Дело № 2-1447/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 мая 2020 года город Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Зуева Н.В.,
при секретаре Королевой А.А.,
с участием ответчика Комарницкого К.К., представителя ответчика Ескина В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора войсковой части 56186 в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к Комарницкому К.К. о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
Военный прокурор войсковой части 56186 в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации обратился в Новгородский районный суд с заявлением к Комарницкому К.К. о взыскании неосновательного обогащения, в обосновании указав, что прокуратурой была проведена проверка в сфере сохранности федеральной собственности, по результатам которой установлено, что Комарницкий К.К. проходил военную службу по контракту в войсковой части 31336. Приказом командира части от ДД.ММ.ГГГГ Комарницкий К.К. был уволен в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. ДД.ММ.ГГГГ Комарницкий К.К. получил государственный жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья, размер субсидии составил 1 179 360 руб. При проведении проверки было установлено, что в собственности супруги Комарницкого К.К. на момент получения сертификата имелся жилой дом площадью 42,1 кв.м. С учетом того, что Комарницкий К.К. был обеспечен жилым помещением, получение субсидии является неосновательным обогащением. На основании изложенного, истец просил взыскать в пользу Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации денежные средства в сумме 1 179 360 руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Комарницкая Н.Л.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик и представитель ответчика требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Пояснили, что имеющийся жилой дом на момент его получения по наследству и на момент получения сертификата являлся не пригодным для проживания. Дополнительно представили фотоснимок тыльной стороны дома. Также заявили о пропуске срока исковой давности.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.14 ст.15 указанного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Пунктом 2 ч.1 ст.51 ЖК РФ установлено, что, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, менее учетной нормы.
В соответствии с ч.7 ст.57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Согласно подпункту «а» п.6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года №1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, уволенные с военной службы в запас или в отставку, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии с подпунктом «д» п.10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. №1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, жилищные условия которых ухудшились в результате обмена, мены, купли- продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Согласно п.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 (в редакции на момент получения сертификата) (далее - Правила) государственный жилищный сертификат (далее - ГЖС) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Пунктом 5 Правил определено, что право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
В соответствии с п.16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Согласно п.1 ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Пунктом 4 ст.10 ГК РФ установлено, что, если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.
При этом п.5 ст.10 ГК РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В соответствии с п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 настоящего Кодекса.
При этом п.2 ст.1102 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно п.1 ст.1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Статьей 1109 ГК РФ установлено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; 4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества, в том числе федеральных денежных средств. В связи с этим, защита интересов Российской Федерации включает в себя также вопросы сохранности федеральной собственности и возмещение причиненного ей вреда.
В силу пункта 12 ст.1 Федерального закона «Об обороне», пункта 4 ст.214 Гражданского кодекса РФ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Пунктом 1 ст.26 этого же Закона определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнований средств Министерству обороны РФ, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.
В соответствии со ст.41 Бюджетного кодекса РФ одним из видов доходов бюджетов являются средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации.
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» как на 2002-2010 годы, утверждены Постановлением Правительства РФ №153 от 21 марта 2006 года.
Согласно пункту 2 названных Правил государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата), при этом этой же нормой определено, что сертификат не является ценной бумагой, а предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.
Пункт 4 Правил определяет, что датой выдачи сертификата является дата его подписания уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего выдачу сертификатов.
При этом пунктом 65 Правил установлено, что социальная выплата считается предоставленной гражданину - участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилья, приобретаемого по договору на жилое помещение, представленному распорядителем счета, либо платежей, предусмотренных пунктом 60 данных Правил.
Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 г. № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» (утратило силу 08.11.2010 г.) утверждены Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации и Примерное положение о жилищных комиссиях.
В судебном заседании установлено, что Комарницкий К.К. проходил военную службу по контракту в войсковой части 31336 (<адрес>).
Приказом командира части от ДД.ММ.ГГГГ Комарницкий К.К. был уволен в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункт 2 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
ДД.ММ.ГГГГ Комарницкий К.К. подал командиру войсковой части 31275 рапорт о включение его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», указав в составе семьи супругу Комарницкую Н.Л.
ДД.ММ.ГГГГ Комарницкий К.К. получил государственный жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья серия УВ №, размер субсидии составил 1 179 360 руб. При этом сертификат выдан с учетом супруги Комарницкой Н.Л.
ДД.ММ.ГГГГ Комарницкие К.К. и Н.Л. заключили договор купли-продажи, согласно которого они приобрели за счет средств субсидии № доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира была продана, что подтверждается договором купли-продажи.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Комарницкая Н.Л. является собственником жилого дома площадью 42,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом того, что Комарницкий К.К. не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и получении государственного жилищного сертификата, так как у его супруги находилось в собственности жилое помещение, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца и взыскании с него неосновательного обогащения в сумме 1 179 360 руб.
Доводы ответчика о том, что находившийся в собственности у его супруги жилой дом являлся непригодным для проживания, являются необоснованными.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
В нарушении ст. 56 ГПК РФ каких-либо доказательств, подтверждающих, что жилой дом являлся непригодным для проживания, суду не представлено.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, являются несостоятельными в силу следующего.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п.1 ст.200 ГК РФ). По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности, во всяком случае, не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.
В силу п. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.05.2013 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела 1 части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», вышеуказанный 10-летний срок начинает течь не ранее 01.09.2013г.
Факт нарушения Комарницким К.К. действующего законодательства был обнаружен по результатам проверки, которая проводилась в связи с поступлением ДД.ММ.ГГГГ задания от Военной прокуратуры Северного флота.
С учетом того, что исковое заявление подано в Новгородский районный суд ДД.ММ.ГГГГ (штамп на конверте), срок исковой давности не истек.
Согласно статье 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку исковые требования судом удовлетворены полностью, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты которой прокурор освобожден, в сумме 14 096 руб. 80 коп.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Военного прокурора войсковой части 56186 в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к Комарницкому К.К. о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.
Взыскать с Комарницкого К.К. в пользу Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации 1 179 360 руб.
Взыскать с Комарницкого К.К. в местный бюджет государственную пошлину в размере 14 096 руб. 80 коп.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 29.05.2020 г.
Председательствующий Зуев Н.В.
Мотивированное решение изготовлено 29.05.2020 г.