Дело №13а-88/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 июля 2019 г. г. Макарьев
Макарьевский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Вишнякова П.З.,
при секретаре Сибиряковой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 22.01.2019 по делу № 2а-5/2019,
УСТАНОВИЛ:
Решением Макарьеского районного суда Костромской области от 22.01.2019 признано незаконным бездействие администрации городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района по восстановлению канализационных колодцев К6 и К7 линии центральной канализации, проходящей по ул. Большая Советская г. Макарьева, на администрацию возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять комплекс мер по восстановлению канализационных колодцев К6 и К7 линии центральной канализации, проходящей по улице Большая Советская г. Макарьева.
Администрация городского поселения город Макарьев обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда, сроком до 01.12.2019, обосновав тем, что решение принято в 2019 году, ввиду технически сложных мероприятий (разработка проекта) установление сервитута, а также ввиду дотационности бюджета исполнить решение суда не представляется возможным.
Заявитель указывает, что осуществление работ по восстановлению канализационных колодцев осуществляется в рамках Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с Уставом муниципального образования городское поселение город Макарьев, администрация является юридическим лицом в организационно-правовой форме муниципального казенного учреждения.
Ссылаясь на п. 2 ст. 72, п. 3 ст. 219, п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указывает, что заключать договоры без доведенных лимитов бюджетных обязательств казенным учреждениям нельзя, за нарушение данного запрета предусмотрена ответственность должностных лиц по ст. 15.15.10 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа от двадцати до пятидесяти тысяч рублей. Соответственно, реальная возможность исполнения решения суда в установленные сроки отсутствует, так как требует значительных финансовых затрат. Указывает, что исполнение решения суда требует безусловно большего количества времени и возможно на основании муниципальных контрактов, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков. Глава городского поселения г. Макарьев 31.05.2019 досрочно сложил свои полномочия, дотационность бюджета городского поселения г. Макарьев в 2019 году составляет 11,38% (дефицит бюджета составляет 10% или 1,436 млн. руб.), администрация городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района не имеет возможности исполнить решение суда, в связи с чем просит суд предоставить отсрочку исполнения решения Макарьевского районного суда от 22.01.2019 по делу № 2а-5/2019 до 01.12.2019.
В судебном заседании представитель заявителя врип главы администрации городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Шахова М.Б. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям. Дополнила, что с 07.08.2019 полномочия администрации городского поселения город Макарьев перейдут к администрации Макарьевского муниципального района. Для восстановления канализаций необходимо установить сервитут, провести публичные слушания, провести межевание земельного участка, в администрации городского поселения нет специалиста по земельным вопросам. Полагает, что собственник земельного участка, на котором расположены колодцы не пустит на свою территорию. Полагает, что администрация городского поселения в данном случае, не может нести ответственность за отсутствие канализации. Работавшие до неё главы администраций никаких мер не принимали, просила предоставить отсрочку исполнения решения суда до 01.12.2019.
Помощник прокурора Макарьевского района Костромской области Лисицин А.С. в судебном заседании возражал против предоставления отсрочки, указал, что решение суда вступило в законную силу, был установлен месяц на его исполнение, но никаких мер не предпринято, считает, что в предоставлении отсрочки следует отказать.
Представитель ОСП по Макарьевскому району УФССП по Костромской области Голятина О.В. решение данного вопроса оставила на усмотрение суда.
Заинтересованные лица Моденова Т.Н., Моденова Т.В., Зайцев Д.В. пояснили, что на протяжении пяти лет и до настоящего времени в их квартирах отсутствует водоотведение, колоды не восстановлены, возражали против предоставления отсрочки.
Заинтересованные лица Горбачева Г.Н., Тупикин А.Н. извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суд не явились, просили о рассмотрении заявления в их отсутствие.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения (часть 1 статьи 189 КАС РФ).
При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения (часть 1 ст. 358 КАС РФ).
Аналогичные положения содержатся в статье 37 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Перечень оснований предоставления отсрочки исполнения решения суда законом не предусмотрен, установлен лишь критерий определения таких оснований - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления, а вопрос об их наличии либо отсутствии разрешается судом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Закона № 229-ФЗ, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. По смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства».
С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
В силу вышеперечисленных норм основания для рассрочки и отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Макарьеского районного суда Костромской области от 22.01.2019 признано незаконным бездействие администрации по восстановлению канализационных колодцев К6 и К7 линии центральной канализации, проходящей по ул. Большая Советская г. Макарьева, на администрацию возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять комплекс мер по восстановлению канализационных колодцев К6 и К7 линии центральной канализации, проходящей по улице Большая Советская г. Макарьева.
15.04.2019 решение суда вступило в законную силу, 15.05.2019, выдан исполнительный лист.
28.05.2019 старшим судебным приставом-исполнителем ОСП по Макарьевскому району УФССП России по Костромской области возбуждено исполнительное производство в отношении администрации городского поселения город Макарьев № 7436/19/44013-ИП.
До настоящего времени решение Макарьевского районного суда от 22.01.2019 не исполнено.
Как следует из материалов дела обязанность принять комплекс мер по восстановлению канализационных колодцев возложена на администрацию городского поселения г. Макарьев. Судом учитывается, что в данном случае не исполнение решения суда затрагивает права не только муниципального образования, но влияет и на права других лиц, в частности права жителей квартир №№ 2,3 и 4 дома № 4 по ул. Октябрьской г. Макарьева.
Доводы заявителя о дотационности бюджета городского поселения, о том, что осуществление работ по восстановлению канализационных колодцев осуществляется в рамках Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что ввиду технически сложных мероприятий исполнить решение суда не представляется возможным, о бездействии лиц ранее занимавших должности главы администрации городского поселения г. Макарьев, необходимости установления сервитута и проведения межевания земельного участка, не могут служить основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, поскольку каких-либо доказательств принятия администрацией мер по исполнению судебного решения не представлено. Кроме того, суд учитывает, что срок исполнения решения суда установлен до 15.05.2019, т.е. на момент обращения с заявлением об отсрочке, срок исполнения решения суда пропущен почти на 2 месяца. Предоставление отсрочки исполнения решения суда в данном случае приведет к нарушению баланса прав и законных интересов должника и взыскателя, негативным образом отразится на законных интересах заинтересованных лиц - Моденовой Т.Н., Моденовой Т.В., Тупикина А.Н., Зайцева Д.В.
Кроме того, заявляя ходатайство о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, администрация не представила доказательств того, что в течение срока, на который она просит предоставить отсрочку, будут предприняты необходимые меры, которые позволят исполнить решение суда до 01.12.2019.
При таких обстоятельствах, при удовлетворении заявления и предоставление администрации отсрочки, срок исполнения решения не будет отвечать задачам исполнительного производства и снизит эффективность судебного акта, что повлечет дальнейшее нарушение прав и законных интересов лиц, в защиту которых оно было принято.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для отсрочки исполнения решения по настоящему делу не имеется. Обстоятельства, на которые ссылается заявитель не относятся к тем, которые препятствуют исполнению судебного решения и с которыми закон связывает возможность предоставления отсрочки исполнения судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 189,198-199, 358 КАС РФ суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление администрации городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Макарьевского районного суда Костромской области от 22.01.2019 по делу № 2а-5/2019 до 01.12.2019 оставить без удовлетворения.
На определение может быть подана частная жалоба в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение 15 дней со дня вынесения.
Судья П.З. Вишняков