Судья Горковенко М.Ю. Дело № 12-7/2022
РЕШЕНИЕ
г. Кемерово 16 января 2022 г.
Судья Кемеровского областного суда Ершова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, в отношении администрации Сосновского сельского поселения по жалобе председателя ликвидационной комиссии администрации Сосновского сельского поселения на постановление судьи Новокузнецкого районного суда от 10 ноября 2022 г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Новокузнецкого районного суда от 10 ноября 2022 г. Сосновское сельское поселение признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере 250 000 рублей.
В жалобе председатель ликвидационной комиссии администрации Сосновского сельского поселения Стройкина Н.Н. просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на невозможность в связи с существующей плотной застройкой п. Юрьевка создания площадки накопления твердых коммунальных отходов; отсутствие в связи с указанным состава правонарушения в действиях администрации.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи 6.35 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения административного расследования при осмотре 28 января 2022 г. помощником врача по коммунальной гигиене филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области-Кузбассе» в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе территории сельского поселения (в части обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов) по адресу: Новокузнецкий муниципальный район, с. Юрьевка, ул. Подгорная, №, установлено несоответствие расстояния от контейнерной площадки по адресу: п. Таргайский дом отдыха, ул. Парковая, № до жилого дома № по ул. Подгорная с. Юрьевка требованиям п. 4 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», что составляет 3500 м.
В связи с выявленными нарушениями требований санитарного законодательства в отношении администрации Сосновского сельского поселения 14 февраля 2022 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ.
Рассматривая дело, судья установил вину Сосновского сельского поселения в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ.
Считаю постановление подлежащим отмене последующим основаниям.
В соответствии с положениями КоАП РФ лицом, привлекаемым к административной ответственности, может являться физическое или юридическое лицо.
По результатам проведения административного расследования протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, составлен в отношении Администрации Сосновского сельского поселения.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей районного суда принято постановление, которым к ответственности привлечено муниципальное образование Сосновское сельское поселение.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под сельским поселением понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 Закона № 131-ФЗ).
Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 2 Закона № 131-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 1, 7 ст. 37 указанного Закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Местная администрация обладает правами юридического лица.
В соответствии с п. 1 ст. 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
В связи с приведенными выше положениями следует, что понятие муниципального образования не тождественно понятию органа местного самоуправления, в структуру органов местного самоуправления муниципальное образование не входит.
Таким образом, муниципальное образование не является в силу закона юридическим лицом и может приобретать и осуществлять права и нести обязанности только через органы местного самоуправления, структура которых и компетенция должны быть закреплены в уставе муниципального образования.
С учетом изложенного муниципальное образование не может быть привлечено к административной ответственности за какое-либо административное правонарушение.
Как следует из протокола об административном правонарушении т 14 февраля 2022 г., он составлен в отношении юридического лица - Администрации Сосновского сельского поселения (п.31 Устава муниципального образования «Сосновское сельское поселение»).
Основания привлечения к административной ответственности сельского поселения в постановлении не приведены, что свидетельствует об ошибочности выводов суда в части субъекта ответственности.
Постановление подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку на время рассмотрения жалобы срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не истек (время совершения правонарушения определено датой 31 января 2022г.).
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Новокузнецкого районного суда от 10 ноября 2022г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Т.А. Ершова