Дело № 2-1878/2024
УИД 24RS0024-01-2024-002391-09
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2024 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Койновой Д.А.,
при секретаре Горбуновой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Дерлам С. В. об обязании произвести работы по очистке мест вырубки от порубочных остатков,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Дерлам С.В. об обязании произвести очистку мест рубки от порубочных остатков, мотивировав свои требования тем, что Канской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства при осуществлении заготовки древесины. Проверкой уставлено, что при разработке деляны 1 лесосеки № 1, выделе №43, квартале 63 Таежного участкового лесничества КГБУ «Канское лесничество» после окончания заготовки древесины допущено неудовлетворительная работа по очистке мест рубок от порубочных остатков на площади 0,01 га. Дерлам С.В. использование вышеуказанного лесного участка осуществлялось на основании договора купли-продажи лесных насаждений № 38 от 15.07.2022. Согласно акту осмотра лесосеки от 26.04.2024 установлено, что общая площадь лесосеки, предусмотренная договором купли-продажи лесных насаждений № 38 от 15.07.2022 составляет 0,67 га с объемом древесины 70 куб.м. При осмотре выявлен факт складирования порубочных остатков на территории площадью 0,01 га. На основании вышеизложенного истец просит суд обязать ответчика Дерлам С.В. произвести очистку места рубки площадью 0,01 га, расположенного на делянке 1 лесосеки № 1, квартале 63 выдела №43 Таежного участкового лесничества КГБУ «Канское лесничество», от порубочных остатков в течение 2 месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
Определением суда от 26.06.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет иска, привлечены КГБУ «Канское лесничество», Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора поддержал заявленные требования.
Ответчик Дерлам С.В. участия в судебном заседании не принимала, о дате и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, судебное извещение возвращено в суд за истечением срока хранения.
Представители третьих лиц КГБУ «Канское лесничество», Министерство лесного хозяйства Красноярского края участия в судебном заседании не принимали, о дате и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. От представителя КГБУ «Канское лесничество» поступило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В силу п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими процессуальными правами.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, таким образом, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, с учетом мнения представителя истца и, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 ГК РФ называет договоры и сделки. В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства. В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Земельный кодекс РФ в пункте 1 статьи 1 определяет землю как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основу осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулировать законодательством РФ.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Принципы лесного законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, в числе которых сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека и др. (ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Согласно статьям 51 и 53 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, что включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 и устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п. 1).
В силу п. 9 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 запрещается засорение леса отходами производства и потребления.
Согласно п. 26 и п. 27 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, огневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков запрещаются.
При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Согласно Приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к отходам относятся: отходы при лесозаготовках, отходы производства круглых лесоматериалов; отходы древесины от лесоразработок: отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, отходы корчевания пней, зелень древесная, отходы раскряжевки; прочие отходы при лесоводстве и лесозаготовках.
Согласно пп. «к» п. 12 Приказа Минприроды России от 01.12.2020 № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047 утверждены правила санитарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах (п. 1 Постановления).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя иные меры санитарной безопасности в лесах.
Согласно п. «в» п. 20 указанных Правил при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек. Аналогичные требования были установлены п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607, действовавших до принятия Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047.
Данные нормы направлены на предупреждение пожаров, иного вредного воздействия на лесные ресурсы и на соблюдение санитарного благополучия окружающей среды в целях обеспечения сохранности, рационального использования лесных ресурсов в соответствии с принципами лесного законодательства.
Согласно ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе, как об экологической системе или, как о природном ресурсе. В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Лесного Кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Согласно ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.
Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ.
Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарный безопасности в лесах». Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно Правилам пожарной безопасности в лесах, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Статья 99 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
В силу статьи 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам, и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Оставленные на месте рубок порубочные остатки многократно усиливают пожарную опасность, способствуют перерастанию беглых низовых пожаров в устойчивые, которые в свою очередь, становятся первопричиной лесных верховых и почвенных пожаров, особенно при высоком уровне пожарной опасности. Суд полагает, что допущенный факт захламления лесного участка свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, а, следовательно, объекту природной среды ответчиком причинен вред.
Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой или договором, разработанными с учетом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности. Несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов.
Судом достоверно установлено, что между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице руководителя краевого государственного бюджетного учреждения «Канское лесничество» Герасимова Е.Г. и Дерлам С.В. заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 15.07.2022 № 38, согласно которому министерство лесного хозяйства КГБУ «Канское лесничество» передает Дерлам С.В. лесные насаждения объемом 70 куб.м. на площади 0,67 га, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, для заготовки древесины в целях строительства хозяйственных построек на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории края, отопления жилого дома, жилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенных на территории края, ремонта жилого дома, расположенные по адресу: Красноярский край, г.Канск, Канское лесничество, Таежное участковое лесничество, кв.63, выдел 43, лесосека № 1, делянка № 1.
Заготовка древесины Дерлам С.В. производилась по договору в период с 15.07.2022 по 14.07.2023. Лесничим Канского лесничества произведен осмотр мест рубок, расположенных на делянке № 1, лесосеке №1, выделе 43, квартала 63 Таежного участкового лесничества, Канского лесничества, в ходе которого был выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: факт складирования порубочных остатков на территории площадью 0,01 га (не проведена очистка лесосеки от порубочных остатков).
По результатам осмотра лесосеки составлен акт осмотра лесосеки от 26.04.2024 № 1, схема месторасположения лесонарушения, в которых зафиксирован факт нарушения лесного законодательства.
В результате нарушения требований лесного законодательства Дерлам С.В. причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 697,7 руб., что подтверждается справкой расчета ущерба.
До настоящего времени заключенный между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице руководителя краевого государственного бюджетного учреждения «Канское лесничество» и Дерлам С.В. договор купли-продажи лесных насаждений от 15.07.2022 № 38, недействительным не признан.
Доказательств подтверждающих осуществления рубки лесных насаждений в месте определенном указанным договором купли-продажи, расположенном по адресу: Красноярский край, г.Канск, Канское лесничество, Таежное участковое лесничество, кв.63, выдел 43, лесосека № 1, делянка № 1, иными лицами, нежели ответчиком, либо не лицом которому ответчик поручил выполнение указанных работ, не представлено, в судебном заседании не установлено.
Таким образом, поскольку в нарушение требований лесного законодательства Дерлам С.В. после завершения рубки лесных насаждений оставила на месте рубки порубочные остатки, которые до настоящего времени не убраны, добровольно не исполнила обязанность по устранению допущенных нарушений лесного законодательства, именно она должна нести обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков, в силу принятого на себя обязательства, заключением договора купли-продажи лесных насаждений от 15.07.2022 № 38.
Частью 1 ст. 100 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. В соответствии со статьей 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд находит установленным в судебном заседании факт того, что в результате деятельности Дерлам С.В. возникла реальная необходимость произвести очистку места совершенной рубки от порубочных остатков на площади 0,01 га, в лесном участке, расположенном Красноярский край, г.Канск, Канское лесничество, Таежное участковое лесничество, кв.63, выдел 43, лесосека № 1, делянка № 1, и, поскольку факт вышеуказанных нарушений природоохранного законодательства нашел подтверждение в судебном заседании, доказательств обратного ответчик не предоставил, вина Дерлам С.В. в нарушении природоохранного законодательства установлена материалами дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Канского межрайонного прокурора в полном объеме.
В соответствии с пп. 3 п.1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для физических лиц составляет – 300 рублей. В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
При таких обстоятельствах с Дерлам С.В. подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб. в доход местного бюджета г. Канска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Дерлам С. В. об обязании произвести работы по очистке мест вырубки от порубочных остатков – удовлетворить.
Обязать Дерлам С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес>, паспорт гражданина РФ серии 0413 № выдан ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по <адрес> в <адрес> и <адрес>, код подразделения 240-010, произвести очистку места рубки от порубочных остатков на площади 0,01 га в лесном участке, расположенном в делянке № 1, лесосеке №1, выделе 43 квартала 63 Таежного участкового лесничества, КГБУ «Канское лесничество» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Дерлам С. В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Д.А. Койнова
Мотивированное заочное решение изготовлено 23 июля 2024 года