беженцем (предоставлении временного убежища) (пункт 103 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 105 Административного регламента № 376 основанием для отказа в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации является отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «О беженцах».

Таким образом, из системного толкования положений действующего законодательства, с учетом приведенных разъяснений, следует, что решение об отказе в предоставлении временного убежища принимается при отсутствии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо отсутствия гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

Вместе с тем, как верно отмечено судом, отказывая Курбановой К.Э. в предоставлении временного убежища, административный ответчик исходил из наличия оснований для лишения лица временного убежища, установленного подпункта 1 пункта 6 статьи 12 Федерального закона «О беженцах», что противоречит вышеприведенным положениям.

Действующим законодательством и порядком, установленным Административным регламентом не предусмотрено такое основание для отказа в предоставлении временного убежища, как наличие вступившего в законную силу приговора в отношении лица, ходатайствующего о признании беженцем, за преступление, совершенное на территории Российской Федерации.

По своей правовой природе временное убежище является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001. № 7-П, Определение от 30 сентября 2010 г. № 1317-О-П).

Доводы апелляционной жалобы о том, что материалы дела не содержат доказательств наличия угрозы жизни и здоровью административного истца, поскольку доказательств того, что государство Украина осуществляет преследование своих граждан, не имеется, также подлежат отклонению судебной коллегией, как несостоятельные.

В настоящее время на Украине сложилась исключительная ситуация, которая характеризуется наличием чрезвычайных обстоятельств, сопровождающихся гибелью людей.

Факты гибели и ранения гражданских лиц на территории Украины подтверждаются информацией, размещенной на сайте Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.

Указанное свидетельствует о том, что возвращение Курбановой К.Э. в страну гражданской принадлежности на данный момент может являться небезопасным для ее жизни.

При этом, как указывалось ранее, причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются, в том числе, реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено.

Также, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что за совершение Курбановой К.Э. преступления ей было назначено наказание. Однако, с учетом постановления Куйбышевского районного суда г. Самары от 21 декабря 2022 г., которым Курбановой К.Э. заменена неотбытая часть наказания в виде лишения свободы на принудительные работы, из чего можно сделать вывод о том, что исправление и перевоспитание Курбановой К.Э. стало возможно без реального отбытия наказания, а сама она не представляет такой опасности для общества, которая бы требовала ее дальнейшей изоляции от общества, путем реального отбывания в местах лишения свободы, в связи с чем, Курбанова К.Э. в настоящее время не создает реальную угрозу безопасности для населения Российской Федерации.

Позиция административного ответчика о том, что временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке, также не опровергает выводы суда о незаконности оспариваемого решения и, соответственно, не является основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.

Таким образом, доводы жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона и иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального и процессуального права применены верно. Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости. Судебное постановление содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Самары от 24 января 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД России по Самарской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 8 мая 2024 г.

Председательствующий:

Судьи:

33а-5824/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Курбанова К.Э.
Ответчики
старший инспектор ООРД ОВГ УВМ ГУ МВД России по Самарской области Ткачева И.В.
ГУ МВД России по Самарской области
Другие
Курбанова Е.А.
ФСИН России
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
29.03.2024Передача дела судье
02.05.2024Судебное заседание
14.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2024Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее