Дело № 2-728/2024 (2-3475/2023;)
УИД 32RS0027-01-2023-003450-46
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2024 г. г. Брянск
Бежицкий районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Суровенко Г.Н.
при секретаре Демидовой К.Ю.,
с участием представителя истца помощника прокурора Советского района г.Брянска Тумакова Д.А., представителей третьего лица ООО «ПрофГарант» Рупси И.С., Тюлягмина Е.А., представителя Приокского управления Ростехнадзова Седакова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Брянска в интересах Моисеевой Татьяны Ивановны, Быковой Валентины Владимировны к обществу с ограниченной ответственностью «Партнер+» о понуждении к замене и вводу в эксплуатацию подъемника в многоквартирном доме,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г.Брянска в защиту интересов Моисевой Т.И., Быковой В.В. обратился в суд с иском к ООО «Партнер+» о понуждении произвести ремонт подъемника для маломобильных групп граждан в многоквартирном доме и введения его в эксплуатацию, ссылаясь на то, что по результатам проверки в сфере защиты прав инвалидов, в том числе маломобильных групп граждан по обращению Моисеввой Т.И., которая имеет статус инвалида, выявлены нарушения требований федерального законодательства. Установлено, что при вводе в эксплуатацию многоквартирного дома по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГг., а также на момент проверки ДД.ММ.ГГГГг. вертикальный подъемник находился в нерабочем состоянии. Застройщиком указанного дома является ООО «Партнер +», гарантийный срок эксплуатации на указанный многоквартирный дом установлен до ДД.ММ.ГГГГг. На основании договора управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГг. многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в общее имущество которого входит вертикальный подъемник для обеспечения доступа маломобильных групп граждан, находится в управлении ООО «Профгарант». ДД.ММ.ГГГГг. ООО «Профгарант» в адрес ООО «Партнер +» направлена претензия по гарантийному ремонту подъемника, на момент проверки ответ не предоставлен. В 2022г. в результате проверки по обращению Моисеевой Т.Н., имеющей статус инвалида, ООО «Партнер +» внесено представление об устранении выявленных недостатков. Согласно ответу на представление подъемник демонтирован и отправлен на ремонт. В ходе выхода на месте установлено, что в указанном доме проживает Быкова В.В., которая имеет статус инвалида и передвигается с помощью дополнительной опоры.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что ООО «Партнер +» не исполняет свои гарантийные обязательства по осуществлению ремонта подъемника, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, относящихся к категории маломобильных групп граждан, а также граждан, имеющих статус инвалидов, и проживающих в указанном многоквартирном доме, прокурор с учетом уточнений, просил суд: обязать ООО «Партнер+» произвести замену электрического подъемника для маломобильных групп граждан многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> на новый, соответствующий условиям эксплуатации в многоквартирном доме, и ввести его в эксплуатацию.
В судебном заседании представитель истца Тумаков Д.А. уточненные исковые требования поддержал, просит заменить платформу № изготовителя ООО «Вира МСК», которая исходя из документов, представленных производителем, предназначена исключительно для личных и бытовых нужд и недопустима в использовании на объектах общего пользования. Также пояснил, что, несмотря на то, что имеются сведения, что в настоящее время ответчиком предпринимаются действия по замене указанной платформы, однако в материалы дела такие доказательства не представлены, платформа не введена в эксплуатацию.
Директор ООО «ПрофГарант» Р., представитель общества Тюлягмина Е.А. поддержали заявленные требования истцов, просили их удовлетворить. Также ссылались, что ответчиком произведена замена платформы ПТУ-001/НПУ-001, однако характеристики нового приспособления им неизвестны, платформа не введена в эксплуатацию, документы управляющей компании застройщиком не предоставлены.
Представитель Приокского управления Ростехнадзова Седаков С.А. оставил разрешение вопроса по заявленным требованиям не усмотрение суда, указав, что в отношении подъёмной платформы для инвалидов № установленной в многоквартирном <адрес>, установлено, что она имеет сертификат соответствия требованиям технических условий №, но не имеет сертификата на соответствие требованием технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно требованиям статьи № указанный подъёмник, соответствие которого не подтверждено требованиям технического регламента, не может быть допущен в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Представитель ответчика ООО «Партнер+» надлежаще извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, о его отложении не заявлял.
В силу ст. 167, ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).
Пунктом «а» части 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В силу статьи 2 указанного Федерального закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Частями 1 и 3 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Частью 6 статьи 3 Федерального закона № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования: доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Частью 1 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2)
Многоквартирный дом по адресу <адрес> введен в эксплуатацию застройщиком ООО «Партнер+» ДД.ММ.ГГГГ на основании разрешения ввода в эксплуатацию №г.
Как следует из материалов дела жилой дом <адрес> является одноподъемным, состоит из 7 этажей.
Сведения о наличии объектов непроизводственного значения инвалидных подъемников разрешение на ввод в эксплуатацию не содержит.
Сторонами не оспаривается, что в доме проживают граждане, имеющие статус инвалидов, Быкова В.В. является инвалидом второй группы; для маломобильных граждан дом не обеспечен специальными приспособлениями, введенными в эксплуатацию в предусмотренном законом порядке.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
В соответствии с ч. 1. ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В соответствии с п. 1.1 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73), при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
В ходе проверки установлено, что многоквартирный, расположенный по <адрес> построен в 2019 году, то есть после принятия и вступления в силу Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, застройщиком в нарушение установленных норм не обеспечен доступ в жилой многоквартирный дом для маломобильных групп граждан, инвалидов.
Утвержденными постановлением Правительства РФ № 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подп.»в» п. 10).
Согласно п. 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 г. № 649 предусмотрено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (п. 12 - 22 Правил).
В то же время ч. 4.1 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в ч. 3 ст. 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
В соответствии с ч. 10 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743, владельцем объекта в отношении объектов в многоквартирном доме является лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно подпункту «б» пункта 5 указанных Правил использование объекта, смонтированного в составе законченного строительством либо реконструированного объекта капитального строительства, а также модернизированного (реконструированного), замененного либо установленного в эксплуатируемых зданиях и сооружениях, по назначению, предусмотренному сопроводительной документацией объекта, допускается по результатам принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию, оформленного в следующем порядке: решение о вводе объекта в эксплуатацию в отношении объектов, не указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимается владельцем объекта при условии выполнения требований пункта 4 настоящих Правил и на основании документов, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил. Указанное решение оформляется актом ввода объекта в эксплуатацию,
Вышеуказанными правилами предусмотрено, что «подъемная платформа для инвалидов» - грузоподъемная машина с вертикальным (угол перемещения платформы не более 15 градусов от вертикали) или наклонным (угол перемещения платформы к горизонтали не более 75 градусов) перемещением для подъема и спуска пассажиров из числа инвалидов и других маломобильных групп населения, размещающихся на грузонесущем устройстве.
Ввод в эксплуатацию, содержание и использование подъемной платформы для инвалидов осуществляется при наличии акта ее технического освидетельствования (пп. «в» п. 9 Правил №).
Подъемная платформа подлежит обязательному учету в реестре Ростехнадзора на основании Акта ввода в эксплуатацию (п. 10 Правил №).
ООО «ПрофГарант» является управляющей организацией, представляющей жилищно - коммунальные услуги собственникам помещений многоквартирного <адрес> (далее - МКД).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией Брянской области выдано предписание № с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по восстановлению конструкций подъемника для инвалидов с серийным номером №, расположенного на придомовой территории с целью обеспечения его работоспособности и предоставить в ГЖИ Брянской области документы, подтверждающие выполнение работ по его эксплуатации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.04.2017г. №743.
Однако, по сообщению изготовителя подъемной платформы для маломобильных групп населения ООО «Вира МСК», установленный на территории МКД по адресу <адрес> тип платформы ПТУ-001/НПУ-001 предназначен исключительно для личных и бытовых нужд и недопустим в использовании на объектах общего пользования.
Согласно ответа Приокского управления Ростехнадзора в отношении подъёмной платформы для инвалидов ПТУ№ установленной в многоквартирном <адрес>, следует, что в соответствии со статьёй 55.24 Градостроительного кодекса РФ и пункта 5 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743, использование инвалидного подъёмника по назначению допускается по результатам принятия решения о его вводе в эксплуатацию, оформленного согласно Правил. В соответствии с Разрешением Брянской городской администрации на ввод в эксплуатацию построенного жилого расположенного по адресу: <адрес> указанный инвалидный подъёмник в составе объекта капитального строительства в эксплуатацию не вводился. Ввод в эксплуатацию подъёмной платформы для инвалидов возможен при наличии документов, предусмотренных пунктом 9 Правил.
Основанием для внесения в реестр объектов подъёмной платформы для инвалидов является уведомление о вводе платформы в эксплуатацию, оформленное по форме, установленной приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из материалов дела следует и подтверждено представителем Приокского управления Ростехнадзора, подъёмник № имеет сертификат соответствия требованиям технических условий №, но не имеет сертификата на соответствие требованием технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - ТР №). Согласно требованиям статьи № указанный подъёмник, соответствие которого не подтверждено требованиям технического регламента, не может быть допущен в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Как пояснил представитель управляющей компании, застройщиком предпринимаются меры по замене подъёмной платформы для инвалидов ПТУ-001/НПУ-001, однако документы ООО «Партнер+» на подъемник не представлены, он не введен в эксплуатацию.
Таким образом, отсутствие технических приспособлений при вводе дома в эксплуатацию для беспрепятственного доступа жилого <адрес> маломобильным группам населения людей, испытывающим затруднения при самостоятельном передвижении, ограничивает их возможность вести независимый образ жизни, нарушает права на обеспечение равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских и других прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 12 ГК РФ, защита нарушенных прав осуществляется в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
По правилам ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, объема мероприятий, которые необходимо произвести, суд считает необходимым определить срок исполнения решения в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, считая данный срок разумным и оправданным.
В соответствии с положениями ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования прокурора Советского района г. Брянска в интересах Моисеевой Татьяны Ивановны, Быковой Валентины Владимировны к обществу с ограниченной ответственностью «Партнер+» о понуждении к замене и вводу в эксплуатацию подъемника в многоквартирном доме, - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Партнер +» № произвести замену электрического подъемника (платформу № изготовителя ООО «Вира МСК») для маломобильных групп граждан многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> на новый, соответствующий условиям эксплуатации в многоквартирном доме, и обеспечить введение его в эксплуатацию, в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Разъяснить ответчику его право подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание принятого решения суда.
Разъяснить, что ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Бежицкий районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Разъяснить, что иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Бежицкий районный суд г.Брянска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий,
судья Бежицкого районного суда г. Брянска Г.Н. Суровенко
В окончательной форме решение изготовлено 02 апреля 2024г.
Председательствующий,
судья Бежицкого районного суда г. Брянска Г.Н. Суровенко