Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-94/2020 (3а-2348/2019;) ~ М-1897/2019 от 08.11.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2020 года г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ласковской С.Н.,

при помощнике судьи Филатовой К.П.,

с участием:

прокурора Валюткиной С.Ш.,

представителя административного истца Тюленева А.С. - Серегиной А.В.,

представителя административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области - Муртазина Ф.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-94/2020 по административному исковому заявлению Тюленева А.С. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части,

УСТАНОВИЛ:

Тюленев А.С. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части.

В иске указал, что ему на праве собственности принадлежат три объекта недвижимости:

1.Здание хлебопекарни с кадастровым номером , площадью 736,6 кв.м., по адресу: <адрес>. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , имеющем вид разрешенного использования: для использования под хлебопекарню.

2. Склад (здание) «Стройматериалы» с кадастровым номером , площадью 426,2 кв.м., по адресу: <адрес>.

3. Здание магазина с кадастровым номером , площадью 148,0 кв.м., по адресу: <адрес>. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , имеющем вид разрешенного использования: для использования под магазин «<Наименование>».

Вышеуказанные здания включены в Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018, 2019 и 2020 годы: здание хлебопекарни с кадастровым номером под пунктом Перечня на 2018 г., под пунктом Перечня на 2019 г. и под пунктом Перечня на 2020 год; склад (здание) «Стройматериалы» с кадастровым номером под пунктом Перечня на 2018 г., под пунктом Перечня на 2019 г. и под пунктом Перечня на 2020 год; здание магазина с кадастровым номером под пунктом Перечня на 2018 г., под пунктом Перечня на 2019 г. и под пунктом Перечня на 2020 год.

Однако, мероприятий по определению фактического использования нежилых зданий на момент формирования и утверждения Перечней на 2018, 2019 и 2020 годы административным ответчиком не проводилось.

Все вышеуказанные объекты недвижимости не подпадают под критерии, установленные статьей 378.2 НК РФ, поскольку фактически не используются в коммерческих целях. Включение указанных объектов в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.

    Ссылаясь на изложенное, Тюленев А.С. просит суд признать недействующими со дня принятия:

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом здания магазина с кадастровым номером , под пунктом здания хлебопекарни с кадастровым номером , под пунктом здания склада «Стройматериалы» с кадастровым номером ;

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом здания магазина с кадастровым номером , под пунктом здания хлебопекарни с кадастровым номером , под пунктом здания склада «Стройматериалы» с кадастровым номером ;

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом здания магазина с кадастровым номером , под пунктом здания хлебопекарни с кадастровым номером , под пунктом здания склада «Стройматериалы» с кадастровым номером .

В судебном заседании представитель административного истца Серегина А.В., действующая на основании доверенности, административный иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Кроме того, дополнила, что здание магазина с кадастровым номером фактически не используется (пустует), а здание склада «Стройматериалы» с кадастровым номером фактически находится в чужом незаконном владении ФИО1, что подтверждается решением Волжского районного суда Самарской области от 13.12.2017 г.

Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области Муртазин Ф.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил, что спорные объекты включены в Перечни на 2018, 2019 и 2020 г.г. согласно ежегодно представляемым Управлением Росреестра по Самарской области сведениям из ЕГРН в порядке информационного взаимодействия. Здание с кадастровым номером имеет наименование - здание магазина, назначение: торговли и общественного питания; здание с кадастровым номером имеет наименование – здание магазина, назначение: нежилое здание, здание с кадастровым номером имеет наименование –склад «Стройматериалы», назначение - нежилое здание, в связи с чем, ответчик сделал вывод о попадании их под критерий, указанный в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и включил в Перечни как объекты, которые предназначены для использования в коммерческих целях. Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка под зданием с кадастровым номером – «для использования под магазин «<Наименование>», земельного участка под зданием с кадастровым номером – «под хлебопекарню» и земельного участка под зданием с кадастровым номером - «для использования под магазин №14», также подпадает под критерий, указанный в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. На момент включения спорных объектов в Перечни их осмотр не производился.

Представитель заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр размещения рекламы» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со ст. ст. 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Законом Самарской области от 10.11.2014 г. № 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты недвижимого имущества, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

    В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:

    - от 18 октября 2017 года № 1647 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год»;

- от 29 октября 2018 года № 1608, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества, на 2019 год;

- от 07 октября 2019 года № 2201, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества, на 2020 год.

Приказ министерства от 18 октября 2017 года № 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)),"Волжская коммуна", N 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), "Волжская коммуна", N 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).

Приказ министерства от 29 октября 2018 года № 1608 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), 20.11.2018.

Приказ министерства от 07 октября 2019 года № 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158(30741), 23.10.2019.

Оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.

В вышеуказанные Перечни:

– под пунктом на 2018 г., под пунктом на 2019 г. и под пунктом на 2020 г. включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

- под пунктом на 2018 г., под пунктом на 2019 г. и под пунктом на 2020 г. включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

- под пунктом на 2018 г., под пунктом на 2019 г. и под пунктом на 2020 г. включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Указанные нежилые здания принадлежат на праве собственности Тюленеву А.С., что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права, выданными УФСГРКиК по Самарской области 17.07.2014 г. и 13.01.2016 г., а также выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 02.12.2019 г., 03.02.2020 г.

В обоснование требований Тюленев А.С. ссылается на то, что нежилые здания не соответствуют критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ.

Оценивая обоснованность включения спорных зданий, принадлежащих истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли своё подтверждение частично.

Так, согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с п. 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Таким образом, исходя из приведенных норм, для признания включения спорных нежилых зданий в Перечни обоснованным они должны быть либо:

- расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов;

- не менее 20 процентов его общей площади фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.

По смыслу п. 4 и п.4.1 ст. 378.2 НК РФ для признания нежилого здания объектом налогообложения в целях применения ст. 378.2 НК РФ и включения его в Перечень достаточно соответствия такого объекта одному из условий, указанных в данной норме.

При этом, в случае, если отсутствуют иные условия, принимается во внимание фактическое использование объекта.

Как следует из материалов дела, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 03.02.2020 г. нежилое здание с кадастровым номером имеет наименование – хлебопекарня, назначение: «нежилое здание», данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.

Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью 3 332 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования под хлебопекарню, почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 03.02.2020 г.

Ранее, указанное здание имело наименование - здание магазина, назначение: нежилое здание, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права серии от 17.07.2014 г. и копией регистрационного дела на нежилое здание с кадастровым номером , представленного УФСГРКиК по Самарской области по запросу суда.

Из технического паспорта на здание, составленного МУП Сергиевского района «Бюро технической инвентаризации» по состоянию на 11.11.1997 г. следует, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 736,6 кв.м., состоит из следующих помещений: цехов, складов, коридоров, санузлов, комнаты отдыха, слесарки, бытовой, раздевалки, котельной, сушилки, тамбура, экспедиторной, кабинета площадью 9,9 кв.м., магазина площадью 42,3 кв.м.

Из акта осмотра спорного объекта недвижимого имущества от 22.01.2020 г., составленного ГБУ СО «ЦРР» и приложенных к нему фотоматериалов, следует, что нежилое здание хлебопекарни с кадастровым номером фактически состоит из следующих помещений: помещения для размещения мебели общей площадью 64,9 кв.м., помещения для размещения производственного оборудования общей площадью 222,5 кв.м., помещения для размещения бытового мусора общей площадью 14,1 кв.м., склада общей площадью 79,8 кв.м., пустого помещения площадью 53,9 кв.м., слесарной мастерской площадью 6.9 кв.м., душевой площадью 3 кв.м., санузла площадью 1.2 кв.м., коридора общей площадью 23,9 кв.м., котельной общей площадью 37,2 кв.м. На прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ. Получение услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.

Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого здания на момент формирования и утверждения Перечней на 2018-2020 годы не проводилось, акты осмотра спорного объекта не составлялись, фактическое использование помещений не устанавливалось, процентное соотношение используемых фактически площадей не определялось.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что наименование и назначение нежилого здания, его технические характеристики однозначно не предполагают размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, назначение спорного нежилого здания не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.

Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером – «для использования под хлебопекарню», не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности Тюленеву А.С. критериям, поименованным в ст.378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечни объекта недвижимости с кадастровым номером , подлежат удовлетворению.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2018,2019,2020 г.г.), признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативных актов, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в части удовлетворенных требований в полном объеме.

Что касается заявленных истцом требований о признании недействующими Перечней объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018-2020 г.г., в части включения в них нежилых зданий с кадастровыми номерами , , то суд приходит к следующему.

Установлено, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 02.12.2019 г. нежилое здание с кадастровым номером имеет наименование: здание магазина, назначение – нежилое здание, данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.

Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью 263 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования под магазин «<Наименование>», почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.12.2019 г.

Из технического паспорта, составленного МУП Сергиевского района «Бюро технической инвентаризации» по состоянию на 11.11.1997 г. следует, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 148,0 кв.м., состоит из следующих помещений: тамбура площадью 4,7 кв.м. и 1,3 кв.м.; торговых залов площадью 16,0 кв.м. и 47,8 кв.м.; складов площадью 7,8 кв.м., 16,0 кв.м. и 30,4 кв.м.; кабинета площадью 6,8 кв.м.; коридора площадью 8,4 кв.м.; санузла площадью 8,8 кв.м.

Из акта осмотра спорного объекта недвижимого имущества от 22.01.2020 г., составленного ГБУ СО «ЦРР» и приложенных к нему фотоматериалов, следует, что нежилое здание магазина с кадастровым номером фактически состоит из следующих помещений: склада площадью 30,7 кв.м., пустого помещения площадью 40,3 кв.м., тамбура площадью 4,9 кв.м., помещения б/н, доступ в которое не предоставлен. На прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ. Получение услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.

Таким образом, судом установлено, что фактически на момент рассмотрения дела нежилое здание магазина с кадастровым номером пустует и не используется по назначению.

Вместе с тем, техническим паспортом на указанное нежилое здание подтверждается, что оно на 43,11% (63,8 кв.м.) состоит из помещений, имеющих наименование – «торговый зал»; по сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 02.12.2019 г. здание с кадастровым номером имеет наименование: здание магазина, назначение: торговли и общественного питания; виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , в пределах которого находится здание с кадастровым номером – «для использования под магазин «<Наименование>», что позволяет сделать вывод о том, что у министерства имущественных отношений Самарской области, согласно ст.378.2 НК РФ, имелись основания для включения данного нежилого здания в оспариваемые Перечни.

При указанных обстоятельствах, доводы представителя административного истца о том, что здание с кадастровым номером не используется по назначению, а также, что ответчиком не составлен акт его обследования до включения в Перечни объектов недвижимого имущества, не могут быть приняты во внимание, поскольку фактическое использование (или не использование) здания правового значения для настоящего административного дела не имеет, так как данное обстоятельство не служило и не служит основанием для включения спорного здания в оспариваемые Перечни. Определение вида фактического использования здания и наличие акта обследования не является обязательным условием для решения вопроса о включении объекта недвижимости в Перечень.

Судом также установлено, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 02.12.2019 г. нежилое здание с кадастровым номером имеет наименование: склад (здание) «Стройматериалы», назначение – нежилое здание, данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.

Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью 1 655 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования под магазин №, почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17.01.2020 г., а также копией кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером .

Из технического паспорта на здание, составленного Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 21.05.2013 г., следует, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 426,2 кв.м., состоит из следующих помещений: помещений, коридоров, подсобных помещений, душевой, санузла, умывальной.

