Дело № 2- 232/ 2024
УИД 33RS0011-01-2023-003458-69
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 16 января 2024 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Ким И.Г.,
при секретаре Гадаловой К.Е.,
с участием с использованием системы видеоконференцсвязи истца Волкова Н.В.,
представителя третьего лица ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области Крылова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова Николая Владимировича к АО «Предприятие уголовно- исполнительной системы «Промсервис» о признании незаконными действий, выразившихся в чрезмерном завышении цен в магазине, возложении обязанности установить в торговой точке устройство для взвешивания продуктов,
установил:
Волков Н.В., отбывающий наказание в <адрес> <адрес>, обратился в Ковровский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Промсервис», выразившихся в чрезмерном завышении цен в магазине, возложении обязанности установить в торговой точке устройство для взвешивания продуктов.
В обоснование заявленных требований указано, что он отбывает наказание в <адрес> <адрес>, в котором АО "Предприятие уголовно-исполнительной системы "Промсервис" осуществляет продажу продуктов питания и сопутствующих товаров. Считает, что в данном магазине, расположенном на территории ИУ, чрезмерно завышены цены, а также отсутствуют контрольные весы с электронным циферблатом. Просил обязать АО "Предприятие уголовно-исполнительной системы "Промсервис" установить в торговой точке устройство для взвешивания продуктов, признать незаконными действий АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Промсервис», выразившихся в чрезмерном завышении цен в магазине.
Определением суда от 27.11.2023 в соответствии с ч. 5 ст. 16.1 КАС РФ судом осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
В судебном заседании истец Волков Н.В. заявленные требования поддержал, пояснив, что требование о необходимости установить в торговой точке устройство для взвешивания продуктов в ходе рассмотрения дела удовлетворено. В части требований о признании незаконными действий АО «Промсервис», выразившихся в чрезмерном завышении цен в магазине, расположенном на территории <адрес>, поддержал, поскольку цены на товары в магазине АО «Промсервис» существенно выше цен на аналогичные товары в сетевых магазинах. Кроме того, уровень цен на товары часто меняется, что существенным образом ущемляет его права и законные интересы. При этом, приобретение продуктов и сопутствующих товаров осужденными возможно только в магазине АО «Промсервис», в связи с чем ответчик не ограничен в установлении наценок на реализуемые товары.
Представитель ответчика АО «Предприятие уголовно- исполнительной системы «Промсервис» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, представлен отзыв, в соответствии с которым АО «Промсервис» не допущено незаконных действий, касающихся завышения цен в магазине на территории ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области
Представитель третьего лица Управления антимонопольной службы по Владимирской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, сообщил о проведении проверки по вопросу завышения цен в магазине, расположенном на территории ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области, нарушений антимонопольного законодательства не установлено.
Представитель третьего лица ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области Крылов А.А. в судебном заседании полагал не подлежащими удовлетворению заявленные осужденным Волковым Н.В. исковые требования, поскольку весы в магазине АО «Промсервис», расположенном на территории ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области, установлены, ценообразование проверено антимонопольной службой.
Представитель третьего лица Владимирской прокуратуры по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Прокурорские проверки по обращениям Волкова Н.В. в части завышения цен в магазине, находящемся в исправительном учреждении, не проводились.
Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 2 ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.
Частью 1 ст. 88 УИК РФ предусмотрено право осужденных к лишению свободы приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств.
Порядок и условия реализации вышеуказанного права осужденных регламентированы главой VII Приложения № 2 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110 (далее – ПВР ИУ).
Пунктом 79 ПВР ИУ предусмотрено, что осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных.
Согласно п. 81 ПВР ИУ, для продажи осужденным к лишению свободы продуктов питания, вещей и предметов первой необходимости в ИУ организуется работа магазинов (интернет-магазинов) (по ежедневному графику, за исключением выходных и праздничных дней). Осужденные к лишению свободы вправе пользоваться магазинами (интернет-магазинами), находящимися в ИУ, по безналичному расчету во время, отведенное их распорядком дня с учетом очередности (по отрядам и бригадам).
