Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-5682/2022 ~ М-4454/2022 от 26.04.2022

11RS0001-01-2022-006921-56 Дело № 2-5682/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Сухоруковой С.М.

при секретаре Малоземовой О.А.,

с участием прокурора Матвеевой С.А.,

представителя ответчика Щелупановой К.А.,

представителя третьего лица Носовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 26 мая 2022 года гражданское дело по иску Прокуратуры г. Сыктывкара в интересах законного представителя ФИО1 Слободенюк Валентины Павловны к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Сыктывкара в интересах законного представителя ФИО2 Слободенюк Валентины Павловны обратился в Сыктывкарский городской суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании расходов, понесенных истцом на приобретение лекарственного препарата <данные изъяты> в размере 3965 руб., а также компенсации морального вреда в размере 5000 руб., указывая в обоснование, что 14.01.2022 ФИО3 был выписан рецепт на бесплатное получение указанного препарата, однако в установленные сроки он им обеспечен не был, вынужден был приобрести за счет собственных средств, чем нарушено гарантированное Конституцией РФ право на охрану здоровья.

Представитель прокуратуры в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований.

Представитель Министерства здравоохранения РК исковые требования не признала.

Слободенюк В.П. в судебное заседание не явилась.

Представитель третьего лица ГБУЗ РК «СДП № 3» с иском не согласилась.

Представитель третьего лица ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» в судебное заседание не явился.

Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке сторон.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Логинов Д.Н. наблюдается в ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3», нуждается в медицинском препарате «Метотрексат».

Лекарственный препарат под международным непатентованным наименованием «<данные изъяты> входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов на 2022 год.

установлено, что выписанный ФИО4 льготный рецепт серия ... на препарат «<данные изъяты> от 14.01.2022 поставлен в аптеке на контроль в связи с отсутствием препарата в форме инъекций в необходимой дозировке.

В соответствии с пунктом 6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403н, действующих до 01.03.2022, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание): рецепт с пометкой "statim" (немедленно) обслуживается в течение одного рабочего дня со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт с пометкой "cito" (срочно) обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепты на лекарственные препараты, назначаемые по решению врачебной комиссии, обслуживаются в течение пятнадцати рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли. Запрещается отпускать лекарственные препараты по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением случая, когда срок действия рецепта истек в период нахождения его на отсроченном обслуживании. При истечении срока действия рецепта в период нахождения его на отсроченном обслуживании отпуск лекарственного препарата по такому рецепту осуществляется без его переоформления.

В связи с отсутствием препарата в аптечной сети по бесплатному рецепту в целях осуществления беспрерывного лечения ребенка, Слободенюк В.П. в январе - феврале 2022 года приобрела его для продолжения лечения подопечного самостоятельно.

Согласно кассовому чеку от 20.01.2022 Слободенюк В.П. приобретен лекарственный препарат «<данные изъяты>) в растворе 50 мг в количестве 1 упаковка на сумму 1 055 руб.

Согласно кассовому чеку от 27.01.2022 Слободенюк В.П. приобретен лекарственный препарат «<данные изъяты>) в растворе 50 мг в количестве 1 упаковка на сумму 970 руб.

Согласно кассовому чеку от 02.02.2022 Слободенюк В.П. приобретен лекарственный препарат «<данные изъяты>) в растворе 50 мг в количестве 2 упаковки на сумму 1 940 руб.

Таким образом, Слободенюк В.П. на самостоятельное приобретение вышеуказанного препарата за период с 20.01.2022 по 02.02.2022 затрачено 3 965 рублей.

В соответствии со ст.ст. 2, 20, 38 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом.

Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, приоритет охраны здоровья детей, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, соблюдение врачебной тайны, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

Из положений ст. 10 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которого онкологическим больным все лекарственные средства отпускаются бесплатно.

В силу п. 4 Постановления Правительства РФ № 890 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложено осуществление мер по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры, своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 05.07.2012 N 283, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья.

В целях реализации задач Министерство исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству.

Согласно Приказа Минздрава России от 11.07.2017 N 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность" в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки: рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.

Судом установлено, что ФИО5. обладает правом на получение государственной социальной помощи, в состав которой включено и обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача, имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Принимая во внимание, что лекарственный препарат «Метатрексан» отнесен к жизненно важным, несовершеннолетний Логинов Д.Н. не был обеспечен им бесплатно в сроки, предусмотренные Порядком отпуска лекарственных препаратов для применения, утвержденным приказом Минздрава России от 11.07.2017 №403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность», что свидетельствует о существенном нарушении его права на бесплатную медицинскую помощь, законный представитель несовершеннолетнего приобрел лекарственный препарат за счет собственных средств, в соответствии со статьями 12,15 Гражданского кодекса Российской Федерации, денежные средства в размере 3965 подлежат взысканию с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу истца.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку гарантированное государством право на льготное лекарственное обеспечение истца нарушено, суд в соответствии с положениями статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации находит необходимым взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу истца компенсацию морального вреда.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из степени вины ответчика, характера и объема, причиненных истцу нравственных и физических страданий, связанных с нарушением права несовершеннолетнего на получение бесплатной медицинской помощи. Отсутствие лекарственного препарата, безусловно, усугубляет и без того болезненное состояние несовершенолетнего, поскольку неоказание бесплатной гарантированной государством помощи, вызывает чувство несправедливости, страха, переживаний и опасений за состояние здоровья. Принимая во внимание длительность нарушения гарантированного Конституцией Российской Федерации и федеральными законами право истца на получение бесплатных лекарственных препаратов, суд полагает заявленную к взысканию сумму в размере 5000 руб. разумной и справедливой.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу законного представителя ФИО6 Слободенюк Валентины Павловны затраты, понесенные на приобретение лекарственного препарата, в размере 3965, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Председательствующий С.М. Сухорукова

Мотивированное решение составлено 02.06.2022 года

2-5682/2022 ~ М-4454/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
И.о. Прокурора г. Сыктывкара
Ответчики
Министерство здравоохранения
Другие
Слободенюк Валентина Павловна
ГУП РК "Государственные аптеки РК"
ГБУЗ РК "Сыктывкарская детская поликлиника № 3"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Сухорукова Светлана Мунировна
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
26.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2022Передача материалов судье
29.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2022Судебное заседание
02.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2023Дело оформлено
27.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее