УИД 45RS0007-01-2022-000351-71 Дело № 2-209/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Катайск Курганской области 19 мая 2022 года
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего, судьи Колесникова В.В.,
при секретаре Павликовской Т.Б.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, предъявленному в интересах неопределённого круга потребителей, к индивидуальному предпринимателю Греховой Ларисе Владимировне признании действий противоправными и возложении обязанности их прекратить,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее также - Управление Роспотребнадзора по Курганской области) обратилось в суд с иском, в интересах неопределённого круга потребителей, к индивидуальному предпринимателю Греховой Л.В. (далее также - ИП Грехова Л.В.), в котором просит признать противоправными и прекратить действия ИП Греховой Л.В. по хранению и реализации алкогольной спиртосодержащей продукции без товарно-сопроводительных документов в магазине, расположенном по ул. Ленина, 6, в с. Боровское Катайского района Курганской области.
Требования мотивированы тем, что ИП Грехова Л.В. – хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по розничной продаже товаров в указанном магазине. Таким образом, ответчик является продавцом и соответственно субъектом правоотношений, регулируемых Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». При продаже населению алкогольной спиртосодержащей продукции в вышеуказанном магазине ИП Греховой Л.В. не соблюдаются требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации в сфере оборота спиртосодержащей и алкогольной продукции. В связи с этим затрагиваются интересы неопределённого круга потребителей, так как определяет права и обязанности граждан, имеющих намерение заключить или уже заключивших договоры купли-продажи алкогольной спиртосодержащей продукции с данным продавцом, точное количество которых установить не представляется возможным.
28.12.2021 сотрудниками ОМВД России по Катайскому району при проверке принадлежащего ответчику магазина, расположенного по ул. Ленина, д. 6, в с.Боровское Катайского района, обнаружена алкогольная спиртосодержащая продукция в количестве 3-х бутылок (вино фруктовое газированное «Lambrusko» 8 % объемом 0,75 литра, напиток винный газированный «Lambrusko» 7,5-8,5 % объемом 0,75 литра, напиток фруктовый « Santo Stefano» 8 % объемом 0,75 литра) без товарно-сопроводительных документов, в нарушение положений п.1 ст.10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
19.01.2022 в отношении ИП Греховой Л.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее также – КоАП Российской Федерации) – незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством (протокол об административном правонарушении №). Постановление вступило в силу, не обжаловалось, штраф уплачен 24.03.2022.
На основании изложенного истец считает, что вышеперечисленные нарушения, допущенные ответчиком при хранении и реализации алкогольной спиртосодержащей продукции, являются противоправными, просит обязать ответчика их прекратить (л.д. 4-5).
Судебное заседание в соответствии с требованиями ст. 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК Российской Федерации) по ходатайствам представителя истца, ответчика проведено в их отсутствие. О времени и времени рассмотрения дела стороны извещались надлежащим образом, доказательств уважительности причин своей неявки не представили.
Ответчиком ИП Греховой Л.В. представлено письменное заявление, в котором исковые требования признаёт в полном объёме. Предусмотренные ст. 173, 198 ГПК Российской Федерации правовые последствия ей разъяснены и ответчику понятны.
Исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу, что исковые требования Управления Роспотребнадзора по Курганской области к ИП Греховой о признании действий противоправными и возложении обязанности их прекратить подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 41 КонституцииРоссийской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу пп. 1, 2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК Российской Федерации) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причинённый вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Таким образом, ст. 1065 ГК Российской Федерации предоставляет заинтересованному лицу право обратиться в суд с иском о запрещении деятельности, в результате которой был причинен вред или создается опасность причинения такого вреда в будущем.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее также - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Пунктом 1 ст. 2 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
На основании ст. 11 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 1 указанного Закона, государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В соответствии с п. 1 ст. 10.2 Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей: - товарно-транспортная накладная; - заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; - копия договора о поставке за пределы Российской Федерации (в случае производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров).
В силу требований ст. 12 этого же Закона алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая в Российскую Федерацию, в том числе из государств - членов ЕАЭС, за исключением случаев, предусмотренных п. 19 настоящей статьи, подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками (п. 1).
