КОПИЯ УИД 16RS0046-01-2023-013066-79
дело № 12-4832/2023
РЕШЕНИЕ
07 декабря 2023 года город Казань
Вахитовский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Каримова С.Р.,
при секретаре судебного заседания Масягутове Л.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного контроля (надзора) по ... (Западная зона) Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора ... от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного контроля (надзора) по ... (Западная зона) Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора ... от ... должностное ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой указывает на его незаконность, просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что уведомление о назначении времени и места рассмотрения правонарушения в его адрес не поступало. Также указал, что вследствие отрицательных температур в зимнее время насосная станция перекачки фильтрата была вынужденно законсервирована ввиду того, что истекание фильтрата в приямок невозможно технически перекрыть, приямок заполнился фильтром и замерз.
В судебном заседании ФИО1 и его защитник ФИО2 жалобу поддержали, просили постановление отменить, жалобу удовлетворить. Пояснили, что остановка работы насосной станции носила вынужденный характер в связи с засором неправильно спроектированной дренажной системы.
Представители Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, ФИО4 с жалобой не согласились, просили оставить её без удовлетворения, постановление – без изменения.
Старший помощник прокурора ... ФИО5 в судебном заседании просила жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы суд не находит по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, наступление последствий по составу указанной статьи не требуется, деяние считается оконченным с момента совершения действия (бездействия).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10 января 2002года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу частей 1, 2 статьи 24.6Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 № 1657 утверждены Единые требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (далее – Требования).
На объектах размещения твердых коммунальных отходов должны быть предусмотрены технологические решения, обеспечивающие максимально возможное ограничение загрязнения окружающей среды, распространяемого птицами, грызунами, насекомыми и другими животными (пункт 22 Требований).
На объектах размещения твердых коммунальных отходов должны осуществляться меры: по охране поверхностных водных объектов, исключающие сброс сточных вод без их предварительной очистки; по защите подземных вод от поступления в них загрязняющих веществ, входящих в состав размещаемых отходов, и (или) веществ, образующихся в массе отходов в процессе их нахождения в объекте размещения твердых коммунальных отходов за счет физико-химических и биологических процессов, в том числе при взаимодействии с атмосферным воздухом и атмосферными осадками; по организации сбора и отвода фильтрата (пункт 27 Требований).
Из материалов дела следует, что прокуратурой ... проведена проверка исполнения региональным оператором по обрушению с твердыми коммунальными отходами ООО «...» требований по обращению с твердыми коммунальными отходами на используемых объектах – полигоне «Химический» по адресу: ..., и мусоросортировочной станции по адресу: ....
В ходе проверки полигона по сбору и утилизации твердых коммунальных отходов «Химический» ... с участием специалистов Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора, Министерства экологии Республики Татарстан, Управления Роспотребнадзора по ..., Управления Россрестра по ... установлено, что производится размещение отходов на теле объединённых карт ... и .... Выявлены следующие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления:
насосная станция, предназначенная для перекачки стоков в двух прудов на тело отходов с целью их орошения находилась в затопленном фильтратом состоянии. Фильтрат покрыт льдом. Станция не работала. На откосах имеются многочисленные следы истекания фильтрата.
дренажная система, оборудованная по периметру тела полигона, частично завалена мусором и грунтом, отсыпки тела карт и требует проведения работ по расчистке.
За указанное правонарушение, постановлением старшего государственного инспектора Российской федерации в области охраны окружающей среды Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного контроля (надзора) по ... (Западная зона) Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора ... от ... должностное лицо - начальник полигона ТКО «Химический» ООО «...» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина ФИО1 в вышеуказанном нарушении природоохранного законодательства подтверждается: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ..., объяснениями ФИО1, актом проверки от ..., справкой о проверке и по существу ФИО1, не оспариваются со ссылкой на вынужденность приостановки работы насосной станции в связи с засором дренажной системы.
Действия ФИО1 правильно квалифицированы по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений процессуальных прав заявителя в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении по ч. 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено.
Оснований для освобождения должностного лица – начальника полигона ТКО «Химический» ООО «...» ФИО1 от административной ответственности по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у суда не имеется.
Довод жалобы заявителя о том, что он не был извещен о рассмотрении дела об административном правонарушении, суд считает несостоятельным в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Частью 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в целях соблюдения установленных статьей 29.6 названного кодекса сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку названный кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Из материалов дела следует, что согласно списку ... внутренних почтовых отправлений от ..., отчету об отслеживании ... определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на ... 14 час. 00 мин. от ... направлено ФИО1 ... по адресу места его жительства: ..., ... предпринята неудачная попытка вручения, ... письмо возвращено адресату из-за истечения срока хранения.
Таким образом, должностным лицом были предприняты все необходимые меры по направлению и надлежащему вручению лицу уведомления о времени и месте рассмотрения дела.
Довод заявителя о том, что вследствие отрицательных температур в зимнее время, насосная станция перекачки фильтрата была вынужденно законсервирована, суд также отвергает, поскольку данное обстоятельство не исключает наличие факта административного правонарушения и не ставит под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления.
Доказательств объективной невозможности принятия мер по недопущению нарушений природоохранного законодательства и исполнения требований действующих нормативов, вопреки утверждениям ФИО1 и его защитника, материалы дела не содержат.
Из материалов данного дела не усматривается, что привлекаемым к административной ответственности должностным лицом предприняты все необходимые меры, направленные на соблюдение требований норм Федерального закона от 10 января 2020 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Суждения в жалобе, сводящиеся к необоснованности привлечения должностного лица к административной ответственности, несостоятельны, какими-либо объективными данными не подтверждены и опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств.
Допустимость, достоверность и достаточность представленных по делу доказательств по настоящему делу не вызывает сомнений.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено должностному лицу - начальнику полигона ТКО «Химический» ООО «...» ФИО1 в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым постановление старшего государственного инспектора Российской федерации в области охраны окружающей среды Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного контроля (надзора) по ... (Западная зона) Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора ... от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - начальника полигона ТКО «Химический» ООО«Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» ФИО1, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Российской федерации в области охраны окружающей среды Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного контроля (надзора) по ... (Западная зона) Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора ... от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - начальника полигона ТКО «Химический» ООО «...» ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд ... в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Вахитовского
районного суда г. Казани /подпись/ С.Р. Каримов
Копия верна.
Судья С.Р. Каримов