Судья Чаплинский А.Н. Дело№11-54/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 мая 2020 года г. Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Ефремовой И.Б.
при секретаре Полянкер С.Н.
с участием представителя истца Волковой Е.Г.
ответчика Клюкина И.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Сибирь» к Клюкину Ивану Михайловичу о взыскании платы за сбор, транспортировку, размещение твердых коммунальных отходов,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Клюкина Ивана Михайловича на решение мирового судьи судебного участка №7 Нефтеюганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 февраля 2020 года, которым постановлено:
«исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Сибирь» к Клюкину Ивану Михайловичу – удовлетворить.
Взыскать с Клюкина Ивана Михайловича в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сибирь» плату за сбор, транспортировку, и размещение твердых коммунальных отходов в размере 17 553, 80 рублей, пени в размере 5 867, 21 рублей.
Взыскать с Клюкина Ивана Михайловича в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сибирь» расходы по оплате государственной пошлины в размере 902, 63 рублей».
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился к мировому судье судебного участка №7 Нефтеюганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с исковым заявлением к Клюкину Ивану Михайловичу о взыскании платы за сбор, транспортирование и размещение твердых коммунальных отходов с 01 марта 2017 года по 31 декабря 2018 года в размере 17 553, 80 рублей, пени в размере 5 867, 21 рублей и расходов по оплате государственной пошлины в размере 902, 63 рублей.
Требования мотивированы тем, что между МКУ «Служба жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства городского поселения Пойковский» и ООО «Сибирь» ежегодно с 2013 г. по 2017 г. заключались соглашения об организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов с территории жилого фонда гп. Пойковский. В 2018 г. к оказанию услуг по сбору, транспортировке и размещению ТКО должен был приступить региональный оператор АО «Югра - Экология». Однако в связи с тем, что региональному оператору Региональной службой по тарифам ХМАО - Югры не были утверждены тарифы, между МКУ «Служба жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства городского поселения Пойковский» и ООО «Сибирь» был заключен договор аренды контейнерных площадок, на основании которого ООО «Сибирь» продолжало оказывать данную услугу населению до 31.12.2018 г.
Собственником дома (адрес) ХМАО - Югры является Клюкину И.М. Ответчику с 01 марта 2017 года по 31 декабря 2018 года предоставлялись услуги по сбору, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов, однако ответчик указанные предоставленные услуги не оплатил. Поскольку ответчик своевременно не оплачивал предоставленные услуги по сбору, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов, он должен уплатить пени.
В судебном заседании представители истца Волковоа Е.Г. исковые требования поддержала в полном объёме.
В судебном заседании ответчик Клюкин И.М. исковые требования не признал и пояснил, что является собственником дома (адрес), проживает в нем. Он отказывается оплачивать услугу по вывозу ТКО, так как данными услугами не пользуется. Договора на оказание данной услуги у него с ООО «Сибирь» нет.
Мировым судьей постановлено вышеуказанное решение (л.д. 99-105).
Не согласившись с решением мирового судьи, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в полном объеме, взыскать с ООО «Сибирь» в пользу Клюкина И.М. расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, указывает, что решение вынесено с нарушением норм процессуального и материального права. Так, мировой судья пришел к ошибочному выводу о том, что между истцом и ответчиком сложились договорные отношения в соответствии с п.7 постановления Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 «Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов». Однако указанные Правила предусматривают только оформление договора в виде квитанции, талона и другого документа в котором должны содержаться сведения о наименовании организации-исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг. Однако представитель истца не предоставил никаких доказательств предоставления ответчику такого документа, ограничившись устными утверждениями, что ответчику направлялись квитанции. Мировой судья безосновательно сослался на п. 3 ст. 438 ГК Российской Федерации, не указав, что в данных правоотношениях считается акцептом. Мировой судья не учел, что у ответчика обязанности заключить договор с истцом не было. Суд не принял его доказательства о самостоятельной утилизации отходов. Вместе с тем, суд принял в качестве доказательства оказания услуг истцом только факт вывоза мусорных контейнеров. Доказательств, что истец действительно оказывал услугу на сумму заявленных требований нет, предоставленные истцом расчеты приняты без достаточной проверки. Доводы мирового судьи о том, что расчет задолженности, подлежащий взысканию, произведен на основании тарифов утвержденных Приказами Региональной службы по тарифам (РСТ) ХМАО-Югры из расчета за квадратный метр площади жилого помещения, не состоятельны, так как РСТ ХМАО-Югры рассчитывает тариф для ООО «Сибирь» только на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на м3, исходя из норм накопления на человека, устанавливаемых муниципалитетом (приказ главы гп. Пойковский №503-п от 21.11.2017). На основании Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 02.06.2016 N 175-ФЗ "О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2016 услуга по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТБО) отнесена к коммунальным, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса, то есть тарифы ООО «Сибирь» противоречат действующему законодательству о тарифообразовании, не учитывают нормы накопления твердых коммунальных отходов. Мировой судья не различает понятия «твердые коммунальные отходы» (ТКО), относящиеся к коммунальным услугам, оплачиваемым исходя из объема потребления, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов) и «твердые бытовые отходы» (ТБО), относящиеся к жилищным услугам, оплачиваемым, исходя из площади жилого помещения, тем самым отождествляя их. Пункт 2 постановления от 6 мая 2011 г. N 354 о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов относит обращение с твердыми коммунальными отходами к коммунальной услуге. Таким образом, услуга по сбору, вывозу и утилизации ТБО относится к коммунальной услуге. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) утвержденный постановлением Госстандарта России от 28.06.1993г. №163 утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием Приказа Госстандарта от 31.01.2014 №14-ст. Расчет платы за услуги за сбор, транспортирование и размещение твердых коммунальных отходов исходя из площади помещения ничем не обоснован, производился истцом незаконно, противоречит действующему законодательству.
Ответчик Клюкин И.М. в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней.
Представитель истца Волкова Е.Г. действующая на основании доверенности №05 от 15 января 2020 года (л.д.34, 147), считает жалобу не подлежащей удовлетворению, указывая, что с 01 марта 2017 года по 31 декабря 2018 года расчет платы за сбор, транспортировку, и размещение твердых коммунальных отходов производился исходя из площади жилого помещения.
Заслушав участников судебного заседания, проверив решение мирового судьи по правилам апелляционного производства (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), исследовав доводы апелляционной жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (и. 5).
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Пункт 1 ст. 432 ГК РФ предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании п. 1 ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Согласно п. 1 ст. 435 ГК РФ, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В соответствии с п. 2 ст. 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
В силу п. 3 ст. 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов является по своей правовой природе договором возмездного оказания услуг, ввиду чего применению к сложившимся между сторонами правоотношениям подлежат положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 781 ГК РФ предусмотрена обязанность лица, получившего услуги, оплатить их.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что ответчик является собственником жилого дома, расположенного по адресу – Нефтеюганский район, (адрес) 2001 года площадью 175,5 квадратных метра (л.д.14).
Между ООО «Сибирь» и МКУ «Служба ЖКХ и благоустройства гп. Пойковский» с 01 января 2017 года было заключено соглашение об организации сбора и вывоза ТБО от населения пгт. Пойковский в период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года (л.д.19).
07 декабря 2017 года между ООО «Сибирь» и МУ «Администрация городского поселения Пойковский» заключен договор № аренды движимого имущества – контейнерных площадок в количестве 66 штук с контейнерами для сбора ТКО в пгт. Пойковский (287 шт.) (л.д.20).
На основании указанных договоров, ООО «Сибирь» в период с 01 марта 2017 года по 31 декабря 2018 года оказывало ответчику услуги по сбору, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов, в связи с чем у ответчика возникла обязанность оплатить предоставленные ему вышеуказанные услуги.
Истец направлял ответчику квитанции на оплату услуг по сбору, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов в период с марта 2017 года по декабрь 2018 года (л.д.64-85).
Доказательств об оплате ответчиком предоставленных услуг по сбору, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов в судебном заседании не установлено.
Согласно предоставленного истцом расчету, у ответчика перед истцом имеется задолженность по оплате предоставленной услуги по сбору, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов в период с 01 марта 2017 года по 31 декабря 2018 года в сумме 17 553 рубля 80 копеек (л.д.11-13).
Указанный расчет суд принимает в качестве доказательства размера задолженности, имеющейся у ответчика перед истцом за предоставленные услуги по сбору, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Поскольку ответчик в установленный срок не производил оплату предоставленных коммунальных услуг по сбору, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов, ему начислены пени, которые, согласно расчетам истца, составляют с 01 марта 2017 года по 31 декабря 2018 года в сумме 5 867 рублей 21 копейка (л.д.11-13).
Доводы ответчика о том, что между сторонами отсутствует заключенный договор на вывоз ТКО, подлежат отклонению, поскольку отсутствие подписанного сторонами договора не свидетельствует о неосновательности начисления платы за данную коммунальной услуги. В соответствии с абзацем вторым п. 6 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Исходя из положений законодательства, регулирующих спорные правоотношения, законодатель не связывает возникновение обязанности по внесению платы за коммунальные услуги именно с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Факт не заключения истцом и ответчиком письменного договора, как обоснование отсутствия между ними договорных отношений, не может являться основанием для неуплаты жилищно-коммунальных и иных платежей, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные. Наличие договорных отношений между истцом и ответчиком предполагается в силу вышеназванных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 7 Постановлении Правительства Российской Федерации от № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". При этом отсутствие письменного договора не освобождает ответчика от обязанности произвести оплату за услуги, фактически оказанные эксплуатирующей организацией собственникам жилых домов.
Доводы ответчика о том, что твердые бытовые отходы и твердые коммунальные отходы это разные понятия суд считает несостоятельными, учитывая определение понятия «твердые бытовые отходы», содержащиеся в п. 3.3 ГОСТ Р 53691-2009. "Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования", и определение понятия « твердые коммунальные отходы», содержащиеся в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления».
Факт оказания истцом услуг по сбору, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов ответчиком не опровергнут. Так, ответчиком не доказано, что в спорный период собственными силами осуществлял вывоз ТКО, не нарушая требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Также ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что он не пользуется площадками для сбора отходов, которые установлены на территории пгт. Пойковский, либо заключил договор на вывоз ТКО с другой специализированной организацией.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, предусматривают возможность расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из общей площади жилого помещения, в этом случае в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м. и общая площадь жилого помещения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, мировым судьей не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения мирового судьи не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка № 7 Нефтеюганского судебного района ХМАО - Югры от 14 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика без удовлетворения.
Судья Нефтеюганского
районного суда подпись Ефремова И.Б.