Дело № 5-164/2020 (10МS0036-01-2020-002976-15)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
30 июня 2020 года г. Сегежа
Судья Сегежского городского суда Республики Карелия Тугорева А.В.,
при секретаре Шленской А.А., с участием Базановой Л.Л., должностного лица Костылева П.О.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица – директора <...> Базановой Л.Л.,
у с т а н о в и л:
Базанова Л.Л., являясь директором <...>, 02.05.2020 в 10 час. 00 мин. по адресу: Республика Карелия, ..., не выполнила правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Республики Карелия, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно, в нарушение требований п. 8.3, п. 11.8 распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р, Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, не обеспечила организацию ожидания при скоплении очереди в кассовой зоне с соблюдением принципа социального дистанцирования 4 метра, а также допустила посещение объекта торговли гражданами моложе 60 лет с 09.00 час. до 11.00 час..
В судебном заседании Базанова Л.Л. вину в совершении административного правонарушения не признала. Пояснила, что в магазине была нанесена разметка в соответствии с требованиями законодательства. В магазине на момент проверки находилось два человека, что соответствует площади, как они стояли, она не знает. Нахождение в магазинах только граждан старше 60 лет в период с 09 до 11 часов является рекомендацией, они не имеют права не обслуживать иных посетителей.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, К в судебном заседании пояснил, что 02.05.2020 около 10 часов они с сотрудником администрации А зашли в магазин <...>. В магазине находилось два человека, которые не соблюдали дистанцию, стояли друг за другом примерно на расстоянии одного метра. В период составления акта в магазин заходили еще люди, не всем из них было более 60 лет, что было определено им визуально, паспорта у граждан он не проверял, возраст у них не спрашивал. Расстояние между лицами, стоящими на момент проверки в очереди, не замерялось. Фототаблица, указанная в акте проверки, не существует.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
Часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. а 2 п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 98) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 (далее – Правила поведения).
Согласно п.п. «б» п. 3, п.п. «в», «г» п. 4 Правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица); при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с указанными положениями законодательства, распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р на территории Республики Карелия введен режим повышенной готовности.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции ФЗ от 01.04.2020 № 98) граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации (ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Таким образом, должностные лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ за нарушение обязательных и дополнительных обязательных для исполнения ими правил поведения при введении на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 8.3 распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р (в редакции на дату совершения правонарушения) организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить: при скоплении очереди (во входной, кассовой зоне) организацию ожидания с соблюдением принципа социального дистанцирования 4 метра, для входной зоны организовать ожидание на улице.
Согласно п. 11.8 указанного распоряжения организациям (индивидуальным предпринимателям), осуществляющим розничную торговлю, за исключением розничной торговли лекарственными препаратами, на территории Республики Карелия, предписано установить время посещения объектов розничной торговли с 9.00 до 11.00 только для граждан старше 60 лет; до и после посещения гражданами старше 60 лиц указанных объектов проводить уборку помещений с применением дезинфицирующих средств.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что Базанова Л.Л. является директором <...> (приказ от 17.01.2017), а также ответственным лицом за соблюдение предупредительных мер по обеспечению защиты населения в соответствии с распоряжением Главы РК от 12.03.2020 № 127-р (приказ от 28.04.2020 № 16).
Из протокола об административном правонарушении № 32 от 20.05.2020, следует, что Базанова Л.Л., являясь директором <...>, 02.05.2020 в 10 час. 00 мин. по адресу: Республика Карелия, ..., не выполнила правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Республики Карелия, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно, в нарушение требований п. 8.3, п. 11.8 распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р, Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, не обеспечила организацию ожидания при скоплении очереди в кассовой зоне с соблюдением принципа социального дистанцирования 4 метра, а также допустила посещение объекта торговли гражданами моложе 60 лет с 09.00 час. до 11.00 час..
Из пояснений свидетеля К – продавца <...> следует, что весной 2020 года проводилась проверка их магазина, точно дату не помнит. На момент проверки в магазине находилось два человека, при этом, один выходил из магазина, а второй зашел и двигался к кассе. Возможно один из них был моложе 60 лет, по виду, однако она точно не уверена, так как паспорт у покупателей не спрашивала, равно как и сведения об их возрасте.
Акт осмотра, обследования территории по плановому (рейдовому) заданию от 02.05.2020, составленный инспектором ОНД и ПР по Беломорскому и Сегежскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РК К содержит данные, идентичные указанным в протоколе об административном правонарушении № 32 от 20.05.2020.
Данный акт не содержит сведений о количестве лиц, находившихся в магазине на момент проверки, о методах и способах определения дистанции между ними, а равно о количестве лиц младше 60 лет, находившихся на момент проверке в магазине, и данных, на основании которых был установлен их возраст.
Акт обследования торгового объекта по вопросу проведения дополнительных мер, направленных на недопущение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции для направления в Роспотребнадзор оформлен 01.05.2020, т.е. в период, не относящийся к вмененному Базановой Л.Л. правонарушению.
Из пояснений свидетеля К и должностного лица К следует, что на момент проверки в магазине находилось два человека, что соответствует требованиям п. 8.3 распоряжения Главы РК от 12.03.2020 № 127-р. Доказательств того, что указанные лица стояли в очереди не имеется, равно как и доказательств не соблюдения ими социальной дистанции, административным органом таковые не представлены.
Нахождение на момент проверки в магазине лиц младше 60 лет объективными доказательствами не подтверждено.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
При указанных обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении Базановой Л.Л. подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора <...> Базановой Л.Л. прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В. Тугорева