Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-2274/2023 ~ М-1679/2023 от 10.10.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 декабря 2023 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при помощнике Зенкевиче В.И.

с участием прокурора Колчиной Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-2274/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Самарамашэлектроторг» о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

с участием представителя административного истца по доверенности Мальцевой Т.А.,

У с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Самарамашэлектроторг» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2014 от 19 октября 2020 года, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что указанное здание имеет назначение-склад с административно-бытовым пристроем, подразумевающим основное назначение объекта - складское. Изначально все объекты недвижимости, подъездные пути к объектам по адресу: <адрес> строились как оптово-складская база. Здание состоит из помещений с кадастровыми номерами , , принадлежащих административному истцу на праве собственности. По техническому паспорту в литерах АА1 расположены складские помещения, кладовые, тамбуры, санузлы, венткамеры, коридоры, лестничные клетки, кабинеты мастеров, операционный зал, мясной цех, холодный цех, столовая, моечные, склад тары, раздевалка, кабинеты, бухгалтерия, отдел продовольственных товаров, касса, кабинет директора. Здание располагается на земельном участке с кадастровым номером ( образован из земельного участка с кадастровым номером ) с видом разрешенного использования: фактически занимаемый земельный участок цехом № 2. Включение здания в Перечни считает необоснованным, влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица, нарушая права и законные интересы.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Мальцева Т.А. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области, заинтересованное лицо- Правительство Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое здание включено в Перечни в связи с наименованием - склад с административно-бытовым пристроем, полагая, что это объект как объект торгового назначения, кроме того, здание сдается в аренду за плату и используется как коммерческий объект.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 19 октября 2020 года № 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом № 2233 от 22 октября 2021 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом № 2077 от 8 ноября 2022 года.

Нежилое здание с кадастровым номером включено в Перечень на 2021 год под пунктом 3, в Перечень на 2022 год - под пунктом 3, в Перечень на 2023 год - под пунктом 3.

Приказ министерства от 19 октября 2020 года № 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.

Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.

Приказ министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на

официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью «Самарамашэлектроторг» на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером площадью 5201,9 кв. м и нежилое помещение с кадастровым номером площадью 868,4 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> имеющие назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение.

Указанные нежилые помещения расположены в здании с кадастровым номером площадью 5697,6 кв. м, имеющим назначение-нежилое, наименование- склад с административно-бытовым пристроем, количество этажей-3.

Здание собственника не имеет.

Из представленного административным истцом технического паспорта на здание по адресу: <адрес> выполненного ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации» по состоянию на 27 июля 2011 года, в литерах АА1нн1 расположены санузлы, помещения, коридоры, лестницы, вентиляционные камеры, складские, кладовые, тамбуры, санузлы, мясной цех, холодный цех, столовая площадь. 71,1 кв.м. моечные площадью 10,5 кв.м и 6,5 кв.м, склад тары, раздевалки, кабинет мастеров, операц. зал( площадью 54,7 кв.м), кабинеты, бухгалтерия, отдел прод.товаров (площадью 35 кв.м), касса площадью 9,5 кв.м, кабинет директора.

Площадь таких помещений, как столовая, моечные, кассы, операционный за, отдел прод. товаров, которые можно отнести к объектам общественного питания, торговли, офисного назначения составляют 187,3 кв. м, что от общей площади здания составляет 3,28 %.

В порядке электронного взаимодействия из ППК Роскадастр по Самарской области поступили технические паспорта, запрошенные на здание и помещения, из которых следует, что в здании лит АА1 расположены складские, умывальники, туалеты, венткамеры, тамбуры, коридоры, лестничная клетка, мясной цех, холодный цех, столовая (71,1 кв.м), моечные ( 6,5 кв.ми. и 10,5 кв.м), туалеты, основное, венткамера, операционный зал( 72,9 кв.м, кладовые, душевые, касса (6,3 кв.м., 6,7 кв.м). кабинеты, кабинет директора, холл, всего площадь 6070,3 кв.м.

Исходя из приведенного технического паспорта площадь столовой, моечных, касс, операционного зала составила 174 кв.м, что менее 20% от общей площади здания (3,05 %).

Помещения с наименованием «кабинет», «кабинет директора» не тождественны объектам офисного назначения..

Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , образованном из земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования: фактически занимаемый земельный участок цехом № 2, не подразумевающим расположение на нем торговых или офисных объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Административным ответчиком не производился осмотр нежилого здания на предмет его фактического использования на дату утверждения оспариваемых Перечней.

Суду представлены договоры аренды, согласно которым в аренду под офисы передано ООО «Еврохим» 87,2 кв.м, ООО «ТД МАГА ПЛЮС» - 12,5 кв.м, ООО «Континент Поволжья» - 9,3 кв.м, ООО «Волга-Клинкер»10,9 кв.м, ООО «Астория Керамика» - 73,6 кв.м, ООО «Элемент»- 6,8 кв.м, ООО «ДВЕРИ ВИДА» -12,6 кв.м, ООО «Форта» -114,1 кв., ИП Исхакову Р.А.-18,2 кв.м,, ООО «Двери Поволжья» -66,7 кв. м., ООО «Мир вкуса» -106,8 кв.м., ИП Тотокину А.В.-18,6 кв.м., ООО «Аквалоджик-54» -95,4 кв.м, из которых следует, что в совокупности арендаторам под офисы и торговлю или переданы помещения общей площадью 632,7 кв.м, что от общей площади составляет 11,10 %.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что по сведениям технического учета и ЕГРН, по виду разрешенного использования земельного участка нежилое здание не соответствует критериям ст. 378.2 НК РФ, в связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению.

Доводы административного ответчика о том, что нежилое помещение передано в аренду для извлечения прибыли, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку извлечение прибыли от передачи объекта в аренду основанием для включения объекта недвижимости в Перечни не является. Доказательств использования здания в целях размещения офисных, торговых объектов общественного питания или бытового обслуживания, не представлено.

Наименование здания - склад с административно-бытовым пристроем не предполагает безусловное его назначение для размещения офисных или торговых объектов.

Вопреки доводам административного ответчика складские помещения не могут быть отнесены к торговым объектам, поскольку они не отвечают критериям торгового объекта из-за отсутствия в них специально оснащенного оборудования, предназначенного для выкладки, демонстрации товара, обслуживания покупателей и проведении денежных расчетов с покупателями.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2021- 2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования общества с ограниченной ответственностью «Самарамашэлектроторг»

удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом 3 нежилого здания с кадастровым номером

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 3 нежилого здания с кадастровым номером

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 3 нежилого здания с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А. Родина

Мотивированное решение изготовлено 11 декабря 2023 года.

3а-2274/2023 ~ М-1679/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Самарамашэлектроторг"
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Правительство Самарской области
Мальцева Татьяна Александровна
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
10.10.2023Регистрация административного искового заявления
11.10.2023Передача материалов судье
12.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
12.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2023Подготовка дела (собеседование)
31.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2023Судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
11.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее