Судья Непопалов Г.Г. адм. дело № 33а–2691/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 5 марта 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Шилова А.Е., Сивохина Д.А.,
при секретаре Демиховой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области на решение Самарского областного суда от 17 декабря 2018 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Микушин Б.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимостим.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым №, площадью 150 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под нежилым помещением кафе «Ветерок», расположенным по <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.01.2013 определена в размере 471 528,00 руб.
Однако рыночная стоимость земельного участка ниже кадастровой стоимости. Согласно отчету об оценке № 2018.10-616 от 06.11.2018, выполненному ООО «Агентство оценки «Гранд Истейт» по состоянию на дату оценки, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № составляет 193 000 руб.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Микушин Б.И. просил суд восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, площадью 150 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под нежилым помещением кафе «Ветерок», расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 в размере 193 000 руб.
Решением Самарского областного суда от 17 декабря 2018 года административный иск Микушина Б.И. к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворен.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 150 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под нежилым помещением кафе «Ветерок», расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 193 000 руб.
Датой подачи Микушиным Б.И. заявления в суд постановлено считать 30.11.2018.
В апелляционной жалобе администрация городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области – Гмыров И.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель Микушина Б.И. – Спиридонова Я.В. в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать, решение суда оставить без изменения.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались своевременно и надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца и представителя заинтересованного лица, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3).
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» определено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом срока периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из материалов дела следует, что Микушин Б.И. на основании договора аренды № 163-2014(2014-2063) от 31.12.2014 является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 150 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под нежилым помещением кафе «Ветерок», расположенного по <адрес>.
Срок действия договора аренды с 01.11.2014 по 31.10.2063.
Арендная плата по данному договору исчисляется исходя из кадастровой стоимости, что следует из п. 3.1 договора аренды, поэтому его права и законные интересы затрагиваются установленной кадастровой стоимостью земельного участка методом массовой оценки.
Кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» по состоянию на 01.01.2013 и составляет 471 258 руб.
Установлено, что на момент обращения Микушина Б.И. в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта.
Принимая во внимание, что очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Самарской области в порядке, установленном ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, не проведена, расчёт арендных платежей на объект недвижимости производится исходя из ранее установленной кадастровой стоимости, суд, учитывая конкретные обстоятельства дела, пришёл к правильному выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости продолжают затрагивать права и законные интересы Микушина Б.И.
С учётом изложенного и принимая во внимание, что в данном случае отсутствует иной способ защиты права, суд признал причину пропуска срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости уважительной и восстановил срок, установленный ч. 3 ст. 245 КАС РФ, для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 2018.10-616 от 06.11.2018, подготовленный ООО «Агентство оценки «Гранд Истейт». Указанным отчётом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 193 000 руб.
Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пришёл к обоснованному выводу, что отчет об оценке выполнен в соответствии с требованиями федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Методики исследования, объём и этапы проведения оценки, выполнение расчётов, согласование полученных результатов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которой федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена судом равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 в размере 193 000 руб. в соответствии с отчетом об оценке № 2018.10-616 от 06.11.2018, подготовленным ООО «Агентство оценки «Гранд Истейт».
Датой обращения административного истца с заявлением об определении кадастровой стоимости является 30.11.2018.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости (земельного участка), и сведений о рыночной стоимости в ином размере, а также замечаний к отчёту об оценке, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено. Ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области о том, что Микушин Б.И. не является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, не могут повлечь отмену судебного акта, поскольку опровергаются материалами дела: договором аренды земельного участка № 163-2014(2014-2063) от 31.12.2014, зарегистрированным в ЕГРН 04.03.2015; свидетельством о праве на наследство по закону от 02.09.2016, выданным нотариусом Нефтегорского района Самарской области Нехайчик Е.А.
Кроме того, Микушин Б.И. является собственником нежилого здания – магазина, расположенного на указанном земельном участке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № является достоверной и не подлежит установлению равной рыночной стоимости на основании представленного административным истцом отчета, направлены на переоценку доказательств по делу, полно и всесторонне исследованных судом в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому не могут служить основанием к отмене судебного акта.
Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Самарского областного суда от 17 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи