Дело № 2-132/2023 10 февраля 2023 года
УИД 29RS0022-01-2022-001985-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Сараевой Н.Е.,
при секретаре судебного заседания Шамровой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полунина А. А.ча к администрации муниципального образования «Лисестровское» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Полунин А.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Лисестровское» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указано, что Полунин А.А. в соответствии с договором социального найма от 26 июня 2017 года № являлся нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. На основании экспертного заключения № от 01 июля 2019 года, распоряжением главы администрации МО «Лисестровское» № от 22 августа 2019 года многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. По договору маневренного фонда истцу предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. Однако до настоящего времени жилое помещение взамен признанного непригодным по договору социального найма истцу не предоставлено, что послужило основанием для обращения с иском в суд. С учетом уточнения исковых требований просил суд обязать МО «Лисестровское» предоставить Полунину А.А. по договору социального найма жилое помещение на состав семьи из 1 человека равнозначное ранее занимаемому, состоящее из 3 комнат, на территории МО «Лисестровское» Приморского муниципального района Архангельской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям Приморского района, равнозначное ранее занимаемому общей площадью не менее 50,7 кв.м., жилой площадью не менее 36,6 кв.м.
В судебном заседании истец Полунин А.А. уточненные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Терентьева Л.Л. в судебном заседании просила принять решение на усмотрение суда. В ходе рассмотрения дела пояснила, что <адрес> в настоящее время расселен. В доме по настоящее время никто не зарегистрирован, окон нет, двери заколочены. После аварии на трассе водоснабжения были затоплены квартиры №, №, в связи с чем, водоснабжение было отключено. Дом был без канализации, без септиков. В 2013 году собственники самостоятельно провели водоснабжение в дом. Вся сточная вода уходила под дом. Основание дома деревянное, все сгнило, печи просели. В адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья дом не включен, истец на учет лиц, по предоставлению жилья во внеочередном порядке не поставлен, поскольку такой список в администрации не сформирован, истцу было рекомендовано обратиться в суд.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
На основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 50,7 кв.м., на основании договора социального найма от 26 июня 2017 года № предоставлено истцу Полунину А.А.
Согласно поквартирной карточке в квартире <адрес> до расселения дома был зарегистрирован только наниматель Полунин А.А.
Заключением межведомственной комиссии администрации МО «Лисестровское» от 22 августа 2019 года № жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащими сносу.
Распоряжением главы администрации СП «Лисестровское» от 22 августа 2019 года № жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащими сносу.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 ЖК РФ.
Согласно статье 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлены «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение № 47).
В соответствии с пунктами 7, 47, 49, 52 указанного Положения № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу вышеуказанных норм, утверждение перечня жилых домов, подлежащих сносу или реконструкции, а также сроков отселения граждан отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года», утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 года).
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением № 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.
При этом предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома, в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния.
Судом установлено, что истец Полунин А.А. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, малоимущим не признан.
Однако, по экспертному заключению ООО «<наименование>» № от 01 июля 2019 года, принятого за основу межведомственной комиссией при составлении заключения о признании дома аварийным и подлежащим сносу, эксперты пришли к выводу о недопустимом (предаварийном) состоянии здания жилого дома <адрес>.
Как следует из актов от 31 мая 2021 года, 12 апреля 2021 года многоквартирный дом по адресу: <адрес> отключен от водоснабжения и электрической энергии. Исходя из пояснений представителя администрации, дом грозит обвалом в связи с чем, расселен.
Таким образом, суд считает установленным, что дальнейшее проживание истца в жилом помещении, расположенном в доме признанном аварийным и подлежащим сносу, на момент его выселения в маневренный фонд создавало угрозу для жизни и здоровья Полунина А.А. Следовательно, у истца возникло право на предоставление жилого помещения по договору социального найма жилого помещения во внеочередном порядке.
Пунктом 3.1. ст. 95 ЖК РФ гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предоставляются жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания.
Распоряжением главы администрации МО «Лисестровское» от 15 апреля 2021 года № Полунину А.А. предоставлено жилое помещение на состав семьи – 1 человек.
По договору найма жилого помещения маневренного фонда № от 16 апреля 2021 года истцу Полунину А.А. на срок 2 года предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 62,2 кв.м., состоящее из трех комнат, для временного проживания в нем, а также обеспечено предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение, канализация, обращение с ТКО.
Жилое помещение отнесено к маневренному фонду на основании распоряжения главы администрации МО «Лисестровское» об отнесении жилого помещения к жилищному фонду специализированного жилищного фонда (жилые помещения маневренного фонда) от 04 сентября 2019 года №.
Истец Полунин А.А. зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч. 5 ст. 83 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения.
Договор социального найма от 26 июня 2017 года № прекращен 16 апреля 2021 года, истец проживает в жилом помещении маневренного фонда по адресу: <адрес>.
По информации администрации МО «Лисестровское» по состоянию на 23 декабря 2022 года имеется 5 свободных квартир, очередь на получение жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений отсутствует.
Учитывая, что жилой дом <адрес> признан в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, не может использоваться по назначению, ответчиком очередь из лиц на предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием дома аварийным не сформирована, дом <адрес> в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен, у суда имеются все основания для обязания ответчика предоставить истцу на состав семьи из 1-го человека жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Жилым помещением как указано в ст. 15 ЖК РФ, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Учитывая то, что Полунин А.А. занимал жилое помещение – трехкомнатную квартиру общей площадью 50,7 кв.м., в том числе жилой – 36,6 кв.м., суд полагает необходимым обязать ответчика администрацию МО «Лисестровское» предоставить истцу, жилое помещение, исходя из общей и жилой площади не менее ранее занимаемой квартиры.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Полунина А. А.ча к администрации муниципального образования «Лисестровское» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Лисестровское» предоставить Полунину А. А.чу по договору социального найма на состав семьи из одного человека, благоустроенное применительно к условиям <населенный пункт>, жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, состоящее не менее, чем из трех комнат, общей площадью 50,7 кв.м., жилой площадью не менее 36,6 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области, в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2023 года.
Председательствующий Н.Е. Сараева