11RS0001-01-2022-018695-42 Дело №2-2077/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2023 года г.Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Губаевой Д.Ф.,
при секретаре судебного заседания Синицкой Г.Ф.,
с участием:
представителя истца Лазарева В.В,
представителя ответчика Зиновьевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Шмерчук Натальи Васильевны к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми о признании права на получение субсидии, возложении обязанности выдать субсидию,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась с иском к ответчику (далее также Минстрой РК) и после уточнения исковых требований просила:
признать за ней право на получение жилищной субсидии (государственного жилищного сертификата) в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с датой постановки на учет ** ** ** с учетом члена семьи истца - ... Каваляускайте Е.д.А.,
возложить на ответчика обязанность выдать истцу государственную жилищную субсидию (государственный жилищный сертификат).
Требования мотивированы тем, что истец состоит в очереди на получение жилищного сертификата - социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера, по категории «пенсионеры» с ** ** ** с составом семьи 2 человека. Решением Интинского городского суда Республики Коми от ** ** ** по делу №... членом семьи истца признана ... Каваляускайте Е.д.А., ** ** ** года рождения. Решением от ** ** ** №... ответчик отказал истцу в выдаче жилищного сертификата по мотиву наличия у дочери истца Каваляускене О.В жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера. Истец указывая, что ... Каваляускене О.В членом семьи истца не является, совместно с истцом не проживает, обратилась с настоящим иском в суд.
В судебном заседании истец участия не приняла, извещена, в ходатайстве просила рассмотреть дело без её участия. Её представитель на требованиях настаивал.
Представитель ответчика просила в иске отказать.
Третьи лица Каваляускайте Е.д.А, Каваляускене О.В в суд не явились, извещены, в ходатайствах просили рассмотреть дело без их участия, иск удовлетворить.
Представитель третьего лица администрации МО ГО «Инта» в суд не явились, извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Выслушав пояснения представителей сторон, свидетеля ФИО1, исследовав материалы дела, оригинал учетного дела Шмерчук Н.В., суд приходит к следующему.
Установлено, что ** ** ** истец на основании её личного заявления с составом семьи 3 человека, включая ... Каваляускене О.В и ... Каваляускайте Е.д.А была включена в администрации г.Инты Республики Коми в общереспубликанский список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Инты по категории «пенсионеры» (...).
Постановлением администрации МО ГО «Инта» от ** ** ** №... Каваляускене О.В исключена из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения (строительства) жилья в Средней полосе России на основании заявления Шмерчук Н.В (...).
Согласно адресной справке Каваляускайте Е.д.А., ** ** ** года рождения, с ** ** ** зарегистрирована по месту жительства истца по адресу: .... Там же в период с ** ** ** по ** ** ** была зарегистрирована по месту жительства Каваляускене О.В, с ** ** ** она имеет регистрацию по адресу: ... (...).
Вступившим в законную силу решением Интинского городского суда Республики Коми от ** ** ** по делу №... Каваляускайте Е.д.А. признана членом семьи Шмерчук Н.В для расчета социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», на администрацию МО ГО «Инта» возложена обязанность включить Каваляускайте Е.д.А. в список граждан, имеющих право на получение такой социальной выплаты в качестве члена семьи Шмерчук Н.В (л.д. 43-44).
Учитывая, что представитель Минстрой РК был привлечен к участию в деле №... в качестве третьего лица, на основании части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установленный данным судебным актом факт о том, что Каваляускайте Е.д.А. является членом семьи Шмерчук Н.В. для расчета социальной выплаты, не подлежит доказыванию вновь.
По сведениям Роскадастра Каваляускайте Е.д.А жилых помещений в собственности не имеет, Каваляускене О.В с ** ** ** является собственником жилого помещения по адресу: ... (...).
В целях реализации своего права на получение социальной выплаты ** ** ** истец представила в администрацию МО ГО «Инта» требуемые документы на состав семьи 2 человека, в том числе ... Каваляускайте Е.д.А. (...).
Письмом от ** ** ** №... Минстрой РК уведомил администрацию МО ГО «Инта» и истца об отказе в предоставлении социальной выплаты по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет ** ** **, сославшись на то, что участник Подпрограммы – член семьи истца Каваляускене О.В, постоянно проживающая с истцом, обеспечена жильем по адресу: ... (...).
Истец считает данный отказ Минстроя Республики Коми незаконным.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет федерального бюджета на строительство или приобретение жилых помещений гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, регулируется Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Закон № 125-ФЗ).
Статьей 1 Закона №125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Часть 5 статьи 5 Закона №125-ФЗ дает определение члена семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. К указанным лицам относятся проживающие совместно этим гражданином супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Согласно пункту «в» пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153, членами семьи граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, являются: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела установлено, что дочь истца Каваляускене О.В со ... ФИО2 с ... года проживает по адресу: ..., с истцом она не проживает, общее хозяйство с истцом не ведет.
Данный факт подтверждается представленными в деле письменными доказательствами: схемой оповещения сотрудников при экстренных вызовах ГБУЗ РК «...», копией медицинской карты Каваляускене О.В., личными карточками работника Каваляускене О.В от ** ** **, от ** ** **, дополнительным соглашением к трудовому договору, заключенному с Каваляускене О.В ** ** **, квитанцией на доставку пенсий от ** ** **, сведениями исполнительного листа по делу №... от ** ** **, а также пояснениями представителя истца, показаниями свидетеля ФИО1, предупрежденной судом об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.
Сторона ответчика, доводов, опровергающих вышеперечисленные доказательства, не представила, у суда сомнений они также не вызывают. При таких обстоятельствах суд признает установленным факт проживания Каваляускайте О.В. отдельно от истца, регистрация Каваляускайте О.В. совместно с истцом с ... года по ... года имела формальный характер.
Постановление администрации МО ГО «Инта» от ** ** ** №... об исключении Каваляускене О.В из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения (строительства) жилья в Средней полосе России, не отменено и не оспорено.
Поскольку Каваляускене О.В не является членом семьи Шмерчук Н.В. в понимании части 5 статьи 5 Закона №125-ФЗ, с 2015 года исключена из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения (строительства) жилья в Средней полосе России, её обеспеченность жильем за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не может быть учтена при определении нуждаемости истца и члена её семьи Каваляускайте Е.д.А в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного, в силу статьи 1 Закона №125-ФЗ истец имеет право на получение жилищной субсидии, выделяемых за счет федерального бюджета на строительство или приобретение жилых помещений гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с учетом даты постановки на учет ** ** ** с учетом члена её семьи Каваляускайте Е.д.А по категории «пенсионеры».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона №125-ФЗ право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. В свою очередь, государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительство Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» для получения сертификата гражданин - участник основного мероприятия представляет следующие документы: заявление (рапорт) по форме согласно приложению №5; справка об отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение, в отношении которого представлено обязательство, предусмотренное подпунктом «ж» настоящего пункта, и коммунальные услуги.
Согласно пояснениям представителя ответчика, в рамках освоения ассигнований Минстроем РК сформирован список граждан-получателей сертификатов на 2022 год, в который истец не включена, в связи с чем, соблюдение установленного порядка в части предоставления необходимых документов для оформления и выдачи сертификата, судом не установлено.
Возложение на ответчика обязанности предоставить истцу социальную выплату для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (выдать жилищный сертификат) при несоблюдении порядка выдачи является нарушением установленного нормативным актом порядка, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в этой части.
Отношения по предоставлению истцу государственного жилищного сертификата возникнут при наступлении её очереди на получение данной социальной выплаты.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шмерчук Натальи Васильевны удовлетворить частично.
Признать право Шмерчук Натальи Васильевны (...) на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «пенсионеры» в соответствии с установленной очередностью с учетом даты постановки на учет ** ** ** с учетом члена семьи ... Каваляускайте Евгении д.Альвидаса.
Требование Шмерчук Натальи Васильевны о возложении на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми выдать Шмерчук Наталье Васильевне указанный государственный жилищный сертификат оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Д.Ф. Губаева