УИД 22RS0042-01-2023-000218-79
Дело № 2-190/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 сентября 2023 года с. Родино
Родинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ожогиной Г.В.,
при секретаре Крючковой Д.В.,
с участием заместителя прокурора Родинского района Алтайского края Мошляк О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Поповой Елены Фридриховны, Попова Андрея Николаевича об объявлении гражданина умершим,
У С Т А Н О В И Л:
Попова Е.Ф. и Попов А.Н. обратились в Родинский районный суд с заявлением об объявлении гражданина умершим. В обоснование своих требований указали, что П.А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> является приемным ребенком заявителей. 25.11.2022 заключил контракт о прохождении военной службы в ВС РФ, приказом командира зачислен в списки личного состава части № и приступил к исполнению служебных обязанностей на территории признанных РФ Республик Луганск и Донецк. Перед наступлением на г. Угледар Донецкой области П.А.Д. позвонил в ночь с 21-го на 22 января Попову А.Н. и больше на связь не выходил. Биологический сын Поповой Е.Ф. – Д.Д.Н., 02.08.2022 заключил контракт о прохождении военной службы в ВС РФ и принимает участие в специальной военной операции. Д.Д.Н. позвонил Попову А.Н. 29.01.2023 и сообщил, что П.А.Д. погиб в результате артиллерийского обстрела при выполнении боевой задачи. Тело на месте выполнения боевой задачи найти не удалось, так как были неоднократные взрывы. В начале апреля осуществлен забор материала ДНК у биологического брата П.А.Д. – П.Н.Д., но до настоящего времени результатов опознания нет. Приказом ВРИО командира в/ч с 22 01. 2023 П.А.Д. числится в списках безвестно отсутствующих. Заявители обращались в Администрацию с заявлением о выдаче свидетельства о смерти сына, но получили письменный отказ в связи с отсутствием документов, необходимых для выдачи свидетельства, а именно: документа о смерти, выданного медицинской организацией, решения суда об установления факта смерти или об объявлении лица умершим. Установление факта смерти П.А.Д. необходимо для получения социальных выплат на членов семьи умершего при выполнении задач специальной военной операции и других мер социальной поддержки. Самостоятельно подтвердить факт смерти П.А.Д. не представляется возможным, поскольку тело покойного сына не найдено и, вероятнее всего, после его смерти останки остались на месте боевых действий. Спор о праве отсутствует. Заявители полагают, что смерть приемного сына П.А.Д. наступила в ходе выполнения задач специальной военной операции в результате артиллерийского обстрела. Установление факта смерти П.А.Д. для заявителей имеет юридическое значение, поскольку от этого зависит восстановление актовой записи о смерти и реализации их личных прав.
На основании изложенного Попова Е.Ф. и Попов А.Н. просят суд объявить умершим П.А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> умершего ДД.ММ.ГГГГ, при выполнении задач специальной военной операции.
В судебном заседании заявители Попова Е.Ф. и Попов А.Н. настаивали на удовлетворении заявленных требований, привели доводы, аналогичные изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица войсковой части 69262 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без участия представителя указанного заинтересованного лица, также просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Волчихинского и Родинского районов Алтайского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без участия представителя указанного заинтересованного лица.
Представил в суд отзыв, согласно которому П.А.Д. решением призывной комиссии Родинского района Алтайского края от 03.07.2014 признан ограниченно годным к военной службе, в ряды Российской Армии не призывался. В июле 2014 года ему выдан военный билет № с постановкой на воинский учет в военном комиссариате (Волчихинского и Родинского районов Алтайского края). 28.09.2022 П.А.Д. снят с воинского учета (без личного присутствия) по запросу военного комиссара Камчатского края, какую-либо связь с Военным комиссариатом Волчихинского и Родинского районов Алтайского края не поддерживал. 09.04.2023 ВрИО командира войсковой части № подполковник Д. направил в адрес комиссариата запрос, в котором указывалось, что матрос П.А.Д. погиб в ходе специальной военной операции (без указания конкретной даты гибели) и с целью подтверждения сведений о погибшем просил оказать содействие в сборе и отправке материалов ДНК одного из близких родственников. Собранный биологический материал родного брата погибшего (П.Н.Д.) направлен по адресу, указанному в запросе 12.04.2023. В дальнейшем каких-либо сведений (писем, дополнительных запросов) из указанной войсковой части в адрес комиссариата не поступало. Удовлетворение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без участия представителя указанного заинтересованного лица.
Представил в суд отзыв, в котором указал, что в настоящее время сокращены сроки и упрощена процедура установление факта гибели, командир воинской части уполномочен составлять документ о смерти военнослужащего, приравненный по своей юридической силе медицинскому свидетельству о смерти. Вместе с тем, в материалы дела не представлены документы, подтверждающие обращение заявителя установленным порядком в адрес командира воинской части, в которой проходил службу П.А.Д. Так - же указал на то, что в рамках производства по делу об обьявлении гражданина умершим предусмотрена лишь констатация фактов необходимых для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния, в связи с чем в рамках рассмотрения таких дел не может быть установлен факт гибели гражданина при определенных обстоятельствах.
Представитель заинтересованных лиц - Администрации Родинского района, Военного комиссариата Алтайского края, страховой компании АО «СОГАЗ» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть данное дело без участия представителей указанных лиц.
Заслушав заявителей, заместителя прокурора Родинского района Мошляк О.А., полагавшую заявление подлежащим оставлению без рассмотрения, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГК РФ, гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели и указать момент его предполагаемой гибели.
В процессе рассмотрения дела судом установлено следующее.
Решением Родинского районного суда Алтайского края от 13.04.2010 П.Г.И. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних П.И.Д., П.А.Д., П.Н.Д., с нее взысканы алименты в пользу ФИО12 на содержание указанных детей в размере ? части заработка и (или) иного дохода П.Г.И., до их совершеннолетия.
Постановлением Администрации Родинского района Алтайского края от 18.03.2010 № 169 Джакипова Е.Ф. назначена попечителем над несовершеннолетним П.И.Д. и опекуном над несовершеннолетними П.А.Д., П.Н.Д.
20.06.2009 Попов А.Н. и Джакипова Е.Ф. заключили брак, после заключения брака Джакиповой Е.Ф. присвоена фамилия «Попова», что подтверждается свидетельством о заключении брака I-ТО №.
29.04.2011 заключен договор о приемной семье, согласно которому приемные родители Попова Е.Ф. и Попов А.Н. принимают на воспитание для осуществления опеки и попечительства в приемную семью несовершеннолетнего П.А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно справки, предоставленной Администрацией Ярослав-Логовского сельсовета Родинского района Алтайского края о семейном положении Поповой Е.Ф. по состоянию на 13.06.2023, Попова Е.Ф. имеет следующий состав семьи: Попов Андрей Николаевич – муж, П.В.А. – сын, П.А.Д. – под опекой.
18.10.2022 между П.А.Д. и Министерством обороны РФ в лице ВрИО командира войсковой части № подполковника ФИО13 заключен контракт о прохождении военной службы на срок 3 (три) года с 18.10.2022 по 17.10.2023..
Согласно справки от 01.06.2023 № 1793, выданной войсковой частью №, П.А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил военную службу по контракту в войсковой части № и с 25 ноября 2022 г. принимал участие в специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации на территориях субъектов Российской Федерации (Луганской и Донецкой народных республик, Запорожской и Херсонской областях) и Украине по защите суверенитета Российской Федерации и обеспечению безопасности государства. С 22.01.2023 П.А.Д., военнослужащий войсковой части 69262 числится в списках безвестно отсутствующих.
Согласно представленной в материалы дела телеграммы от 24.05.2023, адресованной командиру войсковой части № командованием войсковой части №, матрос П.А.Д. с 21.02.2023 числится в списке безвестно отсутствующих.
В силу ст. 277 ГПК РФ, в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий
Как указывают заявители, объявление гражданина П.А.Д. умершим необходимо для получения свидетельства о его смерти и последующего получения социальных выплат на членов семьи умершего при выполнении задач СВО и других мер социальной поддержки.
Заявители обратились в Родинский сектор ЗАГС управления юстиции Алтайского края с заявлением о государственной регистрации смерти П.А.Д., однако им был дан ответ от 21.06.2023 № 35/11-06, согласно которому для государственной регистрации смерти военнослужащего П.А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, необходимо предоставить в орган ЗАГС документ о смерти, выданный медицинской организацией, решение суда об установления факта смерти или об объявлении лица умершим.
Также Родинский сектор ЗАГС управления юстиции Алтайского края 12.09.2023 предоставил в суд информацию об отсутствии архиве сектора ЗАГС управления юстиции Алтайского края записи актов о(об) смерти на П.А.Д., ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ФЗ от 14.04.2023 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в п. 2 ст. 45 ГК РФ внесены изменения:
1. Положения пункта 2 статьи 45 Кодекса применяются к гражданам, участвовавшим в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области или в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, в том числе в качестве лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, лиц, находившихся на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", лиц, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также к лицам, заключившим контракт (имевшим иные правоотношения) с организацией, содействующей выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, к находившимся на указанных территориях служащим (работникам) правоохранительных органов Российской Федерации, к лицам, выполнявшим служебные и иные аналогичные функции на указанных территориях, к гражданам, проживавшим или временно находившимся на указанных территориях, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
2. Если гражданин, относящийся к числу граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, и в течение шести месяцев с момента возникновения таких обстоятельств в месте жительства этого гражданина нет сведений о месте его пребывания, в том числе такие сведения не предоставлены членам семьи этого гражданина командиром воинской части или иным уполномоченным должностным лицом, этот гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц объявлен умершим в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
3. Заинтересованные лица, обращаются с заявлением об объявлении умершим гражданина, относящегося к числу граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе представить в суд в целях пояснения обстоятельств, угрожавших пропавшему без вести смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, документ установленной формы, содержащий сведения об обстоятельствах исчезновения или о возможной гибели гражданина, относящегося к числу граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, выдаваемый в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации.
4. Если гражданин, относящийся к числу граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, был признан судом безвестно отсутствующим и с момента вступления в законную силу решения суда о признании этого гражданина безвестно отсутствующим прошло три месяца, этот гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц объявлен умершим в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
Согласно ответа на запрос от 14.09.2023 № 84, представленного Администрацией Ярослав-Логовского сельсовета Родинского района Алтайского края, П.А.Д. состоит на регистрационном учета по адресу: <адрес>, но фактически не проживает. На территории Ярослав-Логовского сельсовета с 22.01.2023 не появлялся, сведения о его месте нахождения не поступали.
Согласно справки от 13.09.2023 № 102/3135, предоставленной Отд МВД России по Родинскому району, с заявлением о розыске П.А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, никто не обращался, розыскное дело в отношении П.А.Д., как на лицо без вести пропавшее, не заводилось, какое-либо информации о П.А.Д. не располагают.
Вместе с тем, 14.04.2023 подписан Президентом Российской Федерации и опубликованы в этот же день Федеральный закон от 14.04.2023 № 118-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в законную силу 15.05.2023.
Указанным законом закреплены особенности применения предусмотренных ГК РФ правил признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим в отношении определенных в настоящем Федеральном законе категорий граждан, которые участвовали в специальной военной операции или могли находиться на территории, где она осуществляется. Данные особенности заключаются в сокращении сроков и упрощении соответствующих процедур.
При этом указанный федеральный закон имеет обратную силу и распространяется на правоотношения, возникшие с 24.02.2022, соответственно, их положения подлежат применению и в рамках данного гражданского дела.
Кроме того, Федеральный закон № 120-ФЗ устанавливает, что правила статьи 45 ГК РФ об объявлении гражданина умершим применяются к указанной категории граждан с учетом ряда особенностей, которые состоит в сокращении сроков и упрощении процедуры объявлении лица умершим. Положение пункта 2 статьи 45 ГК РФ, в соответствии с которым военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий, не подлежит применению к указанной категории граждан.
Если лицо, относящееся к указанной категории граждан, пропало без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (попадание снаряда в здание или транспортное средство и т.п.), то такое лицо может быть по заявлению заинтересованных лиц объявлено умершим в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
При этом заинтересованные лица вправе представлять суду в целях пояснения обстоятельств, угрожавших пропавшему без вести смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, документ установленной формы, содержащий сведения об обстоятельствах исчезновения или возможной гибели такого лица. Документ может содержать пояснения командира подразделения или иных должностных лиц о том, что в обстановке боевых действий имело место, например, попадание боевого снаряда в транспортное средство, в котором находился военнослужащий, однако при этом извлечь тело военнослужащего, идентифицировать его и отправить в установленном порядке не было возможности в указанных обстоятельствах.
Из вышеизложенного следует, что в некоторые законодательные акты внесены изменения, определяющие порядок установления факта гибели.
Так, с учетом вышеуказанных поправок, главой 6, а именно, статьями 64 и 66 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» установлен следующий порядок.
Основанием для государственной регистрации смерти является: документ о смерти, выданный медицинской организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, или в случаях, предусмотренных федеральными законами, другим уполномоченным лицом. Форма указанного документа и порядок его выдачи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, если иное не установлено федеральным законом; (Абзац в редакции, введенной в действие с 15.05.2023 Федеральным законом от 14.04.2023 № 118-ФЗ) решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу.
Заявить о смерти устно или в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, на который возложены полномочия в соответствии с пунктом 2.2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязаны: супруг (супруга), другие члены семьи умершего, а также любое другое лицо, присутствовавшее в момент смерти или иным образом информированное о наступлении смерти: командир воинской части в случае, если смерть наступила в период прохождения лицом военной службы или участия в специальной военной операции (Абзац в редакции, введенной в действие с 15.05.2023 Федеральным законом от 14.04.2023 № 118-ФЗ)
Таким образом, нововведенными федеральными законами командир воинской части наделен полномочиями обращаться в органы записи актов гражданского состояния в целях регистрации смерти погибших военнослужащих.
Согласно ст. 45 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев.
Предмет доказывания по делам данной категории:
- место последнего жительства гражданина, в отношении которого решается вопрос об объявлении умершим;
- отсутствие в последнем месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение пяти лет либо в течение шести месяцев, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (указанные обстоятельства также подлежат доказыванию). При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - 1 января следующего года (ст. 42 ГК РФ);
- цель, для достижения которой заявителю необходимо объявление гражданина умершим. Указанная цель должна иметь правовой характер, т.е. заинтересованность заявителя в объявлении гражданина умершим должна основываться на материальных правоотношениях, существующих между заявителем и гражданином, в отношении которого решается вопрос об объявлении его умершим, и порождать правовые последствия для данных правоотношений. Доказыванию подлежит как факт наличия материальных правоотношений, так и факт порождения правовых последствий для заявителя в случае объявления гражданина умершим;
- факт принятия заявителем предусмотренных законом мер по розыску гражданина, в отношении которого рассматривается вопрос об объявлении его умершим;
- невозможность установления места пребывания или места нахождения гражданина;
- обстоятельства, препятствующие объявлению гражданина умершим, например свидетельствующие об умышленном сокрытии последним своего места нахождения, в том числе в случаях уклонения от уплаты алиментов, исполнения исполнительных документов, при нахождении лица в розыске за совершение преступления, при наличии возбужденного уголовного дела в отношении данного гражданина и др.
- отсутствие спора о праве, поскольку в силу ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд в порядке особого производства не вправе рассматривать дело, если установит наличие спора о праве, подведомственного суду. В этом случае суд должен вынести определение об оставлении заявления без рассмотрения;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Распределение обязанностей по доказыванию подразумевает возложение на заинтересованное лицо, обратившееся в суд с заявлением об объявлении гражданина умершим, доказывания большинства обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делам данной категории. Однако следует учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 278 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, службу судебных приставов, воинские части об имеющихся о нем сведениях. Таким образом, суд по своей инициативе должен совершить ряд действий, направленных на собирание необходимых доказательств и установление фактов, входящих в предмет доказывания.
Необходимые доказательства:
- справка с последнего известного места жительства гражданина;
- доказательства отсутствия гражданина в последнем месте жительства в течение пяти лет либо в течение шести месяцев, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (указанные обстоятельства могут подтверждаться свидетельскими показаниями членов семьи, соседей, коллег и т.д., справками с места работы, ответами на запрос суда из Пенсионного фонда РФ, Федеральной налоговой службы и др.);
- доказательства, подтверждающие прохождение гражданином военной службы либо нахождение гражданина в зоне военных действий, наличие военных действий и истечение двух лет со дня окончания военных действий;
доказательства, подтверждающие наличие правовой заинтересованности заявителя в объявлении гражданина умершим, т.е. факт наличия материальных правоотношений, а также факт порождения правовых последствий для заявителя в случае объявления гражданина умершим;
- доказательства принятия заявителем предусмотренных законом мер по розыску гражданина, в отношении которого рассматривается вопрос об объявлении его умершим (обращение в правоохранительные органы, в частные сыскные организации, справки из адресных столов, переписка с родственниками или иными лицами в целях установления места пребывания гражданина и т.д.);
- доказательства невозможности установления места пребывания или места нахождения гражданина (ответы на запросы суда, в том числе о безрезультатности предпринятых розыскных мероприятий, ответы из адресных столов и др.);
- доказательства обращения заявителя в воинскую часть (командиру воинской части) по месту прохождения умершего военной службы для выдачи свидетельства о смерти по Форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации во исполнение требований Федеральных законов Российской Федерации №№ 118-ФЗ и 120-ФЗ от 14.04.2023, либо о невозможности командиром воинской части подтвердить гибель и оформить справку установленного образца.
-доказательства наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих объявлению гражданина умершим.
Вместе с тем судом установлено, что в материалы дела не представлены документы, подтверждающие обращение заявителей для выдачи свидетельства о смерти установленным порядком в адрес командира воинской части, в которой проходил службу П.А.Д., а так – же не представлено доказательств невозможности подтверждения командиром войсковой части гибели военнослужащего либо невозможности оформления командиром воинской части справки о смерти гражданина установленного образца
Заявители обратились в суд 30.06.2023, т.е. после вступления в законную силу Федерального закона от 14.04.2023 № 118-ФЗ.
Исходя названных норм, на заявителей возложена обязанность представить в суд доказательства обращения в воинскую часть (командиру воинской части) по месту прохождения умершего военной службы для выдачи свидетельства о смерти по Форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации во исполнение требований Федеральных законов Российской Федерации №№ 118-ФЗ и 120-ФЗ от 14.04.2023, либо о невозможности командиром воинской части подтвердить гибель и оформить справку установленного образца.
В силу абз. 2 ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора.
Таким образом, заявление Поповой Е.Ф. и Попова А.Н. об объявлении гражданина умершим необходимо оставить без рассмотрения, заявителям Поповой Е.Ф. и Попову А.Н. разъяснить, что им необходимо представить в суд доказательства обращения в воинскую часть (командиру воинской части) по месту прохождения умершего военной службы для выдачи свидетельства о смерти по Форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации во исполнение требований Федеральных законов Российской Федерации №№ 118-ФЗ и 120-ФЗ от 14.04.2023, либо о невозможности командиром воинской части подтвердить гибель и оформить справку установленного образца, после чего они могут обратиться в суд с заявлением в порядке особого производства, оформив его заявление с соблюдением требований статей 131 и 132 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 263, 224, 225 ГПК РФ судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░