К делу №2-2628/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 04 декабря 2020 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Конограева А.Е
при секретаре Дяченко А.А.,
с участием представителя администрации муниципального образования Темрюкский район по доверенности Ляпоровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Темрюкский район к Никитину Д.Р. о запрете эксплуатации объекта капитального строительства,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация муниципального образования <адрес> обратилась в суд с иском к Никитину Д.Р. о запрете эксплуатации объекта капитального строительства, обосновывая свои требования тем, что Управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес>, с целью проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, законодательства <адрес> и муниципальных правовых актов в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами ДД.ММ.ГГГГ проведен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером <адрес> по результатам которого установлено, что на земельном участке площадью 1500 кв.м, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного на землях населенных пунктов, возведен двухэтажный объект капитального строительства коммерческого назначения.По периметру участок огорожен забором, на котором имеется информационная вывеска «гостевой дом «Добрый Бобр» с указанием номера телефона. На момент осмотра объект эксплуатировался для временного проживания туристов. Согласно общедоступным сведениям сети интернет, на странице <адрес> расположенных на нем объектах недвижимости по адресу: <адрес>. Указанные услуги оказываются Никитиным Д.Р. без учета требований безопасности в местах массового нахождения людей (требования действующего законодательства о наличии разрешения на строительство и утвержденной проектной документации, выданной до начала строительства и согласованной с контрольно-надзорным а органами, в том числе: органами МЧС (пожарная охрана) и т.д., органами экологического контроля - объект находится в особо охраняемой зоне курорта; требования о наличии комплекса систем сигнализации, оповещения, пожаротушения, дымоудаления и т.д.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Темрюкский район Ляпорова Е.А. поддержала заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства.
Никитин Д.Р. в судебное заседание не явился.
Направленное ему заказное письмо с судебной повесткой было возвращено в суд в связи с тем, что Никитин Д.Р. за получением судебной повестки не явился, что суд расценивает, как отказ ответчика её получить.
Согласно ч.1 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и места судебного разбирательства или совершении отдельного процессуального действия.
Таким образом, суд считает ответчика извещенным о времени и месте судебного разбирательства, но не явившимся в судебное заседание, поэтому в силу п.4 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель администрации Запорожского сельского поселения в судебное заседание не явился, представив в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, при вынесении решения полагаются на усмотрение суда.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, Управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес>, с целью проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, законодательства <адрес> и муниципальных правовых актов в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами ДД.ММ.ГГГГ проведен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером <адрес> в котором предоставляются для проживания номера со всеми удобствами.
<адрес>
<адрес>
Также, в ходе визуального осмотра выявлено, что на территории земельного участка расположены оборудованная зона отдыха для отдыхающих бассейн и шезлонги. Территория земельного участка по периметру частично огорожена, у ворот установлен штердер с информационной надписью «гостевой дом «Добрый Бобр» номера с удобствами 1-2/х комнатные номера повышенной комфортности с указанием номера телефона.
<адрес>
<адрес>
Указанные услуги оказываются Никитиным Д.Р. без учета требований безопасности в местах массового нахождения людей (требования действующего законодательства о наличии разрешения на строительство и утвержденной проектной документации, выданной до начала строительства и согласованной с контрольно-надзорным а органами, в том числе: органами МЧС (пожарная охрана) и т.д., органами экологического контроля - объект находится в особо охраняемой зоне курорта; требования о наличии комплекса систем сигнализации, оповещения, пожаротушения, дымоудаления и т.д.
Соблюдение всех указанных требований возможно только на объектах капитального строительства, возведенных легально, с получением до начала строительства объекта всех необходимых разрешений и согласований, и прошедших процедуру государственной регистрации права собственности на вновь возведённый объект.
В силу положений пункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7)земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальнойзонеустанавливаютсявидыразрешенногоиспользования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Земельным кодексом РФ установлен исчерпывающий перечень видов надзора контроля за использованием земель, в том числе муниципальный земельный контроль, который в соответствии со ст.72 ЗК РФ осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ст. 260 ГК РФ. ст. 42,п.24.1 ст. 40 ЗК РФсобственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Пунктом 1 статьи 263 ГК РФ установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливает обязанность собственников земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Данная норма корреспондирует с положениями ст. ст. 36 и 58 Конституции Российской Федерации. Часть 2 ст. 36 Конституции РФ гласит о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законные интересов иных лиц. Положениями ст. 58 устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Пунктом 1 статьи 43 ЗК РФ устанавливается правило, согласно которому граждане и юридические лица при осуществлении своих прав на земельные участки вправе руководствоваться собственным усмотрением, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ одними из обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, являются:использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;соблюдение при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Проведенными ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ рейдовыми обследованиями, управлением муниципального контроля администрации района, в рамках осуществления муниципального земельного контроля установлено, что земельный участок используется собственником не по целевому назначению, для коммерции - под гостиничное обслуживание.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден классификатор видовразрешенного использования земельных участков, согласно которому разрешенное использование земельного участка относится к наименованию вида разрешенного использования -для индивидуального жилищного строительства (код 2.1). Однако фактическое использование земельного участка соответствует виду разрешенного использования - гостиничное обслуживание.
ДД.ММ.ГГГГ Никитину Д.Р. было направлено уведомление об изменении вида разрешенного использования земельного участка.Однако, до настоящего времени земельный участок используется не по целевому назначению, вид разрешенного использования не изменен.
Согласно ч. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ Земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст.65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Советом Запорожского сельского поселения <адрес> принято решение от 30.10.2018г. № «Об установлении земельного налога <адрес>» в котором налоговая ставка градируется в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.
Исходя из чего, в отношении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства установлена налоговая ставка в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, в отношении земельных участков предназначенных для размещения гостиниц установлена налоговая ставка 1,5%.
Таким образом, неисполнение Никитиным Д.Р. требований земельного законодательства влечет за собой недополучение бюджетом Запорожского сельскогопоселения денежных средств от взимания земельного налога, что нарушает права и законные интересы муниципального образования, так и неопределенного круга лиц его жителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ГПК иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения и другие объекты, прочно связанные с землей, предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов.
Поскольку при решении вопроса о запрете эксплуатации строения речь идет о правах лица на объект недвижимости, непосредственно связанный с земельным участком, то указанный спор подлежит рассмотрению на основании ч. 1 ст. 30 ГПК - по месту нахождения самовольно возведенных строений.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является требование о присуждении к исполнению обязанности в натуре.
При этом критериями допустимости иска об исполнении в натуре является возможность реального исполнения принятого решения исходя из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в данном конкретном случае такого способа защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В тех случаях, когда будет доказано, что объекты используются с нарушением целевого использования, уполномоченные органы в установленных законом случаях вправе требовать запрета соответствующей деятельности.
В соответствии со ст. 139 ГПК РФ по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если, непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.
В соответствии с п.п. 1,2,3 ч.1 ст. 140 ГПК РФ мерами по обеспечению иска могут быть: наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц; запрещение ответчику совершать определенные действия; запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства.
Под обеспечением иска понимается совокупности мер, гарантирующих реализацию решения суда в случае удовлетворения исковых требований. Значение этого института состоит в том, что им защищаются права истца на тот случай, когда ответчик будет действовать недобросовестно или когда непринятие мер может повлечь невозможность исполнения судебного акта. Одна из его основных задач связана с предотвращением потенциальных трудностей, возникающих при реализации решения суда по конкретномуделу.
Принятие обеспечительных мер в виде запрета государственному регистратору производить регистрационные действия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о праве на спорное имущество соответствует разъяснениям пункта 33 Постановления Пленума Верховного СудаРоссийской Федерации N10, Пленума Высшего Федерации N22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и направлено на сохранение существующего состояния между сторонами.
При этом затруднение или невозможность исполнения решения суда по делу могут быть обусловлены действиями ответчика по оформлению прав на спорный земельный участок и объект недвижимости и их продажу третьим лицам, либо невозможность исполнения решения в случае переуступки прав после вынесения решения суда.
Соответственно, в рассматриваемом случае обеспечительные меры непосредственно связаны с предметом исковых требований, направлены на предотвращение отчуждения спорного земельного участка и объекта недвижимости до рассмотрения спора по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Применить обеспечительные меры в виде запрета Управлению Росреестра по <адрес>.
Запретить Никитину Д.Р. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, в качестве гостевого дома до оформления объектов недвижимости в установленном законом порядке и изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский краевой суд, через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.Е. Конограев