Судебный акт #1 (Заочное решение) по делу № 2-3449/2021 ~ М-3827/2021 от 17.08.2021

Дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2021 года                                       <адрес>

Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего Ярыгина Л.И.,

при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием представителя администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО3 действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «<адрес>» к ФИО1 о признании недействительным постановления администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в части выделения ФИО1 земельного участка, о признании отсутствующим право собственности на земельный участок, и аннулировании записи государственной регистрации прав в ЕГРН,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования «<адрес>» обратилась в суд с иском к ФИО1 о признании отсутствующим право собственности на земельный участок.

В обоснование требований указано, что постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении однократно бесплатно в собственность граждан МО «<адрес>» земельных участков для индивидуального жилищного строительства» ФИО1 был выделен однократно бесплатно в собственность земельный участок из категории - земли населенных пунктов общей площадью 600 кв. м. для индивидуального жилищного строительства, по адресу: РИ, <адрес>. В ходе проверки законности выделения ответчику земельного участка были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, свидетельствующие о недействительности постановления администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , а также нарушения при регистрации прав на земельный участок. На основании изложенного просит: признать недействительным постановление администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в части выделения ФИО1 земельного участка расположенного по адресу: РИ, <адрес>; признать отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок, расположенный по адресу: РИ, <адрес>, с кадастровым номером 06:02:0100006:1344, общей площадью 600 кв.м., а также аннулировать запись государственной регистрации прав в ЕГРН.

В судебном заседании представитель истца – администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ФИО1 извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах не явки не сообщил.

На судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Росреестр по <адрес>, не явились, будучи надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, направили в суд ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

При таких обстоятельствах, с учетом разумности сроков судебного разбирательства, надлежащем уведомлении участников процесса о дате и времени рассмотрения дела по известному суду адресу, суд по основаниям ст. 233 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, поскольку ответчик в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, а поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу. В связи с чем, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц.

Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Судом    установлено,       что      постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении однократно бесплатно в собственность граждан МО «<адрес>» земельных участков для индивидуального жилищного строительства» ФИО1     был выделен однократно бесплатно в собственность земельный участок из категории - земли населенных пунктов общей площадью 600 кв. м. для индивидуального жилищного строительства, по адресу: РИ, <адрес>.

Так, в ходе проверки законности выделения ответчице земельного участка были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, свидетельствующие о недействительности постановления администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , а также нарушения при регистрации прав на земельный участок.

Выявленные нарушения законодательства Российской Федерации заключаются в нарушении установленного порядка предоставления земельного участка в собственность однократно бесплатно.

Согласно п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Земельный кодекс РФ наделяет законодателя субъекта РФ полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в пп.пп. 6 и 7 ст. 39.5 ЗК РФ, порядок и основания снятия граждан с данного учета.

Так, Законом Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О регулировании земельных отношений» (далее - Закон -РЗ) установлен перечень категорий граждан, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно и без проведения торгов (ч. 4 ст. 23 Закона -РЗ). В их числе поименованы в числе прочих малоимущие граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст. 52 ЖК РФ, в случае отсутствия у них другого земельного участка.

Также судом установлено, что во исполнение вышеуказанной нормы Закона -РЗ решением Городского совета депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства однократно бесплатно в собственность и предоставления им данных земельных участков на территории муниципального образования «<адрес>» (далее - Положение о порядке предоставления земельных участков).

Согласно п. 6 Положения о порядке предоставления земельных участков право приобретение в собственность однократно бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии с настоящим Положением имеют отдельные категории граждан, определенные Земельным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О регулировании земельных отношений», постоянно проживающие на территории городского округа.

В соответствии с п. 9 Положения о порядке предоставления земельных участков для постановки на учет и предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно    заявители, указанные в пункте 6 настоящего Положения, подают в общий отдел заявления по форме, согласно Приложения к настоящему Положению и пакет документов, подтверждающий право гражданина на получение    земельного участка бесплатно, в том числе и справку о том, что заявитель    стоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, выданную не ранее чем за десять дней на дату подачи заявления.

Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Принятие на учет граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр (ч.4 ст. 52 ЖК РФ)

Согласно ст. 21 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О    регулировании    жилищных    отношений    в    Республике     Ингушетия» признание граждан малоимущими, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с Главой 3 настоящего Закона.

Главой 3 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О регулировании жилищных отношений в <адрес>» установлен порядок признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет.

В соответствии с пунктом «а» части 7 статьи 8 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О регулировании жилищных отношений в <адрес>» при отнесении граждан к малоимущим учитываются доходы от реализации недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств.

Так судом установлено, что согласно служебной записки начальника отдела социальной политики администрации МО «<адрес>» ФИО4, адресованной главе администрации МО «<адрес>», ФИО1 с 2017 года и по настоящее время не состоит на учете по программам малоимущих и нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий.

Согласно п. 2.1 Положения о порядке признания граждан малоимущими в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма и организации учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании «<адрес>», утверждённого решением Городского совета депутатов муниципального образования «<адрес>» от «1» июня 2017 г. № З-вн/2-1, органом, принимающим на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и устанавливающим учетную норму, является администрация городского округа Сунжа, а именно отдел социальной политики.

Вместе с тем, ответчик не состоял на учете в качестве малоимущих и нуждающихся в улучшении жилищных условий, с заявлением о постановке на учет ранее, до вынесения постановления не обращался, никаких документов в администрацию не направлял.

Из выписки из ЕГРН следует, что ФИО1, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 06:02:0100006:1344, расположенный по адресу: РИ, <адрес>, общей площадью 600 кв.м.

Согласно ст. 1 Закона о регистрации недвижимости, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права в соответствии с п.5 ст.1 Закона о регистрации недвижимости. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, согласно ст. 58 Закона о регистрации недвижимости подлежат государственной регистрации, при обращении в Управление правообладателя или уполномоченного им лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности, с заявлением о государственной регистрации права, решения суда и иных, необходимых для регистрации документов.

Из чего следует, что в случае притязания третьих лиц на объект недвижимости, права на которых зарегистрированы в ЕГРН, данный вопрос о правах должен быть рассмотрен в судебном порядке путем разрешения спора о праве. Это означает, что в порядке искового производства с привлечением в качестве ответчика лица, права которого зарегистрированы в ЕГРН, будет разрешен вопрос о принадлежности объекта недвижимости одной из сторон спора.

При удовлетворении такого требования зарегистрированное право считается оспоренным, что является основанием для погашения соответствующей записи о праве в ЕГРН.

Следовательно, ЕГРН должен отражать действительные права на недвижимое имущество, возникшие на основании определенных правоустанавливающих документов.

Правоустанавливающим является документ, устанавливающий наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества.

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок ведения ЕГРН, согласно которым погашение регистрационных записей производится в случае прекращения права на объект недвижимости.

Согласно п.1 ст.14 Закона о регистрации недвижимости, государственная регистрация прав носит заявительный характер. В соответствии с пунктом 2 указанной нормы права, основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.

Исходя из вышесказанного, запись нельзя удалить, исключить или аннулировать.

После регистрации прекращения прав записи указанных подразделов ЕГРН подлежат постоянному хранению в погашенном виде и не могут быть изъяты, исключены или аннулированы из реестра.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

На основании изложенного, в судебном заседании установлено, что ответчица не состояла на учете в качестве малоимущих, с заявлением о постановке на учет ранее, до вынесения постановления не обращалась, никаких документов в администрацию не направляла.

Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Фактом, на основании которого можно оспорить зарегистрированное право, является недействительность правоустанавливающих документов, послуживших основанием к такой регистрации.

В связи с чем, суд усматривает неоспоримые основания признания недействительным постановления администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в части выделения ФИО1, земельного участка расположенного по адресу: РИ, <адрес>.

С учетом изложенного, запись в Едином государственном реестре недвижимости о праве собственности ФИО1, на земельный участок с кадастровым номером 06:02:0100006:1344, расположенный по адресу: РИ, <адрес>, общей площадью 600 кв.м., не может быть признана законной и подлежит аннулированию как несоответствующая требованию закона, а используемый ответчиком земельный участок, изъятию.

При этом, исковые требования об исключении из ЕГРН записи о государственной регистрации права собственности ФИО1, на спорный объект недвижимого имущества также подлежат удовлетворению, так как записи в Едином государственном реестре прав о праве собственности ФИО1, на спорный земельный участок была произведена в нарушение действующего законодательства.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по вышеизложенным основаниям.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче иска в суд истец администрация <адрес> РИ в силу закона была освобождена от уплаты государственной пошлины. Поскольку исковые требования удовлетворены, в силу ст. 103 ГПК РФ, ст. 61.1. БК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление администрации муниципального образования «<адрес>» к ФИО1 о признании недействительным постановления администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в части выделения ФИО1 земельного участка, о признании отсутствующим право собственности на земельный участок, и аннулировании записи государственной регистрации прав в ЕГРН – удовлетворить.

Признать недействительным постановление администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в части выделения ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 06:02:0100006:1344, расположенный по адресу: РИ, <адрес>, общей площадью 600 кв.м.

Признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 06:02:0100006:1344, расположенный по адресу: РИ, <адрес>, общей площадью 600 кв.м.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> аннулировать запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 06:02:0100006:1344, расположенный по адресу: РИ, <адрес>, общей площадью 600 кв.м.

Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход государства в размере 300 (триста) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

Сунженского районного суда РИ                                               Л.И. Ярыгин

2-3449/2021 ~ М-3827/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация г.Сунжа
Ответчики
Гайтукиев Аслан Хизирович
Суд
Сунженский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Ярыгин Лев Исаевич
Дело на странице суда
sunja--ing.sudrf.ru
17.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2021Передача материалов судье
17.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.09.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2021Подготовка дела (собеседование)
28.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2021Судебное заседание
27.10.2021Судебное заседание
06.12.2021Судебное заседание
22.12.2021Судебное заседание
22.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
21.01.2022Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
01.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2023Дело оформлено
01.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Заочное решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее