Гр.дело №
УИД: 05RS0№-31
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 23 ноября 2021 г.
Избербашский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего-судьи Ахмедханова М.М.
при секретаре судебного заседания Багомедовой А.Б.,
с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> Караевой С.А.,
представителей ответчика директора МКОУ «СОШ №» <адрес> Эльмирзаевой И.О., представителя по доверенности Багомедовой А.К.,
представителей ответчика Администрации городского округа «<адрес>» Гаджикурбанова А.Г., Рабаданова Р.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> РД Акимова Ф.З. к МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес>, Администрации городского округа «<адрес>» об обязании укомплектовать материально-техническую базу образовательного учреждения для получения знаний по основам военной службы,
установил:
заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к МУОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес>, Администрации городского округа «<адрес>» об обязании укомплектовать материально-техническую базу образовательного учреждения для получения знаний по основам военной службы.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города по поручению прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности в образовательных учреждениях города.
В ходе проверки установлено, что в МКОУ «СОШ №» <адрес> допускаются нарушения федерального законодательства в сфере образования и о воинской обязанности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон) обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
получение начальных знаний в области обороны;
подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
военно-патриотическое воспитание.
Согласно ст.12 Закона федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.
Приказом утверждены также рекомендуемые нормативы материально- технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, которыми предусмотрено наличие в образовательных учреждениях, нормативно-правовых документов, учебной литературы, учебно-наглядных пособий и медицинского имущества.
Кроме того, письмом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ № МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений» установлен перечень инвентаря и сооружений муниципальных общеобразовательных учреждений для общей физической подготовки и обучения основам военной подготовки.
В перечень включён примерный набор препятствий, состоящий из «Лабиринта», «Забора с наклонной доской», «Разрушенного моста», «Разрушенной лестницы» и «Стенки с двумя проломами».
Вместе с тем, проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства в школе отсутствует полностью укомплектованная материально-техническая база, в частности отсутствует спортивный городок (гимнастическая площадка) с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
В целях устранения указанных нарушений в мае 2020 прокуратура города вносила в адрес директоров школ городского округа «<адрес>» представления об устранении вышеуказанных нарушений.
Однако реальные меры по устранению нарушений приняты не были со ссылкой на отсутствие финансирования на указанные цели.
Таким образом, отсутствие в школе достаточного материально- технического оснащения может привести к недостаточной подготовке несовершеннолетних граждан мужского пола по основам военной службы, препятствует реализации в дальнейшем гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Кроме того, указанное нарушение не позволяет реализовать предусмотренную законом обязанность образовательных учреждений обеспечить исполнение гражданами Российской Федерации воинской обязанности, что может негативно отразиться на системе мер по подготовке к защите государства.
Основной причиной сложившейся ситуации является недостаточное финансирование администрацией городского округа «<адрес>» (учредитель), направленное на устранение вышеназванных нарушений.
Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является одним из способов защиты гражданских прав.
Конкретизировать круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время, невозможно, так как количество учащихся постоянно изменчиво.
На основании изложенного, просил суд обязать МКОУ «СОШ №» <адрес> полностью укомплектовать материально-техническую базу для получения знаний по основам военной службы и военно-патриотического воспитания согласно установленных рекомендаций; признать незаконным бездействие администрации городского округа «<адрес>», выразившееся в необеспечении достаточного финансирования для реализации вышеуказанных нужд МКОУ «СОШ №» <адрес>, обязать администрацию городского округа «<адрес>» профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о воинской обязанности в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Республики Дагестан.
Представитель истца, помощник прокурора <адрес> Караева С.А. исковые требования поддержала и просила удовлетворить по изложенным в нем обстоятельствам.
Представитель ответчика, заместитель директора по УВР МКОУ «СОШ №» <адрес> Багомедова А.К., представившая суду приказ №-К от 01.09.2014г. «О переводе», исковые требования не признала, возражали против его удовлетворения.
Представители ответчика, Администрации Городского Округа «<адрес>» - Гаджикурбанов А.Г., Рабаданов Р.Ж. исковые требования не признали.
Представители третьего лица – Собрание депутатов ГО «<адрес>» и Министерства образования и науки РД, будучи неоднократно извещены о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направило, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствии не заявляло, в связи, с чем в соответствии с ч.4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствии.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Приказом Минобразования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" в числе прочего утвержден стандарт среднего (полного) образования по основам безопасности жизнедеятельности.
Согласно пункту 9.5 Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ N 413, требования к предметным результатам освоения базового курса "Основы безопасности жизнедеятельности" должны отражать, в том числе: знание основ обороны государства и воинской службы; законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка; знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе.
В силу абзаца 9 пункта 23 Стандарта финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного основного общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных (частных) образовательных учреждениях и организациях на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающегося основной образовательной программы в пределах Стандарта.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения в суд послужили результаты проверки исполнения законодательства о воинской обязанности в образовательных учреждениях города, соблюдения учреждениями образования, подведомственными Администрации ГО «<адрес>» законодательства об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в МКОУ «СОШ №» <адрес>, выявившие отсутствие предметного кабинета с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тир).
Судом установлено, что учредителем МКОУ «СОШ №» <адрес> является муниципальное образование <адрес>, от имени которого функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация городского округа «<адрес>».
Как следует из материалов дела, МКОУ «СОШ №» <адрес> действует на основании Устава, согласно которому школа является юридическим лицом, имеющей самостоятельные сметы, образовательная деятельность которого финансируется органом местного самоуправления за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Право ведения финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса у школы возникает с момента выдачи ей лицензии.
МКОУ «СОШ №» <адрес> имеет свидетельство о государственной аккредитации общеобразовательного учреждения на осуществление общеобразовательных программ «начальное общее образование», «основное общее образование», «среднее (полное) общее образование», на основании бессрочной лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Министром образования и науки Республики Дагестан.
В МКОУ «СОШ №» <адрес> отдельный предметный кабинет по начальной военной подготовке отсутствует, предмет по указанной дисциплине не ведется.
Содержание начального, основного и среднего (полного) образования в школе определяется федеральными и региональными компонентами государственного стандарта образования, учебными программами, рекомендованными Министерством образования и науки РФ.
В силу ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.
В соответствии с положениями статьи 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 «Об образовании», в образовательных учреждениях среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ N 96 и Минобразования РФ N 134 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» предусмотрено, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях среднего общего образования, в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
Также данная Инструкция предусматривает создание в учебных заведениях учебно-материальной базы в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и ее совершенствование (п.п. 14, 15), что учебно-материальная база должна включать в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Согласно п. 9 Инструкции органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования: организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; принимают участие в проведении конкурса среди субъектов Российской Федерации на лучшую подготовку граждан к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу.
Исходя из анализа приведенного законодательства и совокупности исследованных доказательств, следует вывод о том, что МКОУ «СОШ №» <адрес> в процессе своей деятельности не в полной мере реализует требования государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования в области обучения допризывной молодежи основам военной службы, получения начальных знаний об обороне государства, воинской обязанности, приобретения навыков в области гражданской обороны, не созданы необходимые для обучения в сфере военно-патриотического воспитания условия, не в полном объеме преподается учебный модуль «Основы военной подготовки» для освоения в указанном учебном заведении обязательного минимума образования.
Доводы представителя ответчика Гаджикурбанова А.Г. о том, что администрация является органом местного самоуправления, которая сама финансируется из бюджета ГО «<адрес>», а также на в отсутствие финансирования, которые заложены на данные мероприятия, суд считает необоснованными, поскольку МКОУ «СОШ №» <адрес> является казенным учреждением - самостоятельным юридическим лицом, действующим на основании Устава, согласно которому школа имеет, расчетные и другие счета в органах казначейства, самостоятельные сметы, где органом местного самоуправления на основании бюджетной сметы установлены нормативы финансового обеспечения ее образовательной деятельности, имеет право ведения финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса. Также может осуществлять деятельность, приносящую доходы в соответствии со своими учредительными документами.
Таким образом, согласно действующему законодательству образовательные организации должны быть обеспечены учебно-материальной базой, используемой для получения учащимися начальных знаний в области обороны и для освоения школьниками основ военной службы.
Вместе с тем, проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства в МКОУ «СОШ №» <адрес> спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) отсутствует.
Отсутствие спортивного городка с элементами полосы препятствий, стрелкового тира или места для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) может привести к недостаточной подготовке учащихся мужского пола по основам военной службы в образовательных организациях и недостаточному освоению образовательной программы ими. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:Иск заместителя прокурора <адрес> РД Акимова Ф.З - удовлетворить.
Обязать МКОУ «СОШ №» <адрес> полностью укомплектовать материально-техническую базу для получения знаний по основам военной службы и военно-патриотического воспитания согласно, установленных рекомендаций.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа «<адрес>», выразившееся в необеспечении достаточного финансирования для реализации вышеуказанных нужд МКОУ «СОШ №» <адрес>.
Обязать администрацию городского округа «<адрес>» профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о воинской обязанности в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Республики Дагестан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.
Судья М.М. Ахмедханов
Мотивированное решение
составлено ДД.ММ.ГГГГ