Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2882/2020 ~ М-2301/2020 от 14.07.2020

Дело № 2-2882/2020

УИД 44RS0001-01-2020-003655-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2020 года                          г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Архиповой В.В., при секретаре Безвух А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солигаличского района Костромской области в интересах Смирновой Алевтины Николаевны к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Солигаличского района Костромской области, действующий в интересах Смирновой А.Н., обратился в суд с исковым заявлением к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом под торговым названием «...», взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата в размере 4 829 руб. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Солигаличского района Костромской области проведена проверка по обращению Смирновой А.Н. по вопросу ненадлежащего обеспечения лекарственными средствами, в ходе которой установлено, что Смирнова А.Н. состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» с ноября <дата> года с диагнозом «...» и нуждается в пожизненном получении гормонозамещающего препарата. Постановлением врачебной комиссии ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница» от <дата> Смирновой А.Н. назначено лечение препаратом под торговым названием «Минирин». Согласно протоколу заседания врачебной комиссии ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» по назначению и выписыванию льготных лекарственных средств от <дата> Смирновой А.Н. рекомендовано назначить препарат «...» 0,2 мг. В сентябре 2019 года ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» в департамент здравоохранения Костромской области направлена заявка на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания, закупаемые по программе ОНЛС, на 2020 год, в которой указана потребность в препарате «...» 0,2 мг. №30 в количестве 37 упаковок, исходя из расчетной потребности по схеме лечения 1,5 таблетки в сутки. При этом в истекшем периоде 2020 года Смирнова А.Н. обеспечена препаратом «...» 0,2 мг. в количестве 2 упаковок по 30 таблеток, то есть в количестве, достаточном только на 60 суток. В связи с отсутствием надлежащего обеспечения необходимыми лекарственными препаратами Смирнова А.Н. в марте и июне 2020 года приобрела за свой счет лекарственный препарат «...» 0,2 мг. в количестве 2 упаковок по 30 таблеток на общую сумму 4 829 руб. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, прокурор полагает, что средства, затраченные Смирновой А.Н. на приобретение лекарственных препаратов, подлежат взысканию с департамента здравоохранения Костромской области.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, департамент финансов Костромской области, ОГБУЗ «Солигаличская районная больница», Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Костромской области.

В судебном заседании помощник прокурора г. Костромы Густова О.П. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Смирнова А.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель департамента здравоохранения Костромской области на основании доверенности Громова П.М. исковые требования признала в полном объеме.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Костромской области в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебное заседание департамент финансов Костромской области своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 07 декабря 2019 года № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021-2022 гг., которая в третьем разделе предусматривает обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В разделе 5 указанной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с данным перечнем диабет относится к категории заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 указанного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

В соответствии с ч.2 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).

В соответствии с Положением о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546 (далее – Положение), департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативному правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области.

В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения к полномочиям департамента в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится: организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Согласно п. 59 Положения департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций.

Приказом департамента здравоохранения Костромской области от 20.12.2018 № 695 утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении (далее – Порядок).

В соответствии с п.п. 1.3.6, 1.5, 2.1 Порядка под региональными льготниками понимаются жители Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.078.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета).

Медицинская организация, к которой федеральный и региональный льготник прикреплен для получения амбулаторно-поликлинической помощи, осуществляет выписывание рецептов.

Выписывание рецептов в медицинской организации осуществляется лечащим врачом (фельдшером) на основании справочника лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, который формируется департаментом на основании государственных контрактов, заключенных поставщиками (п. 2.4 Порядка).

Согласно п. 2.7 Порядка отпуск лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания федеральным и региональным льготникам осуществляет уполномоченная медицинская организация (определяемая ежегодно на основании заключения государственных контрактов) через собственные и/или привлечение на договорной основе аптечные организации (пункты отпуска).

Уполномоченная фармацевтическая организация обеспечивает наличие в аптечной организации (пунктах отпуска) необходимого ассортимента и количества лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания в соответствии заявкам медицинской организации и разнарядками департамента.

Как следует из материалов дела, с ноября 1994 года Смирнова А.Н. состоит на диспансерном учете у терапевта в ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» с диагнозом «несахарный диабет».

Постановлением врачебной комиссии ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница» от <дата> Смирновой А.Н. назначено лечение препаратом под торговым названием «Минирин».

Согласно выписке из протокола заседания врачебной комиссии ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» по назначению и выписыванию льготных лекарственных средств от <дата> Смирновой А.Н. рекомендовано назначить препарат «...» 0,2 мг.

Исходя из медицинских показаний Смирновой А.Н. ежегодно необходимо 37 упаковок препарата «...» 0,2 мг. .

В сентябре 2019 года ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» в департамент здравоохранения Костромской области направлена заявка на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания, закупаемые по программе ОНЛС, на 2020 год, в которую, в числе прочего, был включен и лекарственный препарат «...» таблетки 0,2 мг. №30 в количестве 37 упаковок.

Вместе с тем, как следует из отчета о лекарственных средствах, выписанных льготнику за период с <дата> по <дата>, Смирнова А.Н. была обеспечена 3 упаковками лекарственного препарата «...» 0,1 мг. №30, то есть в недостаточном объеме.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что невыполнение департаментом здравоохранения Костромской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь, в результате чего Смирнова А.Н. была лишена возможности использовать предоставленное ей право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, необходимым ей по жизненным показаниям, вследствие чего была вынуждена приобрести лекарственный препарат за счет собственных средств.

На основании изложенного, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд исходит из того, что Смирнова А.Н., состоящая на учете с диагнозом «несахарный диабет», вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственного обеспечения, так как лекарственный препарат «Минирин» необходим ей по медицинским показаниям. Не обеспечение истца назначенным ей лекарственным препаратом свидетельствует о лишении ее возможности использовать предоставленное ей ФЗ «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами. Не принятие ответчиком соответствующих мер ставит под угрозу жизнь и здоровье истца, что является основанием для возложения на ответчика обязанности обеспечить Смирнову А.Н. лекарственным препаратом «Минирин» по медицинским показаниям в полном объеме.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1).

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2).

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Вследствие невыполнения департаментом здравоохранения Костромской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом Смирновой А.Н. причинен ущерб в сумме 4 829 руб. в связи с самостоятельной закупкой необходимого лекарственного препарата, что подтверждается представленными в материалы дела кассовыми и товарными чеками, который подлежит возмещению ответчиком в пользу истца.

В ходе рассмотрения дела ответчик исковые требования признал в полном объеме.

В соответствии с ч.1,2 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч.1-3 ст.173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком, в случае, если признание иска выражено в адресованных суду заявлениях в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет ответчику последствия признания иска. При признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Заявление ответчика о признании исковых требований приобщено судом к материалам дела, последствия признания иска ответчику разъяснены.

Суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку оно соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу ч.4.1 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Солигаличского района Костромской области подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Солигаличского района Костромской области в интересах Смирновой Алевтины Николаевны удовлетворить.

Обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить Смирнову Алевтину Николаевну, <дата> года рождения, лекарственным препаратом «Минирин» по медицинским показаниям в полном объеме.

Взыскать с департамента здравоохранения Костромской области в пользу Смирновой Алевтины Николаевны расходы на приобретение лекарственного препарата в сумме 4 829 руб.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья      В.В. Архипова

Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2020 года.

Судья      В.В. Архипова

2-2882/2020 ~ М-2301/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Солигаличского района
Смирнова Алевтина Николаевна
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Другие
ОГБУЗ "Солигаличская районная больница"
Министерство здравоохранения и социального развития РФ
Департамент финансов Костромской области
Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Архипова Виктория Владимировна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
14.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2020Передача материалов судье
15.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2020Судебное заседание
10.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2021Дело оформлено
22.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее