73RS0013-01-2024-003196-56
Дело №2а-1622/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2024 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе судьи Котельниковой С.А., при секретаре Суворове Е.А.,
с участием помощника прокурора г. Димитровграда Ульяновской области Нуртединовой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Комарову О. Г. о прекращении права управления транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что прокуратурой г. Димитровграда проведена проверка исполнения требований законодательства лицами, состоящими на учете в наркологическом диспансере ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с диагнозами «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» и имеющими водительское удостоверение, в ходе которой выявлены нарушения. Так, согласно представленной информации Комаров О.Г., (ДАТА) года рождения, состоит на учете в указанном учреждении с 02.11.2023 с диагнозом «<данные изъяты>». При этом 25.08.2015 Комарову О.Г. было выдано водительское удостоверение серии и номера №* со сроком действия до 25.08.2025.
Наличие у ответчика водительского удостоверения и права управления транспортным средством создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также их имуществу. Просил прекратить право ответчика на управление транспортными средствами.
В судебном заседании помощник прокурора г. Димитровграда Ульяновской области Нуретдинова Э.Р. исковые требования поддержала по изложенным в административном иске доводам, просила об удовлетворении иска.
Административный ответчик Комаров О.Г. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц ФГБУ ФНКЦРИО ФМБА России, УМВД России по Ульяновской области, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело может быть рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.8 Конвенции о дорожном движении от 08.11.1968 каждое транспортное средство, которое находится в движении, должно иметь водителя.
Водитель должен обладать физическими и психическим качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять управлять транспортным средством.
Из положений ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ следует, что основными задачами в области безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
Статьи 25, 27 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусматривают условия получение права на управление транспортными средствами: право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам Российской Федерации, достигшим установленного настоящей статьей возраста и не имеющим ограничений к водительской деятельности, сдавшим квалификационные экзамены на получение права на управление транспортными средствами.
Согласно абзацу 2 пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное наличие медицинских противопоказаний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
Согласно пункту 7 Перечня противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 №377 установлено, что управление транспортным средством категории «B», «C» возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
Из содержания приказа Министерства здравоохранения России от 30.12.2015 №1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ следует, что снятие с диспансерного учета (прекращение диспансерного наблюдения) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
В судебном заседании установлено, что Комаров О.Г. с 02.11.2023 состоит на диспансерном наблюдении в наркологическом диспансере с диагнозом «синдром зависимости от алкоголя 2 стадии» (F10.242), что подтверждается соответствующей справкой, медицинской амбулаторной картой, представленной наркологическим диспансером для обозрения, из которой следует, что действительно административному ответчику установлен вышеуказанный диагноз.
Согласно карточке водителя Комарову О.Г. выдано водительское удостоверение №* со сроком действия до 25.08.2025.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик в случае управления источниками повышенной опасности – транспортными средствами, создает реальную опасность причинения вреда личности окружающих, поскольку до настоящего времени состоит на учете в медицинском учреждении с диагнозом, препятствующим осуществление деятельности, связанной с управлением транспортными средствами.
Поскольку постановка на диспансерный учет Комарова О.Г. была произведена после выдачи ему водительского удостоверения, и в настоящее время в связи с этим заболеванием, находясь на специализированном учете в наркологическом диспансере, он имеет ограничение к водительской деятельности, право управления транспортными средствами ответчика подлежит прекращению до момента излечения и снятия с учета в наркологическом диспансере.
Согласно утвержденной Приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, срок диспансерного учета устанавливается 5 лет.
Таким образом, нахождение административного ответчика на диспансерном учете предопределяет отсутствие у него права управления транспортными средствами.
Приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 предусмотрено, что снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Указанное заключение административным ответчиком суду представлено не было.
При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области, заявленные в защиту неопределенного круга лиц, являются обоснованным и подлежат удовлетворению. Следует прекратить право административного ответчика по осуществлению деятельности, связанной с управлением источниками повышенной опасности.
Поскольку судом административные исковые требования прокурора удовлетворены, с административного ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., (░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №*, ░░░░░░░░░ 25.08.2015.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ №*) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.07.2024.