Федеральная специальная марка является документом, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в п. 1 настоящей статьи, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в указанной системе (п. 2).
Маркировка алкогольной продукции не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками не допускается.
Алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации или ввезенная в Российскую Федерацию с нарушением требований, установленных настоящей статьей, признается алкогольной продукцией без маркировки (п. 20).
В силу ст. 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в соответствии со ст. 45 и 46 ГПК Российской Федерации, ст. 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределённого круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределённого круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (ст. 1065 ГК Российской Федерации, статья 46 Закона).
Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчик ИП Грехова Л.В., являясь хозяйствующим субъектом, осуществляет торговую деятельность, в том числе по розничной реализации алкогольной продукции в неспециализированных магазинах (л.д. 15-17).
28.12.2021 сотрудниками ОМВД России по Катайскому району при проверке магазина, расположенного по ул. Ленина, д. 6, в с.Боровское Катайского района, принадлежащего ИП Греховой Л.В., обнаружена алкогольная спиртосодержащая продукция в количестве 3-х бутылок без товарно-сопроводительных документов: вино фруктовое газированное «Lambrusko» 8 % объемом 0,75 литра, напиток винный газированный «Lambrusko» 7,5-8,5 % объемом 0,75 литра, напиток фруктовый « Santo Stefano» 8 % объемом 0,75 литра.
При составлении ведущим специалистом Управления Роспотребнадзора по Курганской области протокола об административном правонарушении от 19.01.2022 в отношении ИП Греховой Л.В., последняя согласилась с привлечением её к административной ответственности по ст.14.2 КоАП Российской Федерации за хранение и продажу алкогольной спиртосодержащей продукции без товарно-сопроводительных документов и соответствующей лицензии (л.д. 7-8, 9).
21.01.2022 по постановлению Управления Роспотребнадзора по Курганской области ИП Грехова Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП Российской Федерации (незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб. (л.д. 10-11). Постановление о назначении административного наказания не обжаловано, вступило в законную силу 04.02.2022. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются. По сведениям истца в исковом заявлении штраф уплачен ИП Греховой Л.В. 24.03.2022. Ответчиком в материалы дела представлена копия соответствующего чека-ордера (л.д. 40).
Согласно указанным материалам дела об административном правонарушении, у хранящейся и реализуемой у ответчика алкогольной продукции отсутствовали товарно-сопроводительные документы (товарно-транспортные накладные), что не соответствовало требованиям п. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Лицензия на оборот (реализацию) алкогольной и спиртосодержащей продукции у ИП Греховой Л.В. отсутствует.
Вышеуказанное свидетельствует об умышленном нарушении ответчиком при хранении и розничной торговле алкогольной продукцией выполнения обязательных требований по наличию сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, по этой причине несёт в себе определённую общественную опасность, создает потенциальную возможность причинения вреда здоровью неопределённому кругу лиц – потребителей данной продукции.
В ст. 67 ГПК Российской Федерации законодатель закрепляет дискреционное полномочие суда по оценке доказательств, необходимое для эффективного осуществления правосудия.
Согласно приведённой правовой норме суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании действий ответчика по хранению и реализации алкогольной продукции и табачных изделий с нарушением указанных нормативно-правовых актов незаконными, возложении обязанности прекратить данные противоправные действия, в связи с чем в силу ст. 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» обязывает ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации до сведения потребителей Катайского района Курганской области решение суда. По этой причине суд не считает возможным ограничиться только признанием иска ответчика и считает необходимым вынести мотивированное решение по делу.
Давая оценку иным доказательствам по делу суд находит их не опровергающими изложенное.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 13 ч. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК Российской Федерации) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) освобождаются лишь по искам, предъявляемым в интересах потребителей.
Поскольку истец при подаче иска освобождён от уплаты государственной пошлины, в силу приведённых норм с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере, определённом в порядке, установленном п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК Российской Федерации, 300 руб. в доход бюджета муниципального образования.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22.11.1995 № 171-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░. ░░░░░░, ░. 6, ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22.11.1995 № 171-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░. ░░░░░░, ░. 6, ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 19.05.2022.