Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-547/2023 ~ М-63/2023 от 11.01.2023

Дело № 2-547/2023

УИД 33RS0014-01-2023-000091-20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 апреля 2023 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Филатовой С.М.,                              

при секретаре Реган В.А.,                                                   

с участием помощника Муромского городского прокурора Кириловой Е.С.,

представителя ответчика ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» г. Муром» Шиморина Е.С.,

рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах Акимовой Н.В. к ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» ....» о взыскании денежных средств,

установил:

Муромский городской прокурор, действуя в интересах Акимовой Н.В., обратился в суд с иском к ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» ....», Министерству здравоохранения Владимирской области и, уточнив требования, просил:

- обязать ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» ....» и Министерство здравоохранения Владимирской области бесперебойно обеспечивать Акимову Н.В., (дата) рождения, лекарственным препаратом « (данные изъяты)» в течение всего периода нуждаемости вплоть до момента его отмены,

- взыскать с ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» ....», Министерства здравоохранения Владимирской области в пользу Акимовой Н.В., (дата) рождения, денежные средства за самостоятельное приобретение лекарственного препарата « (данные изъяты)» в размере 17650 руб.

Определением суда от 06 февраля 2023 года произведена замена ответчика Департамента здравоохранения Владимирской области на Министерство здравоохранения Владимирской области.

Определением суда от 03 апреля 2023 года производство по делу в части требований к ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» ....» и Министерству здравоохранения Владимирской области об обязании бесперебойно обеспечивать Акимову Н.В., (дата) рождения, лекарственным препаратом « (данные изъяты)» в течение всего периода нуждаемости вплоть до момента его отмены, а также в части требований о взыскании с Министерства здравоохранения Владимирской области в пользу Акимовой Н.В., (дата) рождения, денежных средств за самостоятельное приобретение лекарственного препарата « (данные изъяты)» в размере 17650 руб. прекращено ввиду отказа прокурора и истца Акимовой Н.В. от исковых требований в этой части.

В обоснование заявленных требований в иске указано, что Муромской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Акимовой Н.В. по вопросу обеспечения ее лекарственным препаратом « (данные изъяты)» и взыскания денежных средств за самостоятельное приобретение лекарственного препарата. В ходе проверки установлено, что Акимова Н.В. является (данные изъяты), состоит под наблюдением ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» ....» с диагнозом (данные изъяты). Согласно протокола (данные изъяты) ГБУЗ ВО « (данные изъяты)» от (дата) (номер) Акимовой Н.В. назначено лечение лекарственным препаратом « (данные изъяты)». Лечащим врачом ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» Акимовой Н.В. (дата) оформлен рецепт на получение лекарства « (данные изъяты)» за счет средств федерального бюджета. С указанным рецептом истец обратилась в аптеку «Муром-Фармация», однако ввиду отсутствия лекарства, на рецепте поставлен штамп «препарат в разнарядке отсутствует». В связи с необспечением Акимовой Н.В. лекарственным препаратом, она вынуждена была приобрести его сама на сумму 17650 руб. Согласно ответу ЗАО «Муром-Фармация» от (дата) (номер) по состоянию на указанную дату в аптеке имелись 3 упаковки необходимого лекарственного препарата, закупленного за счет средств регионального бюджета. Согласно сведениям медицинского учреждения, врачебная комиссия в отношении Акимовой Н.В. не проводилась, дополнительная заявка на препарат « (данные изъяты)» для Акимовой Н.В. в Министерство здравоохранения Владимирской области не направлялась. Иных мер, направленных на организацию закупки препарата « (данные изъяты)» для нужд Акимовой Н.В., медицинским учреждением не принималось. Лечащим врачом ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» ....» Акимовой Н.В. оформлен рецепт по федеральной льготе, в результате чего указанный факт повлек за собой необеспечение материального истца необходимым льготным препаратом.

Помощник Муромского городского прокурора Кирилова Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным основаниям и просила их удовлетворить.

Истец Акимова Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина ....» Шиморин Е.С. возражал против удовлетворения исковых требований. В представленном отзыве указал, что для обеспечения Акимовой Н.В. лекарственным препаратом « (данные изъяты)» ей был выписан рецепт от (дата). Заявки на обеспечение Акимовой Н.В. льготным лекарственным препаратом в адрес Департамента здравоохранения Владимирской области не направлялись в связи с тем, что препарат имелся в наличии, но на момент обращения пациентки в аптеку он был только по региональной льготе. Пациентке было разъяснено, что необходимо обратиться в поликлинику для переоформления рецепта, однако Акимова Н.В. приобрела его сама. Таким образом, учреждение предприняло все возможные меры для обеспечения истца льготным лекарственным препаратом.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ЗАО «Муром-Фармация» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).

В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Следовательно, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).

В силу ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 323-ФЗ).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

В силу ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1). Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч. 15).

Статьей 29 Федерального закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального икона № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со ст. 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территории Владимирской области, в том числе категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки и социального обслуживания, формы и содержание указанных мер социальной поддержки и социального обслуживания, а также порядок и условия их предоставления регламентированы законом Владимирской области от 02.10.2007 № 120-03 «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» (далее - Закон № 120-03).

Статьей 13 федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч.2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ.

В силу п.3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Частью 1 ст. 57 Закона № 120-03 установлено, что граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее по тексту также - Перечень), обеспечиваются бесплатно лекарственными препаратами при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности» и улучшения обеспечения населения и учреждения здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В указанный перечень входят, в том числе (данные изъяты) заболевания и инвалиды (данные изъяты).

Препарат « (данные изъяты)» предназначен для лечения, в том числе (данные изъяты), включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р.

Кроме того, данный препарат включен в перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением администрации Владимирской области от 27.12.2021 № 894.

В силу п.п. 2.12, 2.15, 2.19 положения о Министерстве здравоохранения Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области 05.12.2022 № 242, к полномочиям Министерства здравоохранения Владимирской области относится, в том числе координация деятельности органов исполнительной власти Владимирской области, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории Владимирской области; организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами; участие в установленном порядке в закупках лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Министерство здравоохранения Владимирской области в силу п.3.18 указанного Положения выполняет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на осуществление деятельности Министерства.

В силу п. 2.20 Положения к полномочиям Министерства здравоохранения Владимирской области относится, в том числе реализация полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Судом установлено, что Акимова Н.В. является (данные изъяты), состоит под наблюдением ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» ....» с диагнозом (данные изъяты) и имеет право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств федерального и регионального бюджетов.

Согласно протоколу онкоконсилиума ГБУЗ ВО « (данные изъяты)» от (дата) (номер) Акимовой Н.В. назначено лечение лекарственным препаратом « (данные изъяты)».

Лечащим врачом ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина ....» Акимовой Н.В. (дата) оформлен рецепт на получение лекарства « (данные изъяты)» за счет средств федерального бюджета.

С указанным рецептом истец (дата) обратилась в аптеку «Муром-Фармация», однако в виду отсутствии лекарства, на рецепте поставлен штамп «препарат в разнарядке отсутствует».

В связи с необспечением Акимовой Н.В. лекарственным препаратом, она вынуждена была приобрести его сама на общую сумму 17650 руб., что подтверждается чеками (номер) от (дата) и (номер) от (дата).

В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ответа ЗАО «Муром-Фармация» от (дата) (номер) по состоянию на указанную дату в аптеке имелись 3 упаковки необходимого лекарственного препарата, закупленного за счет средств регионального бюджета.

В соответствии с п. 3.7 распоряжения департамента здравоохранения Владимирской области от 14.01.2022 № 32 на руководителей медицинских организаций возложена обязанность по предоставлению оформленных протоколов врачебных комиссий, выгруженных из программ «Протоколы ВК» в виде электронного документа и на бумажном носителе, в отдел лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности департамента здравоохранения Владимирской области в течение суток с момента его надлежащего оформления в медицинской организации государственной системы здравоохранения Владимирской области.

Вместе с тем, дополнительная заявка на препарат «капецитабин» для Акимовой Н.В. в Министерство здравоохранения Владимирской области ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» ....» не направлялся. Иных мер, направленных на организацию закупки препарата « (данные изъяты)» для нужд Акимовой Н.В., медицинским учреждением не принималось.

Лечащим врачом ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» ....» Акимовой Н.В. оформлен рецепт по федеральной льготе, при этом врачом не выяснялось наличие лекарственного препарата по указанной льготе в ЗАО «Муром-Фармация», истцу не было разъяснено право на получение аналогичного рецепта по региональной льготе в случае отсутствия лекарственного средства по федеральной льготе. Доказательств обратного ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» ....» не предоставлено.

Указанные действия повлекли за собой необеспечение истца Акимовой Н.В. необходимым льготным препаратом, в результате чего она вынуждена была приобрести лекарственное средство за счет собственных средств.

Таким образом, ввиду ненадлежащей организации лекарственного обеспечения пациента ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» ....» Акимова Н.В. не смогла получить необходимый ей препарат бесплатно, так как у пациента отсутствовали сведения о необходимости переоформления рецепта для надлежащего обеспечения лекарством, и в результате как указывалось выше вынуждена была приобрести его за свой счет.

С учетом установленных обстоятельства обязанность по возмещению понесенных расходов на приобретение лекарственного препарата должна быть возложена на ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина ....».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░-░░░░░░░░ ....» (░░░ 3334004271, ░░░░ 1043302403803) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░ (░░░░░)) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ 17650 ░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                                ░.░.░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

2-547/2023 ~ М-63/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Акимова Наталья Валентиновна
Муромский городской прокурор
Ответчики
Министерство здравоохранения Владимирской области
ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД-Медицина г. Муром"
Другие
ЗАО "Муром-Фармация"
Суд
Муромский городской суд Владимирской области
Судья
Филатова Светлана Михайловна
Дело на сайте суда
muromsky--wld.sudrf.ru
11.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2023Передача материалов судье
18.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2023Подготовка дела (собеседование)
06.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2023Судебное заседание
03.03.2023Судебное заседание
27.03.2023Судебное заседание
03.04.2023Судебное заседание
10.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2023Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее