Дело №2-511/2022 УИД 89RS0002-01-2022-000665-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 мая 2022 года г.Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Сукач Н.Ю.,
при сведении протокола с/заседания помощником судьи Петраускайте В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Лабытнанги к Степаненко Юрию Витальевичу об освобождении земельного участка,
у с т а н о в и л:
Представитель Администрации г.Лабытнанги обратился в Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском об обязывании Степаненко Ю.В. освободить часть арендуемого земельного участка площадью 67,5 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округа, г.Лабытнанги, ... а также прилагающую к данному земельному участку территорию, государственная собственность на которую не разграничена площадью 32 кв.м. от отходов производства и потребления в несанкционированном месте, а именно: деревянных бревен, деревянных поддонов, строительного мусора в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель Администрации г.Лабытнанги Рамазанова Р.Р., действующая на основании доверенности, на заявленных исковых требованиях настаивала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик Степаненко Ю.В. участия в судебном заседании не принимал, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в телефонограмме от 26 апреля 2022 года просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений относительно исковых требований не имел.
Суд, выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) каждая сторона в гражданском процессе должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон. Эти данные устанавливаются объяснениями сторон, письменными материалами дела (ст.55 ГПК РФ).
Спорные отношения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ).
Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения своим имуществом. Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам (ч.1 ст.263 ГК РФ).
В силу ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (в редакции Федерального закона от 10 мая 2007 года №69-ФЗ). Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст.26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со ст.29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На территории муниципального образования г.Лабытнанги муниципальный земельный контроль осуществляется в том числе за соблюдением порядка исключающего самовольное занятие земель или использование их без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов.
В соответствии со ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием.
20 июля 2016 года между Администрацией г.Лабытнанги (Арендодателем) и Степаненко Ю.В. (Арендатором) был заключен договора аренды земельного участка № сроком на 49 лет, в соответствии с которым Арендодатель предоставил, а Арендатор принял из земель населенных пунктов на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 840 кв.м., расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округа, г.Лабытнанги, ..., для размещения жилого дома.
В соответствии с п.6.2 вышеуказанного договора аренды земельного участка Арендатор обязан содержать пролегающую территорию чистой от бытового и хозяйственного мусора, не допускать действий приводящих к ухудшению качественных характеристик участок, экологической обстановки арендуемой территории, а также к загрязнению территории населенного пункта.
В адрес Управления федеральной службы по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу поступило обращение ФИО с жалобами на беспорядок на участке ответчика.
Управление федеральной службы по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу 01 декабря 2021 года перенаправило указанное обращение в адрес Администрации г.Лабытнанги для решения вопроса в рамках своих полномочий.
В соответствии с Положением о муниципальном учреждении "Департамент градостроительства, землепользования и имущественных отношений Администрации города Лабытнанги" (далее по тексту – ДГЗИ, Департамент), утвержденным решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 21 июня 2017 года №321, к полномочиям Департамента в сфере землепользования относится осуществление муниципального земельного контроля и взаимодействие с органами, осуществляющими государственный земельный контроль, по устранению выявленных нарушений земельного законодательства.
Муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования город Лабытнанги осуществляется в соответствии с Административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования город Лабытнанги, утвержденным постановлением Администрации г.Лабытнанги от 22 июня 2016 года №662 (далее по тексту – Регламент).
Одной из задач муниципального земельного контроля является обеспечение рационального и эффективного использования земель на территории муниципального образования г.Лабытнанги. Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами законодательства Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа, нормативных правовых актов муниципального образования город Лабытнанги, в части требований по использованию земель, расположенных в границах муниципального образования город Лабытнанги.
На основании вышеуказанного обращения, начальником ДГЗИ был издан приказ №152-П от 14 декабря 2021 года "Об утверждении планового (рейдового) задания на проведение осмотра, обследования земельного участка", согласного которого обязал провести обследование территории: г.Лабытнанги, ....
Проведенным 15 декабря 2021 года специалистами Департамента обследованием установлено, что на территории, земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округа, г.Лабытнанги, ..., а также прилагающей к данному земельному участку территории, государственная собственность на которую не разграничена, размещены отходы производства и потребления в несанкционированном месте, а именно деревянные поддоны, бревна, строительный мусор.
В соответствии с п.25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон №131-ФЗ) на территории городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа решением Городской Думы МО города Лабытнанги от 15 марта 2017 года №296 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования городской округ город Лабытнанги (далее по тексту – Правила благоустройства).
Согласно п.п.11.1.4 п.11.4 Правил благоустройства на территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.
В отношении Степаненко Ю.В. 19 января 2022 года было вынесено постановление №19 по делу об административном правонарушении, Степаненко Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.34 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 года №81-ЗАО "Об административных правонарушениях", ему назначено административное наказание в виде предупреждения. Данное постановление ответчиком обжаловано не было, вступило в законную силу.
16 декабря 2021 года Степаненко Ю.В. была вручена претензия №89-173/0101-05-02/2114 с требованием в тридцатидневный срок со дня ее получения произвести очистку арендуемого земельного участка и прилегающей к нему территории от деревянных бревен, деревянных поддонов, строительного мусора.
Согласно акта осмотра №6 от 27 января 2022 года часть арендуемого Степаненко Ю.В. земельного участка и прилегающая к нему территория от отходов производства и потребления не освобождены.
В досудебном порядке урегулировать земельный спор не представилось возможным, что подтверждают материалы дела.
На день рассмотрения спора ответчик земельный участок также не освободил.
Согласно ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ст.76 ЗК РФ).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований, заявленных Администрацией г.Лабытнанги о судебном понуждении Степаненко Ю.В. к освобождению земельного участка и прилегающей к нему территории от отходов производства и потребления..
Обсуждая вопрос о сроке исполнения обязанности по освобождению земельного участка суд установил, что указанный истцом срок, является достаточным учитывает природные и климатические условия в месте его расположения.
В силу ст.198 ГПК РФ в решении суда должно быть указано на распределение судебных расходов.
Из ч.1 ст.103 ГПК РФ следует, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика не освобожденного от ее уплаты.
В связи с удовлетворением иска имущественного характера, не подлежащего оценке с ответчиков в соответствии со ст.103 ГПК РФ надлежит взыскать в доход бюджета муниципального образования государственную пошлину в сумме 6 000 руб. 00 коп., от уплаты которой при обращении в суд в силу закона Администрация г.Лабытнанги была освобождена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации г.Лабытнанги удовлетворить.
Обязать Степаненко Юрия Витальевича освободить часть арендуемого земельного участка площадью 67,5 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округа, г.Лабытнанги, ... а также прилагающую к данному земельному участку территорию, государственная собственность на которую не разграничена площадью 32 кв.м. от отходов производства и потребления в несанкционированном месте, а именно: деревянных бревен, деревянных поддонов, строительного мусора в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать со Степаненко Юрия Витальевича в доход бюджета муниципального образования г.Лабытнанги госпошлину в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей 00 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме принято 06 мая 2022 года.