Дело №12-532/2023
УИД 18RS0024-01-2023-000484-44
Р Е Ш Е Н И Е
12 сентября 2022 года г.Ижевск
Судья Октябрьского районного суда г.Ижевска Михалева И.С. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Тараканова А.Н. на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Агеева Д.И. от 05.06.2023г. №2 о привлечении Тараканова Алексея Николаевича к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Агеева Д.И. от 05.06.2023г. №2, Администрация Муниципального образования «город Ижевск» Тараканов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Таракановым А.Н. подана жалоба, в которой заявитель просит отменить вышеуказанное постановление и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью нарушения.
В судебное заседание Тараканов А.Н. извещенный о времени и месте его проведения не явился. Дело рассмотрено судом без участия Тараканова А.Н., в порядке ст. 25.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении в отношении Тараканова А.Н., прихожу к следующему.
Ответственность по ст.8.39 КоАП РФ наступает за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах
По смыслу статьи под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе "Режим" ("Режим особой охраны") соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории либо ее охранной зоне.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Предметы правонарушения - окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях, т.е. участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, представляют нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах). Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами.
Состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.39 КоАП РФ, является формальным, и не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с ч.1, ч.3 ст.21 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.
В соответствии с ч.6 ст.21 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства УР от 06.08.2001 N 828 "О создании природного парка "Усть-Бельск" утверждено Положение о природном парке "Усть-Бельск" (далее-Положение).
В соответствии с п.11 Положения, на территории природного парка запрещается: устройство свалок мусора и захламление территории, создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, за исключением временного складирования твердых коммунальных отходов (до 11 месяцев) в местах их накопления, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017г. №242 бой строительного кирпича является отходом V класса опасности.
Как следует из материалов дела Таракановым А.Н. осуществлено захламление территории расположенной в 70 метрах в южном направлении от дома №22 ул.Береговая д.Усть-Бельск и в 150 метрах в восточном направлении от дома №14 ул.Береговая д.Усть-Бельск, путем размещения отходов производства и потребления на указанном земельном участке.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых не вызывает сомнения, а именно: протоколом об административном правонарушении от 24.05.2023г., фотоматериалами, пояснениями Тараканова А.Н., определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, иными материалами дела.
Выводы заместителя главного государственного инспектора о виновности Тараканова А.Н. в совершении административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела. Действия Тараканова А.Н. правильно квалифицированы по ст.8.39 КоАП РФ.
К выводу о виновности Тараканова А.Н. в совершении административного правонарушения и квалификации его действий по ст.8.39 КоАП РФ, должностное лицо пришло на основании объективного исследования представленных в материалах дела доказательств, достоверность и допустимость всех доказательств проверена, каких-либо неустранимых сомнений в виновности Тараканова А.Н. в совершении вменяемого правонарушения по делу не усматривается. В действиях Тараканова А.Н. имеется состав и событие административного правонарушения.
Довод Тараканова А.Н. о том, что бой кирпича уложен им вдоль береговой линии временно и относится к низшему классу опасности отходов, не может исключить состава вменяемого Тараканову А.Н. административного правонарушения.
Обстоятельства, имеющие правовое значение установлены должностным лицом на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана с учетом требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным на это должностным лицом, в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ. Наказание назначено в пределах санкции ст. 8.39 КоАП РФ. При этом суд учитывает, что размер назначенного наказания согласно санкции ст. 8.39 КоАП РФ, соответствует минимальному размеру.
Порядок и срок давности привлечения учреждения к административной ответственности соблюдены.
Оснований для признания, вмененного Тараканову А.Н. правонарушения малозначительным не имеется.
В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеет формальный состав, то есть не предполагает наступления фактического ущерба охраняемым общественным отношениям. В данном случае административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда.
Следовательно, наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и отсутствие таких последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного Тараканова А.Н.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Агеева Д.И. от 05.06.2023г. №2 о привлечении Тараканова А.Н. к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Тараканова А.Н. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Судья Михалева И.С.