Из акта осмотра спорного объекта недвижимого имущества от 22.01.2020 г., составленного ГБУ СО «ЦРР» и приложенных к нему фотоматериалов следует, что нежилое здание склада «Стройматериалы» с кадастровым номером фактически состоит из следующих помещений: помещений используемых под торговый объект общей площадью 132,3 кв.м., помещения для размещения мебели общей площадью 10,5 кв.м., складов общей площадью 36,7 кв.м., помещения для приема пищи площадью 8,8 кв.м., душевой площадью 1 кв.м., санузла площадью 1 кв.м. и помещения б/н, доступ в которое не предоставлен. На прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ. Получение услуг в объекте неограниченному кругу лиц возможно.

Факт нахождения торгового объекта в рассматриваемом нежилом здании подтверждается фототаблицей, приложенной к акту осмотра. При этом, площадь помещений в здании используемых под торговый объект составляет 31,04%.

Таким образом, сведения о нежилом здании, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости – «Склад (здание) «Стройматериалы», однозначно не предусматривают размещение в спорном объекте офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Вместе с тем, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , в пределах которого находится здание с кадастровым номером - «для использования под магазин №14», позволяет сделать вывод о том, что у министерства имущественных отношений Самарской области, согласно ст.378.2 НК РФ, имелись основания для включения данного нежилого здания в оспариваемые Перечни.

Также, самостоятельным основанием для включения в Перечень нежилых зданий для размещения торговых объектов в силу ст. 378.2 НК РФ, служит их фактическое использование.

Исследованными доказательствами подтверждено, что нежилое здание с кадастровым номером используется под торговый объект, соответственно, в налоговые периоды 2018, 2019 и 2020 г.г. использовалось под размещение торгового объекта.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу, что нежилое здание с кадастровым номером на момент принятия министерством имущественных отношений оспариваемых в части Перечней в полной мере соответствовало критериям объектов налогообложения, поименованным в ст. 378.2 НК РФ, поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, предусматривает размещение объектов торговли, кроме того, более 20% общей площади нежилого здания фактически использовалось и используется в настоящее время под торговый объект. Доказательств обратного суду не представлено.

То обстоятельство, что фактически здание с кадастровым номером в пользовании административного истца не находится, а находится в незаконном владении Журавлева А.А., правового значения для рассматриваемого спора не имеет и не может служить основанием для исключения данного объекта из Перечней.

Учитывая изложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного истца о признании недействующими оспариваемых Перечней в части включения в них зданий с кадастровыми номерами и , поскольку федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу указанные Перечни не противоречат, прав и свобод истца не нарушают.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Таким образом, требования административного иска подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Тюленева А.С. к министерству имущественных отношений Самарской области – удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня принятия:

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом здания хлебопекарни с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом здания хлебопекарни с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом здания хлебопекарни с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части иска Тюленева Анатолия Семеновича о признании недействующими со дня принятия: Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом здания магазина с кадастровым номером , под пунктом здания склада «Стройматериалы» с кадастровым номером ; Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом здания магазина с кадастровым номером , под пунктом здания склада «Стройматериалы» с кадастровым номером ; Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом здания магазина с кадастровым номером , под пунктом здания склада «Стройматериалы» с кадастровым номером – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 февраля 2020 года.

Судья: С.Н. Ласковская

3а-94/2020 (3а-2348/2019;) ~ М-1897/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Самарской области
Тюленев А.С.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
ГБУ Самарской области "Центр размещения рекламы"
Суд
Самарский областной суд
Судья
Ласковcкая С. Н.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
29.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2019Судебное заседание
08.11.2019Регистрация административного искового заявления
11.11.2019Передача материалов судье
11.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
11.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2019Подготовка дела (собеседование)
30.12.2019Судебное заседание
27.01.2020Судебное заседание
14.02.2020Судебное заседание
27.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее