Дело №2-954/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2023 г. г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Пашенько С.Б.,
при секретаре судебного заседания Гучмазовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Самсоновой Н.П. к Шаповалову О.А., Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Саратовской области», воинская часть №29598 Министерства обороны РФ о лишении Шаповалову О.А. права на меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего Шаповалова А.О.,
установил:
Самсонова Н.П. (истец) обратилась в суд с вышеуказанным иском к Шаповалову О.А. (ответчик) о лишении Шаповалова О.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения права на меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего Шаповалова А.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего в результате ранения, участвуя в Специальной военной операции России на Украине ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование исковых требований истец указала, что она вступила с Шаповаловым О.А. в брак в ДД.ММ.ГГГГ году и проживали в <адрес> вместе с 1981 по 1991 г. В браке родилось двое детей ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р. В 1991 году она с ответчиком рассталась. Вместе с детьми переехала на постоянное место жительство в <адрес> в 1993 году, где проживала ее сестра с семьей. ДД.ММ.ГГГГ она официально расторгла брак с ответчиком. Ответчик с 1991 года перестал быть членом семьи, судьбой детей не интересовался, в воспитании детей участие не принимал, какой либо помощи, в том числе материальной не оказывал. От знакомых ей известно, что ответчик злоупотребляет спиртным, постоянного места жительства и работы не имеет. Фактическим воспитанием детей она занималась одна. В 1999 года она познакомилась с ФИО1 с которым создали семью, он заменил ее детям отца, в 2002 году они с ФИО1 зарегистрировали брак и она взяла фамилию мужа.
Истец просила лишить ответчика: единовременного пособия, выплата которого предусмотрена Федеральным законом Российской Федерации от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; страховой выплаты, предусмотренной Федеральным законом Российской Федерации от 28.03.1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»; единовременного поощрения по Указу Президента Российской Федерации от 25.07.2006 года № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу»; единовременной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 05.03.2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходившим военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»; отдельной выплаты по Приказу Министерства обороны Российской Федерации от 06.12.2019 года № 727 «Об определении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат»; выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 28.07.2022 года № 504, в связи с награждением Шаповалова А.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения Орденом Мужества (посмертно) и других наградами и медалями; иных выплат и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации и Указами Президента Российской Федерации в связи с гибелью военнослужащего.
В судебном заседании истец Самсоновой Н.П. и её представитель Ильясов С.К. исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Ответчик Шаповалов О.А. был извещен по последнему известному месту жительства, каких-либо возражений в суд не поступало. Поскольку место жительство Шаповалова О.А. неизвестно, суд в соответствии с положением ст. 50 ГПК РФ назначил ответчику Шаповалова О.А. адвоката. Адвокат Быков О.Ю. в качестве представителя ответчика Шаповалова О.А. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что Шаповалов О.А. родительских прав не лишался, за уплатой алиментов к нему истец не обращалась.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» по доверенности Нижникова Ю.С. в судебном заседании пояснила, что при разрешении вопроса о лишении прав Шаповалов О.А. на меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего полагается на суд, однако считает, что в действиях ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» отсутствуют какие-либо нарушения, поэтому просит признать ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» ненадлежащим ответчиком.
Прокурор в судебном заседании выступила с заключением, полагая наличие правовых оснований для лишения прав Шаповалов О.А. на меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего.
Представители третьих лиц ОАО «СОГАЗ» и воинской часть №29598 Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены, причины неявки не известны. Согласно письменного пояснения ОАО «СОГАЗ» направленного в адрес суда, заявлений на выплату страховых сумм и единовременного пособия по факту гибели военнослужащего Шаповалова А.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения не поступало, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора Шапошниковой К.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) определено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п. 2 ст. 969 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28.03.1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 52-ФЗ).
Исходя из положений ст. 1 Закона № 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся и военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются, в том числе, родители (усыновители) застрахованного лица (абз. 3 п. 3 ст. 2 Закона № 52-ФЗ).
В ст. 4 Закона № 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, среди них гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В ст. 5 Закона № 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.
Так, согласно абз. 2 п. 2 ст. 5 указанного закона, в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, выгодоприобретателям в равных долях выплачивается сумма в размере 2000000 руб.
Размер указанных сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абз. 9 п. 2 ст. 5 Закона № 52-ФЗ).
Федеральным законом от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее по тексту – Закон № 306-ФЗ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3000000 рублей (ч. 8 ст. 3 Закона № 306-ФЗ).
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 3 Закона № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Согласно п. 2 ч. 11 ст. 3 указанного закона членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, в том числе, родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.
Кроме того, Указом Президента РФ от 05.03.2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», Указом Президента РФ от 25.07.2006 года № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу» и Приказом Министра обороны РФ от 06.12.2019 года № 727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2020 года № 57168) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.
Так, в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с ч. 1.2 ст. 12 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц (пункт «а» Указа Президента РФ от 05.03.2022 года № 98).
Выплата единовременного поощрения лицу, проходящему (проходившему) федеральную государственную службу, осуществляется государственным органом, представившим его к поощрению или награждению, в месячный срок со дня издания правового акта Российской Федерации о поощрении или награждении данного лица. В случае гибели (смерти) лица, проходящего (проходившего) федеральную государственную службу, поощренного Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или награжденного государственной наградой Российской Федерации, а также в случае награждения лица, проходившего федеральную государственную службу, государственной наградой Российской Федерации посмертно выплата единовременного поощрения производится членам семей этих лиц в соответствии с федеральными законами (п. 3.1 п. 3 Указа Президента РФ от 25.07.2006 года № 765).
В случае гибели (смерти) военнослужащего причитающиеся и не полученные им ко дню гибели (смерти) оклад денежного содержания и ежемесячные дополнительные выплаты полностью за весь месяц, в котором военнослужащий погиб (умер), выплачиваются супруге (супругу), при ее (его) отсутствии - проживающим совместно с ним совершеннолетним детям, законным представителям (опекунам, попечителям) либо усыновителям несовершеннолетних детей (инвалидов с детства - независимо от возраста) и лицам, находящимся на иждивении военнослужащего, в равных долях или родителям в равных долях, если военнослужащий не состоял в браке и не имел детей (пункт 125 Приказа Министра обороны РФ от 06.12.2019 года № 727).
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в», «м»), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002 года № 17-П, от 20.10.2010 года № 18-П, от 17.05.2011 года № 8-П, от 19.05.2014 года № 15-П, от 17.07.2014 года № 22-П, от 19.07.2016 года № 16-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по контракту, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 25 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), и страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (п. 3 ст. 2, ст. 4 и п. 2 ст. 5 Закона № 52-ФЗ).
К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные ч. ч. 8 - 10 ст. 3 Закона № 306-ФЗ.
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 года № 22-П, от 19.07.2016 года № 16-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате, в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих, в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в ст. 5 Закона № 52-ФЗ и в ст. 3 Закона № 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Семейная жизнь в понимании ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (п. 1 ст. 18, п. 2 ст. 27).
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - СК РФ) предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации).
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (п. 1 ст. 1 СК РФ).
Согласно п. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (п. 4 ст. 66 СК РФ).
Согласно абз. 2 ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 ст. 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 года № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (п. 1 ст. 62, п. 1 ст. 65 СК РФ). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (п. 1 ст. 65, ст. 69, ст. 73 СК РФ) (абз. 1 и 2 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 года № 44).
Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст. 69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим (абз. 1 п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 года № 44).
В соответствии со ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Самсонова (в браке ФИО5) Н.П. с Шаповаловым О.А. находились в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ году по ДД.ММ.ГГГГ, в период брака у них родились двое детей ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается свидетельством о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о рождении о рождении детей.
В период прохождения военной службы по контракту в войсковой части №29598 сержант Шаповалов А.О. ДД.ММ.ГГГГ г.р.- гранатометчик мотострелкового отделения мотострелкового взвода мотострелковой роты мотострелкового батальона погиб ДД.ММ.ГГГГ по получению минно-взорванной травмы несовместимой с жизнью, при выполнении боевой задачи в ходе специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы, что подтверждается извещением № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
27.10.2021 года между Министерством обороны Российской Федерации и страховой организацией Акционерным обществом «Страховое общество газовой промышленности» был заключен Государственный контракт на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2022-2023 годах, предметом которого являлось обязательное государственное страхование в 2022-2023 годах жизни и здоровья застрахованных лиц, указанных в пункте 3.1 данного контракта (пункт 1.1 Государственного контракта).
Пунктом 3.1 Государственного контракта предусматривается, что застрахованными лицами по контракту являются военнослужащие (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждане, призванные на военные сборы, отчисленные с военных сборов или окончившие военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее по тексту - застрахованные лица).
Страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является, в том числе гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, военных сборов (подп. 5.1.1 п. 5.1 Государственного контракта).
Согласно подп. 3.3.2. п. 3.3 Государственного контракта, выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица – следующие лица, в том числе родители (усыновители) застрахованного лица.
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования в рамках Государственного контракта установлены в соответствии с положениями Закона №52-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона №52-ФЗ страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2000000 руб. выгодоприобретателям в равных долях. С учетом индексации, установленной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №2458 на 2023 год страховая сумма составляет 3131729,56 руб.
Также во исполнение условий раздела ХVIII Государственного контракта между Министерством обороны РФ и АО «СОГАЗ» заключено Соглашение об осуществлении в 2022-2023 годах выплат единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы и членам их семей (далее по тексту – Соглашение).
Предметом Соглашения явилось осуществление в 2022-2023 годах выплат военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей единовременных пособий, предусмотренных ч. ч. 8 и 12 ст. 3 Закона №306-ФЗ.
В соответствии с ч. 8 ст. 3 Закона №306-ФЗ, в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3000000 руб. С учетом индексации, установленной Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 года №2458 на 2022 год единовременное пособие составляет 4 697594,34 руб.
Военнослужащий Шаповалов А.О. ДД.ММ.ГГГГ г.р. являлся застрахованным лицом по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из письменного отзыва АО «СОГАЗ» вышеуказанные страховая сумма и единовременное пособие выгодоприобретателям не выплачены, поскольку на ДД.ММ.ГГГГ в адрес страховой организации заявлений на выплату не поступлю.
Проверяя указанные истцом обстоятельства, судом установлено следующее.
В судебном заседании истец пояснила, что ответчик с 1991 года перестал быть членом семьи, судьбой детей не интересовался, в воспитании детей участие не принимал, какой либо помощи, в том числе материальной не оказывал. Она вынуждена была от него уехать в другой регион, поскольку ответчик ее и детей избивал, вел аморальный образ жизни, семью не обеспечивал, постоянно злоупотреблял спиртным. От знакомых ей известно, что ответчик продолжает злоупотреблять спиртным, постоянного места жительства и работы не имеет. Фактическим воспитанием детей она занималась одна, а с 1999 года она познакомилась с ФИО1, который заменил ее детям отца, в 2002 году они с ФИО1 зарегистрировали брак и она взяла фамилию мужа.
В судебном заседании была допрошена свидетель ФИО1- муж истицы, который подтвердил, что познакомился с Самсоновой Н.П. в 1999 году и они стали жить одной семьей, дети были еще несовершеннолетними, он заменил им отца, поскольку родной отец с бывшей женой и детьми связи не поддерживал, не интересовался судьбой детей, финансово не помогал, некогда детей не навещал. Дети относились к ФИО1 к как родному отцу и в связи с тем, что ответчик не претендовал на детей, судьба и место жительства которого им не было известно, то и не было необходимости обращаться с требованиями о лишении Шаповалова О.А. родительских прав и требовать с него алименты.
Из показаний свидетеля ФИО2, которая 10 лет в гражданском браке прожила с Шаповаловым А.О. следует, что Саша не общался с отцом с момента как уехали они с матерью <адрес> в малолетнем возрасте. Отец его алименты не платил, материально сыновей не поддерживал. Воспитанием ФИО6 и его брата занималась их мама и ее муж ФИО1 Самсонова Н.П. не обращалась за алиментами и лишением родительских прав поскольку, это было бы бесполезно и где находится ответчик, не было известно.
Свидетель ФИО2 в судебном заседании показал, что знает ответчика Шаповалова О.А. с детских лет, с ним учился. Истца – Самсонову Н.П. он знает с юности. В браке с Самсоновой Н.П. ФИО7 начал пить, бить ее. Она вынуждена была от него уехать в <адрес>, алименты ФИО7 не платил, жизнью детей не интересовался. ФИО7 продолжат вести паразитический образ жизни, постоянной работы не имеет, постоянно пьет.
Согласно показанием свидетеля ФИО3, она знает Самсонову Н.П. с 1982 года и знала ее бывшего мужа ФИО7, который когда они с Самсоновой Н.П. разошлись, то тот забыл про существование своих детей. Шаповалова О.А. постоянно пил и бил Самсонову Н.П. Никогда своим детям не помогал. Со слов сестры из Казахстана она знает, что у Шаповалова О.А. нет собственного жилья, он злоупотребляет алкоголем, живет тем, что у кого-то нанимается, он все время пьяный и где-то «бомжует». Шаповалова О.А. некогда не поддерживал материально своих детей.
Свидетель ФИО4 невестка истца по второму сыну подтвердила, что ответчик Шаповалова О.А. воспитанием сыновей никогда не занимался, никогда того она не видела. Ее муж (родной брат погибшего военнослужащего) не любил говорить об отце.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч. 2 ст. 67 ГПК РФ).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3 ст. 67 ГПК РФ).
Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что факт злостного уклонения Шаповалова О.А. от исполнения обязанностей родителя в отношении сына Шаповалова А.О. нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, поскольку достоверно установлено, что ответчик будучи отцом Шаповалов А.О. какого-либо участия в воспитании сына ФИО6 с момента его рождения и до совершеннолетия не принимал, не интересовался судьбой своего сына, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, не содержал сына материально, не предпринимал каких-либо мер для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития, получения образования, не использовал свое право на общение с ребенком, он фактически с малолетнего возраста ребенка отказался от своего сына, фактические семейные и родственные связи отсутствовали. В период совершеннолетия связь с сыном также не поддерживал, судьбой и жизнью сына не интересовался, в похоронах участие не принимал, за выплатами в связи гибелью военнослужащего Шаповалова А.О. не обращался.
При этом суд обращает внимание, что основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии права Шаповалова О.А. на получение единовременного пособия, выплата которого предусмотрена Федеральным законом Российской Федерации от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», страховой выплаты, предусмотренной Федеральным законом Российской Федерации от 28.03.1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», единовременного поощрения по Указу Президента Российской Федерации от 25.07.2006 года № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу», единовременной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 05.03.2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходившим военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», отдельной выплаты по Приказу Министерства обороны Российской Федерации от 06.12.2019 года № 727 «Об определении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат», выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 28.07.2022 года № 504, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца к ответчику Шаповалову О.А.
Принимая во внимание, что Федеральное казенное учреждению «Военный комиссариат Саратовской области» и воинская часть №29598 Министерства обороны РФ каких-либо нарушений в связи социальной поддержки членов семьи военнослужащего и в отношении истца в связи с гибелью сына военнослужащего Шаповалова А.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего ДД.ММ.ГГГГ не совершали, а осуществляют свои действия в соответствии с установленными полномочиями, материальные требования к ним истцом фактически не предъявляются, то суд признает Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Саратовской области», воинская часть №29598 Министерства обороны РФ не надлежащими ответчиками по делу, заявленные к ним требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Самсоновой Н.П. к Шаповалову О.А. о лишении Шаповалову О.А. права на меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего Шаповалова А.О. удовлетворить.
Лишить Шаповалова О.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения права на меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего Шаповалова А.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего ДД.ММ.ГГГГ и не производить Шаповалову О.А. в связи с гибелью военнослужащего Шаповалова А.О. соответствующие начисления и выплаты, а именно:
- единовременного пособия, выплата которого предусмотрена Федеральным законом Российской Федерации от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;
- страховой выплаты, предусмотренной Федеральным законом Российской Федерации от 28.03.1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»;
- единовременного поощрения по Указу Президента Российской Федерации от 25.07.2006 года № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу»;
- единовременной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 05.03.2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходившим военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»;
- отдельной выплаты по Приказу Министерства обороны Российской Федерации от 06.12.2019 года № 727 «Об определении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат»;
- выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации № 504 от 28.07.2022 года;
- иных выплат и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации и Указами Президента Российской Федерации в связи с гибелью Шаповалова А.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 03 июля 2023 года.
Судья С.Б. Пашенько