УИД:№ 41RS0002-01-2020-004347-56
Дело № 2-108/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2021 года г. Вилючинск Камчатский край
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Хорхординой Н.М., при секретаре судебного заседания Ерёминой Ю.В., с участием:
ответчика Посвольского А.Ю., представителя ответчика адвоката Завражина Е.В.,
представителя третьего лица РОИ «Тарья Итенмэн» Посвольского М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству к Посвольскому Андрею Юльевичу о возмещении ущерба, причиненного незаконным выловом водных биологических ресурсов,
установил:
Истец Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее – Северо-Восточное территориальное управление Росрыболовства, истец) обратился в суд с иском к Посвольскому А.Ю., в котором просил взыскать с последнего в доход бюджета Елизовского муниципального образования ущерб, причиненный незаконной добычей (выловом) водных биоресурсов на сумму 1 169 850 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что согласно протоколу об административном правонарушении от 06 сентября 2019 года № 036223 должностное лицо - бригадир рыболовецкой бригады РОИ «Тарья Итенмэн» Посвольский А.Ю., 06 сентября 2019 года в 01:10 часов камчатского времени, на территории Камчатского края Елизовского района на озере Большое Саранное, осуществлял традиционное рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов № 412019071884, выданного на основании договора на предоставление рыбопромыслового участка от 18 марта 2010 № 03/2010-К, приказа Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства от 24 мая 2019 года № 216-и от 04 июня 2019 года № 243 и не обеспечил заполнение промыслового журнала с регистрационным номером 41-2461/2019 в полном объеме, а именно не указал рыбу лососевых видов «кижуч» в количестве 110 экземпляров, общим весов 325 кг, добытую пассивным орудием лова (сети ставные) на рыбопромышленном участке № 1003 в его присутствии 05 сентября 2019 года, в результате чего ответчик допустил искажение фактического вылова (добычи) водных биоресурсов, чем нарушил пп. «а» п. 882 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Рыба – сырец «кижуч» в количестве 110 экземпляров была изъята и передана на ответственное хранение в ООО «Край Камчатка». Согласно постановлению Правительства РФ от 03 ноября 2018 года № 1321 «Об утверждении такс для исчисления размере ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам» размер взыскания за один экземпляр рыбы лососевых видов, независимо от размера и веса кижуча составляет 10 635 рублей, в связи с чем, общий размер ущерба 110 экземпляров составил 1 169 850 рублей. Причиненный должностным лицом Посвольским А.Ю. ущерб водным биологическим ресурсам в добровольном порядке не возмещен. Исковые требования Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству основаны на утвержденном действующим законодательстве РФ праве взыскания ущерба, причиненного государству в результате незаконного вылова (добычи) водных биологических ресурсов.
Истец Северо-Восточное территориальное управление Росрыболовства, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил. Представитель истца по доверенности Наумова Е.В., в исковом заявлении просила о рассмотрении дела без участия представителей истца.
Ответчик Посвольский А.Ю. и его представитель адвокат Завражин Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились в полном объеме, полагали их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Суду пояснили, что Посвольский А.Ю. приказом некоммерческой организации РОИ «Тарья Итенмэен» был назначен на должность бригадира рыболовецкой бригады, при этом в его должностные обязанности входило заполнение рыболовецкого журнала и осуществление контроля вылова рыбы. Указал, что вылов рыбы производился на законных основаниях, на основании разрешения на добычу водных биологических ресурсов, в период его действия с 05 июля по 30 сентября 2019 года, разрешенным орудием лова. Вечером 05 сентября 2019 года ими был выловлен «кижуч» в размер 325,7 кг, в количестве 110 экземпляров, но в журнал сведения по её вылову они внести не смогли, так как на берег вышли медведи, а чтобы внести сведения в журнал, рыбу необходимо было выгрузить и взвесить, поэтому они решили оставить рыбу в лодке, привязали её к бую, при этом нигде не скрывал и умысла такого не имели, собирались сделать это 6 сентября 2019 года, однако в 01 час прибыли сотрудники рыбоохраны, рыбу изъяли. В отношении него был составлен протокол об административном правонарушении по факту невнесения сведений о добыче данной рыбы в журнал, с чем он полностью согласен, был привлечен к административной ответственности в связи с этим по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, вместе с тем незаконной добыча данной рыбы не являлась, в последующем она была учтена и сведения о ней были внесены в 5-дневные отчеты по вылову, предоставленных лимитов превышено не было, представлены истцу. Промысловый журнал был изъят 06 сентября 2019 года, в связи с чем, фактический вылов рыбы ими более не осуществлялся, обратно журнал ими был получен в январе 2020 года. Также Посвольский А.Ю. пояснил, что в журнале им ошибочно при заполнении промыслового журнала неверно был указан месяц «октябрь» вместо «сентябрь». По вопросу возврата изъятой рыбы они не обращались, поскольку из-за длительности её транспортировки, она уже была испорчена, поэтому не истребовалась. Какого-либо фактического ущерба водным биологическим ресурсам, как на то указывает истец, ответчиком при допущенных нарушениях, связанных с ведением промыслового журнала, причинено не было, вылов производился на законных основаниях, в пределах предоставленных лимитов. Иных доказательств, причинения ущерба в результате незаконного вылова водных биологических ресурсов, в материалах дела не имеется, в связи с чем полагали, что в удовлетворении требований надлежит отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица РОИ «Тарья Итенмэн» - председатель Посвольский М.Ю., действующий на основании протокола общего собрания РОИ «Тарья Итенмэн», полагал заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. При рассмотрении дела суду пояснил, что РИО «Тарья Итенмэен» в 2019 году на основании разрешения на добычу водных биологических ресурсов осуществляло вылов на установленном рыболовецком участке, разрешенным орудием лова, при этом на вылов рыбы «кижуч» также имелось разрешение с квотой в размере 0,390 (тон) в период с 05 июля 2019 года по 30 сентября 2019 года, в связи с чем, вылов 05 сентября 2019 года данного вида рыбы в количестве 110 экземпляров весом 325,7 кг, осуществлялся на законных основаниях, в последующем был учтен, отражен и представлен в 5-дневных отчетах. Поскольку 6 сентября 2019 года у них был изъят промысловый журнал, то община с указанной даты фактически вылов рыбы не осуществляла, а те сведения о последующем вылове рыбы, которые отражались в отчетах после 6 сентября 2019 года, указывались в целях освоения лимитов и во избежание последующего снижения предоставляемых квот. Промысловый журнал был возвращен только после рассмотрения дела об административном правонарушении.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя истца.
Выслушав ответчика и его представителя, представителя третьего лица, изучив исковое заявление, исследовав и оценив представленные доказательства, в том числе дело об административном правонарушении № 5-3206/2019 в отношении Посвольского А.Ю., суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией РФ и преамбулой Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Статьей 3 вышеуказанного Закона предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; сохранение биологического разнообразия; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно преамбуле, а также ст. 42 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Федеральным законом «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и настоящим Федеральным законом.
Статьей 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» определены следующие понятия:
- водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (п. 1);
- анадромные виды рыб - виды рыб, воспроизводящихся в пресной воде водных объектов в Российской Федерации, совершающих затем миграции в море для нагула и возвращающихся для нереста в места своего воспроизведения (п. 2);
- добыча (вылов) водных биоресурсов - изъятие водных биоресурсов из среды их обитания (п. 8);
- рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (п. 9);
- разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов - документ, удостоверяющий право на добычу (вылов) водных биоресурсов (п. 19).
Согласно ст. 10 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением биоресурсов, обитающих в прудах и обводненных карьерах, которые могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности (ч. 1 и 2 названной статьи).
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что юридические лица и граждане, которые осуществляют рыболовство в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством.
Статьей 16 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ определены виды рыболовства, к ним относятс,я в том числе рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыболовного участка или без его предоставления.
Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации без предоставления рыболовного участка осуществляется без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов.
Согласно Перечню анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых осуществляется в соответствии со статьей 29.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», утвержденного Приказом Росрыболовства от 26 февраля 2009 года № 147, кижуч является анадромным видом рыб.
В соответствии с положениями ст. 5 и ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» деятельность общин носит некоммерческий характер; общины малочисленных народов несут материальную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 267 были утверждены Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (далее Правила), которые действовали в период описанных в иске событий (5-6 сентября 2019 года), и на тот момент регламентировали деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, за исключением водных объектов или их частей, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в пределах которых рыболовство запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - пользователи).
Согласно п. 2 указанных Правил, Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн включает в себя Чукотское море с бассейнами впадающих в него рек, Берингово море с бассейнами впадающих в него рек, воды Тихого океана, прилегающие к Восточной Камчатке и Курильским островам с бассейнами впадающих в него рек, Охотское море с бассейнами впадающих в него рек, Японское море с бассейнами впадающих в него рек, а также водные объекты, расположенные на сухопутной территории Российской Федерации в границах Чукотского автономного округа; Приморского, Хабаровского и Камчатского краев; Еврейской автономной области; Сахалинской, Магаданской и Амурской областей, ограниченные бассейнами вышеуказанных рек, за исключением прудов и обводненных карьеров, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности
Пунктами 86, 88.2 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, пользователи, осуществляющие традиционное рыболовство, на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, должны иметь при себе надлежащим образом оформленный подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, документ о внесении изменений в данное разрешение, переданный посредством электронной и иной связи, являющийся неотъемлемой частью разрешения, промысловый журнал, а также технологический журнал (на судах, ведущих производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов).
В случае осуществления добычи (вылова) без применения судов и плавучих средств, не подлежащих государственной регистрации, а также маломерных судов должны:
а) обеспечивать заполнение промыслового журнала;
б) представлять в соответствующий территориальный орган Росрыболовства сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов:
в случае осуществления добычи (вылова) на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов: 18 и 3 числа каждого месяца по состоянию на 15 и последнее число месяца (за исключением тихоокеанских лососей); тихоокеанских лососей (раздельно по видам рыб) на 5, 10, 15, 20, 25 и последнее число каждого месяца не позднее суток после указанной даты.
Согласно требованиям ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда он причинен действиями, совершенными умышленно (пункт 3 статьи 1083 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно п. 3 ст. 77 указанного Закона вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В п. 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» указано, что гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.
Для возложения гражданско-правовой ответственности по ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» за гражданско-правовой деликт лицу, обратившемуся с соответствующим требованием, необходимо доказать совокупность следующих обстоятельств: противоправный характер действий (бездействия) причинителя вреда, вину данного лица (за исключением случаев причинения вреда деятельностью, связанной с повышенной опасностью), наличие вреда окружающей среде, факт и размер причиненных противоправными действиями этого лица убытков, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшим вредом.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно абзацу второму п. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса РФ применительно к правилам, предусмотренным главой 59 Гражданского кодекса РФ, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Исходя из приведенных положений возложение ответственности на юридическое лицо за действие своего работника возможно в том случае, если работник причинил вред при исполнении трудовых обязанностей и имелись общие условия ответственности за вред, предусмотренный ст. 1064 ГК РФ.
Согласно ст. 53 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в совокупности со ст. 56 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда. Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, определяется в соответствии с таксами для исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными Правительством Российской Федерации, и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, а при отсутствии указанных такс и методик - исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.
Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 412019071884 от 21 июня 2019 года, РОИ «Тарья Итенмэн» в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации было предоставлено право добычи, в том числе, такого вида водных биоресурсов, как кижуч, в районе добычи (вылова) и (или) рыболовного (рыбопромыслового) участка 61.02.2 № 1003 (Петропавловско-Командорская подзона, Озеро Большое Саранное), в объеме (квота) 0,390 тонн, орудием вылова (способом) добычи (вылова) - невод закидной (неводной), сеть ставная (сетной), сеть плавная (сетной), в период с 05 июля 2019 года по 30 сентября 2019 года, исключая сроки, запретные для добычи водных биоресурсов. Лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов – Посвольский А.Ю.
Также на основании представленных документов установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка № 24 Камчатского края от 23 декабря 2019 года бригадир рыболовецкой бригады РОИ «Тарья Итенмэен» Посвольский А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2. 8.37 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей, по факту того, что должностное лицо, бригадир рыболовецкой бригады РОИ «Тарья Итенмэн», Посвольский А.Ю., 06 сентября 2019 года в 01:10 часов камчатского времени, на территории Камчатского края Елизовского района на озере Большое Саранное, осуществлял традиционное рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов № 412019071884, выданного на основании договора на предоставление рыбопромыслового участка от 18 марта 2010 № 03/2010-К, приказа Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства от 24 мая 2019 года № 216-и от 04 июня 2019 № 243, и не обеспечил заполнение промыслового журнала с регистрационным номером 41-2461/2019 в полном объеме, а именно не указал рыбу лососевых видов «кижуч» в количестве 110 экземпляров, общим весов 325,7 кг, добытую пассивным орудием лова (сети ставные) на рыбопромышленном участке № 1003 в его присутствии 05 сентября 2019 года, в результате чего Посвольский А.Ю. допустил искажение фактического вылова (добычи) водных биоресурсов, чем нарушил пп. «а» п. 88.2 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.
Согласно материалам дела об административном правонарушении № 5-3206/2019, в связи с описанными выше событиями 06 сентября 2019 года были изъяты рыба лососевых видов – кижуч свежий в количестве 110 экземпляров общим весом 325,7 кг, промысловый журнал с регистрационным номером 41-2461 за 2019 год от 25 июня 2019 года, шариковая авторучка, накладные №№ 35, 36 от 05 сентября 2019 года.
Изъятая у бригадира РОИ «Тарья Итенмэн» Посвольского А.Ю. рыба в количестве: «кижуч» 110 экземпляр весом 325 кг, согласно акту приема-передачи от 06 сентября 2019 года и накладной от той же даты, была передана на ответственное хранение ООО «Край Камчатки».
Изъятая рыба лососевых видов «кижуч» в количестве 110 экземпляров весом 325,7 кг. Хранящаяся в ООО «Край Камчатки» подлежала уничтожению, на что также указано в постановлении мирового судьи судебного участка № 24 Камчатского края от 23 декабря 2019 года.
Как следует из пояснений ответчика Посвольского А.Ю., представителя третьего лиц Посвольского М.Ю., которые согласуются между собой, другими материалами дела, а также материалами дела об административном правонарушении, и не противоречат другим представленным суду документам, РИО «Тарья Итенмэн» на основании разрешения на добычу водных биологических ресурсов № 412019071884 в период с 05 июля по 30 сентября 2019 года осуществляло вылов водных биологических ресурсов на предоставленном промысловом участке в соответствии с квотами (объемами добычи водных биологических ресурсов), в том числе рыбы лососевой породы «кижуч» в общем объеме 0,390 (тонн), в рамках которого 5 сентября 2019 года РИО «Тарья Итенмэн» было выловлено 110 экземпляров «кижуча» в объеме 325,7 кг, что ответственным за данный вылов должностным лицом Посвольским А.Ю. не было в установленном порядке отражено в промысловом журнале, повлекло искажение фактического вылова, в связи с чем, по данному факту был составлен протокол об административном правонарушении. Вместе с тем, объем указанной выловленной рыбы был в последующем включен и учтен в 5-ти дневных отчетах по добыче за отчетные периоды, которые представлены в уполномоченный орган, без превышения итоговых лимитов (квоты) вылова.
Как следует из имеющихся в материалах дела об административном правонарушении, разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 412019071884, копии промыслового журнала, приказа РОИ «Тарья Итенмэн» № 03-19 от 5 июня 2019 года о назначении бригадира рыболовецкой бригады, при осуществлении традиционного рыболовства на отчетную дату 5 сентября 2019 года Посвольский А.Ю. на момент рассматриваемых событий являлся бригадиром рыболовецкой бригады РИО «Тарья Итенмэн», то есть должностным лицом, ответственным за добычу (вылов) водных биологических ресурсов, на рыболовном участке 61.02.2 № 1003, с применением сети ставной, с разрешением объема добычи: «кижуча» – 0,390 тонн, в указанный выше период времени, а следовательно, являлся работником РИО «Тарья Итенмэн», исполняющим на тот момент свои должностные обязанности.
Согласно отчетам по добыче водных биологических ресурсов, представленным в материалы дела об административном правонарушении, на отчетную дату 5 сентября 2019 года вылов с начала года по объекту добычи «кижуч» при квоте 0,390 тонн, имеется нулевой показатель вылова, в последующем, в отчете за 10 сентября 2019 года в графах «вылов за отчетный период» и «вылов с начала года» имеется значение – 0,325 тонн, на 15 сентября 2019 года в графах «вылов за отчетный период» - 0,000, «вылов с начала года» – 0,325 тонн, на 20 сентября 2019 года в графах «вылов за отчетный период» - 0,064, «вылов с начала года» имеется значение – 0,389 тонн, в итоговом отчете на 30 сентября 2019 года в графе «вылов с начала года» указано значение - 0,389 тонн.
Таким образом, судом при рассмотрении дела установлено, что РОИ «Тарья Итенмэн» 5-6 сентября 2019 года на законных основаниях в соответствии с выданным разрешением осуществляло вылов водных биологических ресурсов, в том числе рыбы «кижуч», общий объем добычи которой, с учетом в последующем учтенных в качестве освоенного лимита изъятых 325,7 кг данной рыбы, за отчетный период разрешенного лова, предоставленных общине квот не превысило. Доказательств обратного, суду при рассмотрении дела не представлено.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, оценив и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что стороной истца не представлено соответствующих требованиям ст.ст. 59-60 ГПК РФ доказательств того, что добыча (вылов) указанных выше водных биоресурсов была осуществлена незаконно, и в результате каких-либо незаконных действий Посвольского А.Ю., был причинен фактический реальный ущерб рыбным запасам Российской Федерации. Не установлено таких обстоятельств и судом при рассмотрении дела.
Факт привлечения Посвольского А.Ю., как должностного лица РОИ «Тарья Итенмэн», к административной ответственности за нарушение им пп. «а» п. 88.2 Правил рыболовства для Дальне-Восточного рыбохозяйственного бассейна, выразившегося в необеспечении заполнения промыслового журнала в полном объеме, само по себе, об этом также не свидетельствует.
При таких обстоятельствах, поскольку в ходе судебного разбирательства не было установлено совокупности всех элементов, необходимых для взыскания ущерба, а именно в данном случае вины Посвольского А.Ю., противоправности его действий, наличия причинно-следственной связи, а также наличие самого ущерба как такового, суд не находит законных оснований для возложения на него гражданско-правовой ответственности по возмещению заявленного истцом ко взысканию ущерба, в связи с чем, приходит к выводу об отказе Северо-Восточному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Кроме того, учитывая, что Посвольский А.Ю. являлся при рассматриваемых событиях работником РОИ «Тарья Итенмэн», при исполнении своих трудовых обязанностей, осуществляя контроль добычи (вылова) водных биологических ресурсов по заданию соответствующего юридического лица, то в случае причинения вреда Посвольским А.Ю., возмещение ущерба, при наличии доказанности такового, подлежало бы возмещению его работодателем в порядке ст. 1068 ГК РФ, таким образом, Посвольский А.Ю. является ненадлежащим ответчиком.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ | ░.░. ░░░░░░░░░░ |