Судья: Фомина И.А. Гр. дело № 33 – 13894 / 19
(гр. дело № 2 – 2874 / 19)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 ноября 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Салдушкиной С.А.
судей: Самодуровой Н.Н., Мартемьяновой С.В.
при помощнике судьи: Щеголевой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Волокжанина В.Г. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 20 августа 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Волокжанина В.Г. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании договора аренды нежилого помещения недействительным, возмещении убытков отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волокжанин В.Г. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании договора аренды нежилого помещения недействительным, возмещении убытков, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он с Департаментом управления имуществом городского округа Самара заключил договор аренды нежилого помещения (технического подвала), расположенного по адресу: <адрес>.
На момент заключения договора Департамент предоставил истцу сведения, что предмет аренды - объект недвижимого имущества, нежилое помещение, площадью <данные изъяты> кв. м, (подвал ком. №) является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за номером 005523 на основании Решения ФИО1 горсовета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно приложению № к договору аренды значится, что подвал, который сдаётся истцу в аренду, не является памятником истории и культуры.
На самом деле дом, включая все его помещения, был и есть объектом культурного наследия «Жилой дом ОГПУ». В силу этого на арендатора помещения в этом доме возлагаются дополнительные обязанности по содержанию, охране, ремонту и эксплуатации этого помещения. Зная об этом раньше, истец не согласился бы на аренду данного подвала.
О данном обстоятельстве истец узнал только ДД.ММ.ГГГГ, ознакомившись с письмом Управления государственной охраны объектов культурного наследия ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец с учетом уточнений просил суд признать договор аренды нежилого помещения подвала № по адресу: <адрес>, с Департаментом управления имущества г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ недействительным с момента его заключения, возместить убытки, вызванные внесением арендной платы по указанному договору.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Волокжанин В.Г. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда, считая его законным и обоснованным.
Согласно п. 9 ст. 16.1 Федерального закона № 73-Ф3 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (далее - закон № 73-ФЗ) собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия.
В силу п. 1 и п. 2 ст. 47.3 Закона № 73-Ф3 при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, обязаны:
- осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
- не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
- не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
- обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
- не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
- под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
- под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
- под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
- незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
- не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
По пунктам 3.2.2-3.2.4 договора аренды арендатор принял следующие обязательства:
- использовать объект в целом и любую его часть исключительно по целевому назначению (хозяйственную кладовую),
- без письменных разрешений не производить перепланировку, переоборудование, неотделимые изменения объекта, прокладку скрытых и открытых проводок и коммуникаций. Самовольные перестройки, нарушение целостности стен, перегородок или перекрытий,
- содержать объект и прилегающую территорию в полной исправности и надлежащем санитарном состоянии в соответствии с санитарными и техническими требованиями, обеспечивать пожарную безопасность. Производить текущий ремонт объекта за счет собственных средств. Если объект в результате действий арендатора или непринятия им необходимых мер окажется в аварийном состоянии, арендатор восстанавливает его своими силами за свой счет. Обеспечить сохранность и эксплуатацию в соответствии с установленными техническими требованиями инженерных сетей, оборудования, коммуникаций, расположенных на объекте и др.
В соответствии с пунктом 2 статьи 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 99 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ» (далее - постановление) сделка под влиянием обмана, совершенного как стороной такой сделки, так и третьим лицом, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего (пункт 2 статьи 179 ГК РФ).
Обманом считается не только сообщение информации, не соответствующей действительности, но также и намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота (пункт 2 статьи 179 ГК РФ).
Сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана недействительной, только если обстоятельства, относительно которых потерпевший был обманут, находятся в причинной связи с его решением о заключении сделки. При этом подлежит установлению умысел лица, совершившего обман.
Статьей 6 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действовавшим на день заключения договора аренды) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом <адрес> (в настоящее время Департамент управления имуществом городского округа Самара) и Волокжаниным В.Г. заключен договор №А аренды нежилого помещения <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, в целях размещения хозяйственной кладовой.
Договор аренды заключен на неопределенный срок.
Условия договора применяются к отношениям, существовавшим с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства культуры и молодежной политики ФИО3 <адрес> № объект, расположенный по адресу: <адрес>, включен в список объектов культурного наследия регионального значения.
На основании приказа Министерства культуры и молодежной политики ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № приказ № от ДД.ММ.ГГГГ утратил силу.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства ФИО3 <адрес> № объект включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия со статусом регионального значения с наименованием «Жилой дом ОГПУ».
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что решение уполномоченного государственного органа о придании зданию, в котором располагается спорное нежилое помещение, статуса объекта культурного наследия, принято после дня заключения договора аренды (09.02.2005г.) и со стороны Департамента отсутствуют признаки обмана, то есть намеренного умолчания об обстоятельствах, сообщения информации не соответствующей действительности, в связи с чем, отсутствует указанное истцом основание для признания договора аренды недействительным.
Из материалов дела усматривается, что согласно сведениям паспорта объекта культурного наследия, предметом охраны является материальная структура здания в целом, первоначальный внешний архитектурный облик, композиционное построение и декор главных фасадов.
По сведениям договора аренды, искового заявления, ранее принятых судебных актов по взысканию с истца арендной платы за пользование нежилым помещением, истец проживает в здании, в котором он арендует нежилое помещение.
Доказательствами права собственности на недвижимое имущество согласно разъяснениям пункта 36 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010№ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Спорное нежилое помещение согласно выписке из муниципального реестра является муниципальной собственностью.
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ установлена обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок и условия, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
По пунктам 3-4 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 10 ГК РФ заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав не допускается.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
На протяжении длительного времени истец, используя нежилое помещение, не осуществлял платежи за арендованное имущество, что подтверждается представленными в материалы дела копиями решений судов о взыскании арендной платы.
Вместе с тем неоплата истцом аренды в соответствии с условиями договора аренды, признанных судами бесспорной задолженностью истца, влечет неполучение доходов в городской бюджет.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с вышеуказанным выводом суда, поскольку истец самостоятельно мог и должен был знать о статусе здания, как на день заключения договора аренды, так и в последующем, отсутствие сведений в Росреестре о регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на нежилое помещение не опровергает факт обладания муниципальным имуществом на праве собственности на нежилое помещение.
Кроме того, судом обоснованно указано, что требование истца о взыскании с Департамента убытков, вызванных внесением арендной платы по договору, не соответствует закону.
Нежилое помещение до настоящего времени находится во владении и пользовании истца, что подтверждается фактом не возврата Департаменту по акту сдачи данного помещения, а соответственно, в силу нормы статьи 622 ГК РФ, предусматривающей внесение арендной платы за все время пользования, истец обязан оплачивать аренду до настоящего времени.
Также, судебная коллегия признает правильным вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований по причине пропуска срока исковой давности.
В соответствии с пунктом 70 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ» сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.) не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо, действует недобросовестно.
В силу ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019), срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (п. 1 ст. 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (п. 2).
Согласно п.102 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в силу пункта 2 статьи 181 ГК РФ годичный срок исковой давности по искам о признании недействительной оспоримой сделки следует исчислять со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена такая сделка (пункт 1 статьи 179 ГК РФ), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (ст.199 ГК РФ).
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 15.07.2014 г. спорный объект включен в реестр объектов культурного наследия в 2014 году.
Данные сведения находятся в свободном доступе, истец не был лишен возможности ознакомиться с указанным постановлением.
Доказательств того, что истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права только в мае 2019 года, суду не представлено.
Таким образом, судом правильно применены положения о пропуске срока исковой давности и отказано истцу в удовлетворении заявленных требований, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Доводы жалобы о том, что спорный объект был выявлен в качестве объекта культурного наследия еще до заключения между сторонами договора аренды, не являются основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку спорный объект только после результатов заключения государственной историко-культурной экспертизы на основании Постановления Правительства ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был включен в Единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, после чего объекту присвоен регистрационный №, ранее данных обстоятельств Департамент не обладал сведениями об отнесении данного здания к объектам культурного наследия.
Также, судебная коллегия не принимает во внимание доводы жалобы о том, что истцом не был пропущен срок обращения в суд с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что он узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся предметом спора по данному делу, в мае 2019 года, поскольку указанные доводы приводились истцом в суде первой инстанции в обоснование своей позиции, которым судом дана надлежащая оценка, оснований для переоценки которой не имеется.
Судебная коллегия считает решение суда правильным, оснований для его отмены не усматривает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 20 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Волокжанина В.Г. – без удовлетворения.
Определение судебной коллегии вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев.
Председательствующий –
Судьи -