Дело №2а-197/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Большие Березники 22 мая 2017 года
Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Колчиной Л.А.,
при секретаре судебного заседания Лямзиной М.А.,
с участием в деле: административного истца – Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия, его представителя – В.Н.Г., действующей на основании доверенности от 09 января 2017 года,
административного ответчика - Сомова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Мордовия к Сомову А.А. о взыскании налогов и сборов,
установил:
Административный истец Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Мордовия, обратилась в суд с названным административным иском, указав в обоснование заявленных требований, что ответчик в соответствии с статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком транспортного налога, так как на него зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения: прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, государственный регистрационный знак №; прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, государственный регистрационный знак №. В соответствии со статьями 389, 400 Налогового кодекса Российской Федерации Сомов А.А. является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, так как является собственником следующего недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером №; земельного участка с кадастровым номером №; жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>; здания, расположенного по адресу: <адрес>. Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия был исчислен транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц и направлено налоговое уведомление №265424 об уплате указанных налогов. В добровольном порядке ответчик уплатил земельный налог за 2014 год в размере 1010 рублей и налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 203 рубля. В установленный законом срок ответчик налоги не уплатил. Налогоплательщику направлено требование по состоянию на 12.10.2015 года №335837 об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 21 010 рублей и пени в размере 1963 рубля, пени по земельному налогу за 2014 год в сумме 40 рублей 07 копеек. Просит суд взыскать с Сомова А.А. транспортный налог за 2014 год в сумме 21 010 рублей и пени в размере 1963 рубля 30 копеек, пени по земельному налогу за 2014 год в сумме 40 рублей 07 копеек.
В судебном заседании представитель истца Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия В.Н.Г. административный иск поддержала в полном объеме и просила удовлетворить.
В судебное заседание ответчик Сомов А.А. не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Заслушав представителя административного истца В.Н.Г., исследовав письменные доказательства по делу, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из смысла статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона Республики Мордовия от 17.10.2002 года № 46-3 «О транспортном налоге» ставки транспортного налога устанавливаются на территории Республики Мордовия в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Из материалов дела усматривается, что Сомов А.А. имеет в собственности транспортные средства:
- прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, марки К-744Р1, государственный регистрационный знак №;
- автомобиль грузовой, марки КО-503В-2, государственный регистрационный знак №,
- прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, марки К-744Р2, государственный регистрационный знак №. Следовательно, Сомов А.А. является налогоплательщиком транспортного налога.
Кроме этого, Сомов А.А. имеет в собственности недвижимость:
- земельный участок площадью 3532 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>;
- земельный участок площадью 50000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Следовательно, Сомов А.А. является налогоплательщиком земельного налога.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии со статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как предусмотрено положением пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
14.05.2015 года в адрес Сомова А.А. было направлено уведомление № 265424, в котором рассчитан транспортный налог в сумме 21 010 рублей, земельный налог в сумме 1010 рублей 00 копеек и налог на имущество в сумме 203 рубля 00 копеек (л.д. 15-16).
В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней.
Как следует из материалов дела, налогоплательщику Сомову А.А. налоговым органом выставлено требование № 335837 об уплате транспортного налога в сумме 21010 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в сумме 1963 рубля 30 копеек и пени по земельному налогу в сумме 40 рублей 07 копеек по состоянию на 12 октября 2015 года, в котором указан срок исполнения обязательств - до 02 декабря 2015 года (л.д. 18).
Приведенный расчет задолженности по транспортному и земельному налогам, а также начисленных пени в связи с их неоплатой, административным ответчиком не оспорен, проверен судом и сомнений не вызывает, поэтому суд принимает за основу представленный административным истцом расчет.
Административным истцом соблюдена установленная налоговым законодательством процедура взыскания с ответчика недоимки по налогу и пени: уведомление и требование об уплате налога и пени направлены налогоплательщику по месту его жительства (регистрации) заказной почтой в установленный законодательством о налогах и сборах срок и в силу положений пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с подпунктами 9, 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьёй 48 настоящего Кодекса.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, в силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Административный истец обратился к мировому судье судебного участка Большеберезниковского района Республики Мордовия с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности: по транспортному налогу за 2014 год в сумме 21010 рублей 00 копеек и пени в сумме 1963 рубля 30 копеек, пени по земельному налогу в сумме 40 рублей 07 копеек.
06 июня 2016 года по требованиям, заявленным Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия, мировым судьей судебного участка Большеберезниковского района Республики Мордовия был выдан судебный приказ (л.д.8).
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, начало течения срока для обращения в суд с соответствующими исковыми требованиями связано с днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
16 июня 2016 года в связи с поступившими от Сомова А.А. возражениями относительно исполнения судебного приказа судебный приказ от 06 июня 2016 года был отменен мировым судьей (л.д. 9).
22 июня 2016 года Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Мордовия получила копию определения об отмене судебного приказа от 06 июня 2016 года, о чем имеется отметка.
С учетом того, что специальных правил исчисления срока и начала его течения законодательством не установлено, срок исчисляется по общему правилу со дня, следующего за днем соответствующего процессуального действия по отмене судебного приказа, а именно с 17 июня 2016 года.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в таком случае должно было быть предъявлено в суд не позднее 17 декабря 2016 года, то есть в соответствующий день окончания срока.
Судом установлено, что административное исковое заявление к Сомову А.А. о взыскании налогов и сборов направлено в суд 16 декабря 2016 года, что позволяет сделать вывод, что срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
Учитывая, что административным ответчиком не исполнена возложенная на него обязанность по уплате налога и пеней за несвоевременную уплату транспортного и земельного налога, и административным истцом соблюдены сроки и порядок взыскания задолженности по налогу и пени, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.
При решение вопроса о судебных расходах, суд исходит из следующего.
Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия.
С учетом указанных норм, государственная пошлина, от уплаты которой Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Мордовия освобождена в силу пункта 19 статьи 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию с административного ответчика Сомова А.А., не освобожденного от уплаты судебных расходов, в установленном подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размере 890 рублей 40 копеек, согласно следующему расчету: (23013,37 – 20 000) х 3%+ 800 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 290-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Мордовия к Сомову А.А. о взыскании налогов и сборов удовлетворить.
Взыскать с Сомова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Мордовия задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 21 010 (Двадцать одна тысяча десять) рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу за 2014 год в сумме 1963 (Одна тысяча девятьсот шестьдесят три) рубля 30 копеек и пени по земельному налогу в сумме 40 (Сорок) рублей 07 копеек.
Реквизиты для перечисления: наименование получателя: УФК по Республике Мордовия (Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Мордовия) ИНН 1322119980/КПП 132201001, р/с №40101810900000010002, БИК 048952001.
Взыскать с Сомова А.А. в доход бюджета Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 890 (Восемьсот девяносто) рублей 40 копеек.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья