Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1615/2023 ~ М-1352/2023 от 13.09.2023

УИД: 91RS0-87

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2023 года                                                               пгт. Ленино

Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Ермаковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Ленино Республики Крым гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к ФИО1 третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и <адрес>, Отделение судебных приставов по <адрес> Главного управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и <адрес>, Общество с ограниченной ответственностью "Русса", Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в <адрес> и городе Севастополь, о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось в Ленинский районный суд Республики Крым с иском к ФИО5 в котором просит осуществить принудительную продажу с публичных торгов принадлежащего на праве собственности ответчику земельного участка площадью 52928 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, с последующей передачей ответчику вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества. При этом, начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исковые требования мотивированы тем, что ответчику, который является гражданином иностранного государства, принадлежит на праве собственности вышеуказанный земельный участок. Согласно ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации для граждан иностранных государств введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011г. N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" утвержден Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. Согласно пункту 44.5 Перечня приграничных территорий (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020г. N 201) Муниципальное образование <адрес> Республики Крым отнесено к категории территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. Таким образом, нахождение земельного участка в собственности иностранного гражданина является нарушением действующего законодательства, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.

Протокольно определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и <адрес>, Отделение судебных приставов по <адрес> Главного управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и <адрес>.

Протокольно определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Русса", Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в <адрес> и городе Севастополь".

Истец явку представителя в судебное заседание не обеспечил, просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя, требования удовлетворить.

Ввиду того, что ответчик не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации, является гражданином Украины и с данным государством в настоящее время отсутствует почтовое сообщение, судом в порядке ст. 50 ГПК РФ для представления интересов ответчика назначен адвокат.

Представитель ответчика адвокат Адвокатской палаты Республики Крым ФИО3, действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просил вынести законное и обоснованное решение по существу спора.

Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц, участвующих в деле.

Изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Как установлено судом, ответчик ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированным или снятым с регистрационного учета по <адрес> не значится, паспортом гражданина Российской Федерации не документирован, согласно АС ЦБДУИГ и СПО «Мигрант-1» находится за пределами Российской Федерации, последний раз посещал РФ в 2016 году (л.д. 37-39).

Согласно материалам дела, ФИО1 имеет паспорт гражданина Украины серии ЕЕ , выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 42, 46).

При этом ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ выдан Государственный акт на право собственности на земельный участок серия КМ на земельный участок площадью 5,2928 га, расположенный на территории Луговского сельского <адрес> АР Крым для ведения товарного сельскохозяйственного производства (л.д. 56-57).

Право собственности ответчика на указанный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН с присвоением кадастрового , запись о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40-152).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2970-О указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч.1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).

Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.

Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.

В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Указом Президента Российской Федерации N 26 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 201 внесены изменения в Указ от ДД.ММ.ГГГГ N 26, территория муниципального образования <адрес> Республики Крым включена в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории (п.44.5).

Положениями п.п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.

В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

В случае, если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество с учетом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже на торгах (конкурсах, аукционах) с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).

Таким образом, земельные участки, расположенные на территории муниципального образования <адрес> Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

В свою очередь Перечень приграничных территорий является открытым и устанавливается Президентом Российской Федерации в рамках реализации им определенных ст. 80 Конституции Российской Федерации полномочий по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Порядок отчуждения такого имущества как указано выше определен в ст. 238 ГК РФ, согласно которой собственник обязан самостоятельно продать такое имущество в течение установленного законом срока, а в случае его бездействия, имущество подлежит принудительной продаже по решению суда, в таком случае суд выносит решение о продаже земельного участка на торгах, либо имущество передается в государственную или муниципальную собственность.

Применительно к данному спору, принадлежащий ответчику земельный участок подлежал отчуждению им в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , однако этого ответчиком добровольно сделано не было, до настоящего времени право собственности на земельный участок зарегистрировано за ответчиком, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

Положения ст. 12 ГК РФ предусматривают способы защиты гражданских прав, перечень которых не является исчерпывающим.

Выбор способа защиты своих прав, принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой.

По общему правилу, судебная защита осуществляется путем применения к правонарушителю материально-правовых и процессуальных мер принудительного характера, и должна приводить к защите и восстановлению нарушенных прав этого лица.

Таким образом, юридическое значение для осуществления судебной защиты, имеет установление факта наличия нарушенного права истца, а также того обстоятельства, приведет ли избранный истцом способ защиты своего права к защите и восстановлению прав истца, и не будет ли при этом допущено нарушений прав иных лиц.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (п.1 ст.2 ГК РФ).

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

В случаях, когда предусмотренные п.п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (ст.6 ГК РФ).

Порядок принудительной продажи земельных участков, находящихся в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован, в связи с чем суд приходит к выводу о применении к спорным правоотношениям положений действующего законодательства о принудительной продаже имущества на публичных торгах.

В соответствии с положениями ст. 449.1 ГК РФ, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.

Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом (п. 2                  ст. 449.1 ГК РФ).

Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст. 448 ГК РФ.

Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат применению положения п. 2 ст. 238 ГК РФ, ст. ст. 448, 449.1 ГК РФ, то есть о продаже спорных земельных участков на публичных торгах с последующей передачей ответчику вырученной от продажи суммы, за вычетом затрат, понесенных в связи с отчуждением.

Совокупность установленных по делу обстоятельств, указывает на то, что нахождение в собственности ответчика спорного земельного участка, нарушает принципы землепользования в Российской Федерации. Спорный земельный участок расположен на территории муниципального образования <адрес> Республики Крым.

Сведений о расположении на данном земельном участке иных объектов недвижимого имущества, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, истец является надлежащим лицом, обратившимся за судебной защитой, а избранный им способ защиты права путем принудительного отчуждения спорного земельного участка основан на положениях действующего законодательства и соразмерен допущенному ответчиком нарушению, и удовлетворение иска, приведет к защите и восстановлению нарушенного права, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу прямого указания закона, определение порядка установления начальной продажной стоимости земельных участков возложено на суд, в связи с чем суд считает возможным определить начальную продажную стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым удовлетворить.

Осуществить принудительную продажу с публичных торгов земельного участка площадью 52928 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , категория земель -земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования -сельскохозяйственное использование, принадлежащего на праве собственности ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> Украина, паспорт гражданина Украины серии ЕЕ , выдан ДД.ММ.ГГГГ Ленинским РО ГУ МВД Украины в Крыму, проживающего по адресу: <адрес>, с последующей передачей ФИО1 вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.

Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Взыскать с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Украина, паспорт гражданина Украины серии ЕЕ , выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, государственную пошлину в местный бюджет в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.

Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                       Н.А.Ермакова

2-1615/2023 ~ М-1352/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Ответчики
Данько Виталий Михайлович
Другие
ООО "РУССА"
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Крым и городе Севастополь
Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г.Севастополю
Бойко Никита Александрович
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Администрация Ленинского района Республики Крым
Федеральное агенство железнодорожного транспорта
Отдел судебных приставов по Ленинскому району УФССП России по Республике Крым
Суд
Ленинский районный суд Республики Крым
Судья
Ермакова Наталия Алексеевна
Дело на странице суда
leninskiy--krm.sudrf.ru
13.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2023Передача материалов судье
15.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2023Судебное заседание
04.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее