Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-622/2019 ~ М-1-550/2019 от 08.08.2019

Дело № 2-1-622/2019

УИД 73RS0012-01-2019-000726-67

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 сентября 2019 года                                                                            г. Димитровград

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Дибдиной Ю.Н. с участием заместителя Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Закирова А.Ш. при секретаре             Халиуллиной С.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, муниципальному казенному учреждению «Управление жилищно – коммунальным хозяйством Мелекесского района» о понуждении к проведению преддекларационного обследования гидротехнического сооружения,

У С Т А Н О В И Л :

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области, МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством Мелекесского района» о понуждении к проведению преддекларационного обследования гидротехнического сооружения. В обоснование своих требований указывает на то, что по результатам анализа состояния законности в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений (далее – ГТС) установлено, что в собственности муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области находится земляная насыпная плотина пруда без названия в с. Степная Васильевка.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, установлении обязанности органов государственной власти, собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС, урегулированы Федеральным законом от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон № 117-ФЗ). В соответствии со ст. 10 Закона № 117-ФЗ декларация безопасности ГТС является основным документом, который содержит сведения о соответствии ГТС критериям безопасности. Содержание декларации безопасности ГТС, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики ГТС.

Собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности ГТС при эксплуатации ГТС I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации ГТС I, II, III или IV класса. При проектировании ГТС I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации. Внесение в Регистр сведений о ГТС, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого ГТС.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» ГТС подразделяются на 4 класса.

Письмом Ростехнадзора от 03.02.2016 № 10-00-12/178 «О преддекларационном обследовании гидротехнических сооружений» установлено, что согласно Положению о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. № 1303 (далее – Положение), составлению декларации безопасности ГТС предшествует обследование ГТС, которое организуется собственником или эксплуатирующей организацией, с обязательным участием органа надзора. В дополнение к требованиям Положения издан приказ Ростехнадзора от 3 ноября 2011 г. № 625 «Об утверждении Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности». В соответствии со ст. 4 упомянутого приказа к участию в обследовании ГТС декларант по согласованию привлекает представителей Ростехнадзора, МЧС России, проектной организации, специализированных научных организаций, включая экспертные центры, определенные для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС. Других требований по составу и квалификации участников преддекларационного обследования ГТС нормативными документами не установлено.

Вместе с тем администрацией муниципального образования «Мелекесский район» не проведено преддекларационное обследование ГТС с привлечением представителей Ростехнадзора и МЧС России. В связи с изложенным, прокуратурой 22.07.2019 г. в адрес главы администрации муниципального образования «Мелекесский район» внесено представление. Однако до настоящего времени выявленные прокуратурой нарушения законодательства о безопасности ГТС не устранены. Требования прокурора направлены на защиту прав жителей муниципального образования «Мелекесский район» на благоприятную окружающую среду, а также лиц, временно находящихся на указанной территории (то есть субъекты, персонифицировать которых невозможно). Просит обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести преддекларационное обследование земляной насыпной плотины пруда без названия в с. Степная Васильевка с привлечением представителей Ростехнадзора и МЧС России.

    В судебном заседании участвующий в деле заместитель Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Закиров А.Ш. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области Тимербаева А.Н. в судебном заседании исковые требования природоохранного прокурора не признала и пояснила следующее. Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к обязанностям собственников гидротехнических сооружений относится широкий перечень обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС). В собственности муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области находится земляная насыпная плотина пруда без названия в с. Степная Васильевка. Указанное ГТС представляет собой земляную насыпную плотину на реке Грязнуха. Данная плотина не образует каких-либо отдельных водных объектов. Вышеуказанный объект Постановлением администрации МО «Мелекесский район» был передан в оперативное управление муниципальному казенному учреждению «Управление жилищно-коммунальным хозяйством Мелекееского района» (постановление от 22.07.2015 № 463), которое в настоящее время и являемся правообладателем данного объекта. Кроме того, если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и не имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения. (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 06.12.2018 по делу № 301 -ЭС18-10194, А39-7480/2015). В связи с этим, администрацией района инициирован вопрос передачи данного имущества в федеральную собственность (письмо от 23.08.2019 № 2950), так как в силу ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. В настоящее время Федеральный закон № 131-ФЗ каких-либо вопросов местного значения в сфере функционирования гидротехнических сооружений не содержит. При этом в соответствии с Федеральным законом №117-ФЗ гидротехнические сооружения могут находиться, в том числе в муниципальной собственности (ст. 3). Это означает, что гидротехнические сооружения могут находиться в муниципальной собственности, если они предназначены для решения каких-либо вопросов местного значения, в том числе, например, организация электроснабжения населения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, осуществление полномочий собственника водных объектов. Указанные в исковом заявлении ГТС не используются и не предназначены для решения вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ. Просят в удовлетворении исковых требований Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области отказать.

Представитель ответчика МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством Мелекесского района Ульяновской области Нерослова В.Д. в судебном заседании исковые требования признала, указав, что действительно ГТС передана им в оперативное управление, однако денежных средств на осуществление деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС им выделено не было, поэтому составить преддекларационное обследование у них не было возможности. Выделение денежных средств на обследование зависит только от администрации МО «Мелекесский район».

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Средне-Поволжское Управление Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, из представленного отзыва следует, что в настоящее время администрацией Муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области не проведено преддекларационное обследование ГТС земляной насыпной плотины пруда без названия в с. Степная Васильевка с участием представителя Средне-Поволжского управления Ростехнадзора. Считают требования Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области обоснованными и поддерживают в полном объеме. Просят рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МЧС России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, в деле имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, считают требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав участвующего по делу прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в частности обеспечения права на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, исковое заявление прокурора правомерно предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Федеральный закон № 117-ФЗ). Настоящий Федеральный закон, согласно ст. 1, распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона (в том числе и плотины) и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Согласно ст.7 Федерального закона № 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.

В силу ст. 8 Федерального закона № 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании требования о представлении деклараций безопасности гидротехнических сооружений.

Согласно ст. 10 Федерального закона № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации.

Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.

Содержание, порядок составления декларации безопасности ГТС и осуществление ее государственной экспертизы определяет Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303 (далее - Положение).

В соответствии с п.7 Положения разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого находятся указанные сооружения, с обязательным участием представителей органа надзора.

Согласно п.8.1 Положения результаты преддекларационного обследования гидротехнических сооружений оформляются актом преддекларационного обследования гидротехнических сооружений, составленным участниками обследования по форме, утверждаемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) и Министерством транспорта Российской Федерации (в отношении судоходных и портовых гидротехнических сооружений).

Форма акта преддекларационного обследования ГТС утверждена Приказом Ростехнадзора от 30.10.2013 № 506 «Об утверждении формы акта преддекларационного обследования гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 г. № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» ГТС подразделяются на 4 класса.

Письмом Ростехнадзора 03.02.2016 № 10-00-12/178 «О преддекларационном обследовании гидротехнических сооружений» установлено, что согласно Положению о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. N 1303 (далее - Положение), составлению декларации безопасности гидротехнических сооружений предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется собственником или эксплуатирующей организацией, с обязательным участием органа надзора. В дополнение к требованиям Положения издан приказ Ростехнадзора от 3 ноября 2011 г. № 625 «Об утверждении Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности». В соответствии со статьей 4 упомянутого приказа к участию в обследовании ГТС декларант по согласованию привлекает представителей Ростехнадзора, МЧС России, проектной организации, специализированных научных организаций, включая экспертные центры, определенные для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС. Других требований по составу и квалификации участников преддекларационного обследования ГТС нормативными документами не установлено.

Приказом Ростехнадзора от 02.10.2015 № 395 утверждены «Требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)» (далее - Требования).

Согласно п. 2 Требования к содержанию правил устанавливают структуру и состав правил эксплуатации гидротехнических сооружений (далее - ГТС), в соответствии с которыми собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация осуществляют эксплуатацию ГТС.

Таким образом, как правильно указано прокурором, исходя из смысла Федерального закона № 117-ФЗ обязанности, предусмотренные ст. 9 указанного Федерального закона № 117-ФЗ, возлагаются на собственников гидротехнических сооружений и (или) эксплуатирующие организации.

В соответствии с приказом Приказ Ростехнадзора от 03.11.2011 № 625 «Об утверждении Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности» при подготовке Декларации осуществляется обследование ГТС, которое организуется Декларантами в соответствии с требованиями пункта 7 Положения. К участию в обследовании Декларант по согласованию привлекает представителей Ростехнадзора, МЧС России, проектной организации, специализированных научных организаций, включая экспертные центры, определенные для проведения государственной экспертизы Деклараций.

Судом установлено, что гидротехническое сооружение – пруд без названия с земляной насыпной плотиной 4 класса капитальности, расположенный по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с.Степная Васильевка, является собственностью муниципального образования «Мелекесский район» и внесено в реестр муниципального имущества.

Согласно Постановлению главы администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области № 463 от 22.07.2015 г. и акту приема-передачи муниципального имущества от 22.07.2015 г. МКУ «Управление ЖКХ Мелекесского района» приняло в пользование от Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области на праве оперативного управления имущество, в том числе гидротехническое сооружение - пруд без названия с земляной насыпной плотиной 4 класса капитальности, расположенный по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с.Степная Васильевка.

По сообщению отдела по делам ГО, ЧС и взаимодействию с правоохранительными органами преддекларационные обследования ГТС, расположенных на территории МО «Мелекесский район», в том числе и пруда без названия с земляной насыпной плотиной 4 класса капитальности, расположенный по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с.Степная Васильевка, не проводилось. Расчеты вероятного вреда не производились в связи с отсутствием финансирования.

По сведениям администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области и МКУ «Управления ЖКХ Мелекесского района» в 2019 году денежные средства на содержание, обслуживание и преддекларационное обследование ГТС не заложены.

В ответ на представление Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры от 22.08.2019 г. администрацией МО «Мелекесский район» подготовлены письма в адрес Ростехнадзора и МЧС России для организации предкларационного обследования ГТС. При этом представление прокурора признано законным и обоснованным. Проведение предкларационных обследований было запланировано на 11.09.2019 г., однако до настоящего времени не проведено.

Доводы представителя ответчика о том, что если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и не имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения опровергаются выпиской из реестра муниципального имущества МО «Мелекесский район» Ульяновской области, согласно которой спорное ГТС является собственностью МО «Мелекесский район». Надлежащих доказательств в обоснование указанного довода стороной ответчика в нарушение ст. 56 ГПК РФ в судебное заседание не представлено. Процедура передачи указанного ГТС в собственность РФ инициирована лишь 23.08.2019г, то есть после поступления иска в суд.

Согласно ст. 15 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Таким образом, передача ГТС - пруда без названия с земляной насыпной плотиной 4 класса капитальности, расположенного по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с.Степная Васильевка, в оперативное управление МКУ «Управление ЖКХ Мелекесского района» не освобождает собственника ГТС – администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области от бремени его содержания и выполнения требований Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а МКУ «Управление ЖКХ Мелекесского района» зависимо от выделения денежных средств на обследование ГТС именно администрацией МО «Мелекесский район», исковые требования подлежат удовлетворению к ответчику -администрации МО «Мелекесский район». Следовательно, в иске прокурора к МКУ «Управление ЖКХ Мелекесского района» следует отказать.

Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, фактичекских обстоятельств дела, при которых выявлено нарушение требований обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора к администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области и обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения – земляной насыпной плотины пруда без названия в с.Степная Васильевка с привлечением Ростехнадзора и МЧС России.

При этом суд, считает, что срок три месяца явно недостаточен для добровольного исполнения решения суда, в связи с чем, суд считает возможным увеличить срок для исполнения решения суда до шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, муниципальному казенному учреждению «Управление жилищно – коммунальным хозяйством Мелекесского района» о понуждении к проведению преддекларационного обследования гидротехнического сооружения удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения – земляной насыпной плотины пруда без названия в с.Степная Васильевка в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу с привлечением Ростехнадзора и МЧС России.

В иске Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Управление жилищно – коммунальным хозяйством Мелекесского района» о понуждении к проведению преддекларационного обследования гидротехнического сооружения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 10 сентября 2019 года.

Судья                                            Ю.Н. Дибдина

2-1-622/2019 ~ М-1-550/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
администрация МО "Мелекесский район" Ульяновской области
Другие
ГУ МЧС России по Ульяновской области
Средне-Поволжское управление Ростехнадзора
Суд
Мелекесский районный суд Ульяновской области
Судья
Дибдина Ю. Н.
Дело на странице суда
melekesskiy--uln.sudrf.ru
08.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2019Передача материалов судье
12.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2019Подготовка дела (собеседование)
26.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2019Судебное заседание
04.09.2019Судебное заседание
10.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2019Дело оформлено
01.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее