Судья Лобастова О.Е.
Дело 7-379/2019 / 21-229/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 13 марта 2019 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника администрации Усть-Качкинского сельского поселения Борисовой Надежды Сергеевны на решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 24.01.2019 и постановление заместителя главного государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 30.11.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Усть-Качкинского сельского поселения,
у с т а н о в и л а:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 30.11.2018 №08-05/7пс/2018 администрация муниципального образования «Усть-Качкинское сельское поселение» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Основанием для привлечения администрации Усть-Качкинского сельского поселения послужило допущенное юридическим лицом как фактическим землепользователем земельного участка (под кладбище) в границах особо охраняемой природной территории «Усть-Качкинский» (ООПТ «Усть-Качкинский») загрязнение земель и почв ООПТ, необеспечение соблюдения режима ООПТ.
Решением судьи Пермского краевого суда Пермского края от 24.01.2019, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы защитника администрации Усть-Качкинского сельского поселения по доверенности Борисовой Н.С., постановление от 30.11.2019 оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в краевой суд, защитник Борисова Н.С. выражает несогласие с принятыми по делу решением и постановлением, указывает на отсутствие у органов местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых органы местного самоуправления контроль не осуществляют. Земельный участок под кладбищем не сформирован, на каком-либо праве администрации Усть-Качкинского сельского поселения не передан, вследствие чего положение п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к возникшим правоотношениям неприменимо. Полагает, что несанкционированная свалка подлежит ликвидации Култаевским участковым лесничеством Пермского лесничества, поскольку кладбище организовано в квартале ** выделе ** Култаевского участкового лесничества.
В судебном заседании защитники администрации Усть-Качкинского сельского поселения по доверенностям Борисова Н.С., Волкова И.А. жалобу поддержали.
Заместитель главного государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Д., вынесшая постановление, представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края по доверенности Л. полагали доказанным виновность администрации Усть-Качкинского сельского поселения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.
Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого на благоприятную окружающую среду.
Особо охраняемыми природными территориями согласно Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Пунктом 4 ст.2 названного Федерального закона предусмотрено, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Пункт 2 приведенной нормы содержит перечень возможных категорий ООПТ с учетом особенностей их режима, а п.5 предусматривает право субъектов Российской Федерации устанавливать иные категории ООПТ.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2008 № 64-п «Об особо охраняемых природных территориях регионального значения Пермского края, за исключением биологических охотничьих заказников», создан охраняемый ландшафт «Усть-Качкинский», границы которого установлены постановлением Правительства Пермского края от 21.07.2009 № 457-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 28.03.2008 № 64-п «Об особо охраняемых природных территориях Пермского края, за исключением биологических охотничьих заказников».
Решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 17.12.2010 № 134 охраняемый ландшафт «Усть-Качкинский» включен в схему территориального планирования Пермского муниципального района.
Территория, занятая охраняемым ландшафтом, является особо охраняемой природной территорией регионального значения; целью создания особо охраняемой природной территории является обеспечение охраны природных комплексов и поддержания экологического баланса при сохранении экономического потенциала региона и образа жизни населения, с регулируемым традиционным пользованием (п.п. 1.9, 2.1 Положения об охраняемом ландшафте «Усть-Качкинский», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 11.07.2016 № СЭД-30-01-02-1254 «Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения Краснокамского, Нытвенского, Оханского, Пермского муниципальных районов Пермского края, г. Перми»).
Согласно ч. 8 ст.2 Закона Пермского края от 04.12.2015 № 565-ПК «Об особо охраняемых природных территориях Пермского края» собственники, пользователи земельных участков, водных объектов и иных природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий либо в их охранных зонах, а также граждане, находящиеся на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, обязаны соблюдать режим их охраны, а также иные требования в области охраны окружающей среды, установленные законодательством Российской Федерации, Пермского края и муниципальными правовыми актами муниципальных образований Пермского края.
Охраняемые ландшафты - малонарушенные территории с уникальными или типичными природными свойствами, предназначенные для обеспечения охраны или восстановления природных комплексов и поддержания экологического баланса при сохранении экономического потенциала региона и образа жизни населения, с регулируемым традиционным пользованием. На территории охраняемых ландшафтов регулируется (постоянно или временно запрещается или ограничивается) хозяйственная деятельность, влекущая за собой разрушение отдельных уникальных либо типичных компонентов и природных комплексов, нарушение функций природных ландшафтов, обеспечивающих поддержание экологического баланса и способствующих гармоничному взаимоотношению человека с природой. На территории охраняемых ландшафтов выделяются функциональные зоны с различными режимами охраны и использования территории (зоны особой природной ценности, природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов) – ст.4 названного Закона.
Пункт 4.1.2 Режима особой охраны охраняемых ландшафтов, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2008 №64-п запрещает размещение, хранение и утилизация промышленных и бытовых отходов.
Статья 8.39 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для привлечения администрации Усть-Качкинского сельского поселения к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ послужило наличие на 05.07.2018 на территории в границах ООПТ «Усть-Качкинский» (Култаевское участковое лесничество Пермского лесничества) пяти несанкционированных мест размещения отходов по периметру кладбища с. Усть-Качка. Исходя из характера отходов, они образованы вследствие функционирования кладбища (порубочные остатки подроста, погребальные венки, кресты, бытовые отходы (полиэтиленовые мешки, бутылки и т.д.).
Несанкционированные места размещения отходов выявлены в указанную дату в ходе проводившегося на основании приказа от 25.06.2018 №СЭД-30-01-02-856 должностным лицом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края планового (рейдового) осмотра ООПТ – охраняемого ландшафта «Усть-Качкинский» с участием заместителя директора ГКУ «Пермское лесничество». Результаты осмотра зафиксированы в акте от указанной даты, подтверждается фотоматериалом, которым зафиксировано как наличие кладбища, его расширение, так и места свалок с указанием координат. Оснований не доверять представленным доказательствам не имеется. Стороной защиты само по себе наличие мест размещения отходов вблизи кладбища не оспаривается.
Собранные по делу доказательства оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ как должностным лицом при вынесении постановления, так и судьей районного суда при рассмотрении жалобы, совокупность собранных доказательств является достаточной для вывода о виновности администрации Усть-Качкинского сельского поселения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.
Доводы, направленные на то, что Администрация Усть-Качкинского сельского поселения не является субъектом административного правонарушения, являлись предметом рассмотрения судьей районного суда и получили надлежащую правовую оценку.
Материалам дела подтверждается и не оспаривается стороной защиты, что на территории Усть-Качкинского сельского поселения расположено кладбище, захоронения на котором осуществлялись также в 2018 году.
Согласно п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского поселения.
В силу ч.3 названной нормы и ст. 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», действующего с 04.01.2015, к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения закреплен за сельскими поселениями Пермского края.
Согласно ст. 18 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
На основании п. п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах обязанность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, расположенных на территории Усть-Качкинского сельского поселения, в том числе, спорного кладбища возложена именно на указанное сельское поселение в лице администрации Усть-Качкинского сельского поселения.
При том, что в ходе производства по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела, а в дальнейшем жалоб лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлено доказательств принятия на 05.07.2018 достаточных мер к надлежащему осуществлению в силу действующего законодательства обязанности по надлежащему содержанию спорного места захоронения, следует согласиться с выводами должностного лица, судьи районного суда о том, что земли и почва ООПТ «Усть-Качкинский» загрязнены путем размещения отходов, связанных с функционированием кладбища, вследствие бездействия Администрации, необеспечения надлежащего содержания спорного места захоронения.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании норма материального права и не влияют на правильные выводы должностного лица, судьи районного суда о виновности Администрации Усть-Качкинского сельского поселения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.
Не имеют для рассмотрения настоящего дела доводы о том, что Администрация Усть-Качкинского сельского поселения занимается вопросом перевода земель лесного фонда в земли иных категорий для размещения и оформления в собственность МО «Усть-Качкинское сельское поселение» существующего кладбища.
Ссылка на то, что в 2016 году администрация Усть-Качкинского сельского поселения была привлечена к административной ответственности в связи с наличием муниципального контракта по выполнению работ по содержанию кладбища Усть-Качкинского сельского поселения, не соответствует действительности. Так, постановлением начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 30.08.2016, вступившим в законную силу, юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ст.7.9 КоАП РФ за освоение и использованию лесного участка без оформления надлежащим образом права аренды на данный земельный участок. Более того, было при том, что на тот период территория кладбища на спорный период занимала 5,2 га в выделах ** и ** квартала ** Култаевского лесничества, самовольный захват лесного участка под кладбище площадью 2,3 га (старое кладбище в выделе **) администрации Усть-Качкинского сельского поселения не вменялся.
Процессуальные нарушения, которые бы повлекли незаконность привлечения администрации Усть-Качкинского сельского поселения к административной ответственности, не допущены.
Административное наказание назначено в пределах установленного ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушения данной категории в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.8.39 КоАП РФ.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы, отмены либо изменения как решения от 24.01.2019, так и постановления от 30.11.2018 не усматривается.
Заявленное требование о возложении обязанности на Култаевское участковое лесничество Пермского лесничества провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от бытовых отходов путем ликвидации (сбора и вывоза) несанкционированных свалок, расположенных в ** квартале указанного лесничества, в рамках обжалования принятых по делу об административном правонарушении актов в силу главы 30 КоАП РФ рассмотрено быть не может.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 24.01.2019, постановление заместителя главного государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 30.11.2018 оставить без изменения, жалобу защитника Борисовой Надежды Сергеевны – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья –подпись