Судом установлено, что истец Волков Н.В. отбывает наказание в <адрес> <адрес>, на территории которого организована работа магазина АО «Промсервис», в котором осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету.
Осужденным Волковым Н.В. реализовывалось данное право, в том числе, в рассматриваемый период (с марта по август 2023 года), что подтверждается данными лицевого счета <№> <№> по учету движения денег и операций по безналичному расчету (л.д. 63-69).
Судом также установлено, что АО «Промсервис» осуществляет торговую деятельность на территории Владимирской области через магазины, расположенные на территории исправительных учреждений и следственных изоляторов, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, нормативными актами ФСИН России по обеспечению прав осужденных и лиц, находящихся под стражей. В период действия заключенного договора поставки розничная цена в магазине может меняться по причине изменения закупочной цены, путем подписания дополнительных соглашений к действующим договорам, на основании писем поставщика, либо в результате заключения нового договора поставки. Методика ценообразования реализуемых товаров АО «Промсервис» основана на затратном методе, обеспечивающем покрытие всех затрат для осуществления уставных видов деятельности и выполнения задач, поставленных собственником. АО «Промсервис» не финансируется из бюджета и существует только за счет собственных средств, полученных от торговой деятельности. В отличие от магазинов вне системы исправительных учреждений АО «Промсервис» не имеет в наличии складских помещений для хранения больших партий товаров, не владеет парком автотранспортных средств, в связи с чем товар закупается мелкими партиями, иногда меньше одной коробки по конкретной позиции, что сказывается на цене товара и объеме поставок. При этом, с целью обеспечения прав и нужд осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на приобретение продуктов питания, товаров первой необходимости, в магазинных в продаже всегда присутствуют товары разных торговых марок, фасовок и ценовых сегментов, что позволяет осужденным приобретать товары с учетом имеющихся средств. Размер наценок, устанавливаемый розничной организацией, законодательно не ограничен. Согласно действующему законодательству РФ, цены на товары не подлежат государственному регулированию, являются свободными и формируются продавцами самостоятельно, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения). Диапазон торговых наценок в АО «Промсервис» в настоящее время утвержден приказом № 138-ЦО от 31.08.2023 «Об установлении торговых наценок на товары, реализуемые через магазины УИС» и составляет от 1% до 50 %.
Из возражений ответчика следует, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" АО «Промсервис» проводятся конкурентные процедуры по определению контрагентов по поставке продуктов питания в магазины, расположенные на территории УИС Владимирской области по результатам заключаются договоры с победителями конкурентных процедур, которые предлагают наиболее низкую цену договора, а также которые могут гарантировать наличие достаточного товарного запаса в нужном ассортименте, своевременную и оперативную доставку товара до магазина с учетом проезда через КПП учреждения, наличие соответствующих транспортных средств для доставки товаров с учетом территориальных особенностей регионов. Значительное влияние на установление размера торговых наценок, применяемых АО «Промсервис», оказывает уровень среднерегиональных цен, поэтому контроль за ценообразованием осуществляется на регулярной основе путем проведения мониторингов цен в розничных торговых точках на одноименные товары региона в не менее, чем 3 региональных розничных и интернет-магазинах. Исходя из полученных данных, отдельно устанавливается розничная торговая наценка на каждое наименование реализуемой продукции в соответствии с приказом № 138-ЦО от 31.08.2023 «Об установлении торговых наценок на товары, реализуемые через магазины УИС». В случае выявления фактов завышенных цен в магазинах, расположенных на территории УИС АО «Промсервис» изменяет розничную наценку в сторону понижения. В некоторых удаленных магазинах АО «Промсервис» вынуждено торговать себе в убыток для достижения основной цели своей деятельности – обеспечения осужденных и лиц, находящихся под стражей продуктами питания и предметами первой необходимости.
Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Частью 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В результате проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области проверки обоснованности цен, установленных на продукты и потребительские товары в магазинах АО «Промсервис» федеральных казенных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области, установлено, что АО «Промсервис», осуществляя реализацию продуктов и товаров первой необходимости на территории исправительных учреждений Владимирской области, имеет признаки доминирующего положения на рынке, следовательно, на предприятие будут распространятся запреты, установленные ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Методика ценообразования товаров, реализуемых АО «Промсервис», основана на затратном методе, обеспечивающим покрытие всех затрат Общества, необходимых для осуществления Уставных видом деятельности и поставленных задач. Общество не финансируется из бюджета и существует только за счет собственных средств. Существенным отличием магазинов УИС от внесистемных является лимит средств для расходования в магазинах учреждений УИС для спецконтингента, который ограничен законодательством. АО «Промсервис» не может повлиять на объем товарооборота и увеличить количество покупателей, при этом магазины УИС должны функционировать независимо от количества, содержащегося в учреждении спецконтингента. Наряду с этим, у магазинов вне системы исправительных учреждений никаких аналогичных ограничений нет. Наценка на продукты и потребительские товары не превышала 35 % в период до 31.08.2023 и 50 % с 31.08.2023 и устанавливалась в соответствии с приказами АО «Промсервис» от 10.11.2021 № 13-ЦО, от 31.08.2023 № 138-ЦО. Цена товаров не превышала сумму необходимых для производства и реализации расходов и прибыли. Сопоставимых товарных рынков, сопоставимых по составу покупателей или продавцов товара, условиями обращения товара, условиями доступа на товарный рынок, не выявлено. Цены на продовольственные и непродовольственные товары АО «Промсервис» не содержат признаков монопольно высокой цены. Нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам. Сам по себе факт доминирования на рынке не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства. Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении АО «Промсервис» норм антимонопольного законодательства, которое обусловлено именно злоупотреблением своим доминирующим положением, привело или могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей и требует принятия мер антимонопольного регулирования, не установлено.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности требования истца в части признания незаконными действий АО «Промсервис» по чрезмерному завышению цен в магазине, расположенном на территории <адрес> <адрес>. Доказательств, опровергающих данный вывод суда, в материалах дела не имеется.
Рассматривая требование Волкова Н.В. о возложении на ответчика обязанности установить в торговой точке устройство для взвешивания продуктов, суд отмечает следующее.
Пунктом 4 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, при продаже продавцом товара, который может быть измерен, продавец обязан применять средства измерений, находящиеся в исправном состоянии и соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В магазинах исправительных учреждений и следственных изоляторах, в том числе в магазине при <адрес> <адрес>, для взвешивания развесного товара в обязательном порядке используются торговые весы, которые установлены непосредственно у окна выдачи товаров. С учетом модели весов их показания на электронном табло видны покупателям. По требованию осужденного продавцом-кассиром ему предоставляются контрольные весы для контрольного взвешивания купленного товара. В магазине, расположенном на территории <адрес> <адрес>, для торговли используются весы электронные настольные многодиапазонные ВНМ-3/30 № 26815-04 с заводским номером 92211. Для контрольного взвешивания используются весы торговые электронные М-ВR 223 АС № 26815-04 с заводским номером 22827239 (л.д. 32, 33, 34).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается самим истцом, весы в магазине при <адрес> <адрес> установлены. При необходимости осужденный может воспользоваться контрольными весами.
Учитывая указанные обстоятельства, нарушения прав осужденного Волкова Н.В. в части приобретения им в магазине при исправительном учреждении продуктов и товаров первой необходимости, касающихся стоимости товаров и их измерения (взвешивания), на момент рассмотрения дела отсутствуют.
В этой связи оснований для удовлетворения иска Волкова Н.В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.01.2024.