Дело № 2-76/2023
(УИД-26RS0021-01-2022-000724-43)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27.02.2023 г. г. Лермонтов
Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Курдубанова Ю.В.
при секретаре Боярской К.Е.
с участием:
истца - Бакановой С.В., действующей в интересах малолетнего ребёнка ФИО3,
представителя истца Бакановой С.В. – Кузнецовой Е.И. по доверенности от 06.02.2023 г.,
представителя ответчика Администрации г. Лермонтова - Тимченко В.П. по доверенности от 09.01.2023 г.
помощника прокурора г. Лермонтова Романцовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бакановой Светланы Владимировны, действующей в интересах малолетнего ребёнка ФИО3, к Администрации г. Лермонтова о возмещении материального вреда, причиненного здоровью ребёнка, и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Баканова С.В., в интересах несовершеннолетнего сына ФИО3, обратилась в суд с иском к Администрации г. Лермонтова, и, уточнив исковые требования, просит взыскать с Администрации г. Лермонтова 50 000 руб. в счет возмещения материального вреда, причиненного здоровью малолетнего ребёнка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и 300 000 руб. в счет компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец сослалась на то, что 20.09.2022 г. её сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, укусила бродячая собака за верхнее и нижнее веко правого глаза во дворе дома по адресу: г. Лермонтов, ул. Волкова, д. 33. По данному факту они обратились в скорую помощь КБ №101 г. Лермонтова, что подтверждается справкой КБ № 101. Так как специалист челюстно-лицевой хирургии отсутствует в г. Лермонтове, им была предложена помощь в доставке в городскую больницу г. Пятигорска. В Пятигорской городской больнице им дали направление в «Краевую детскую клиническую больницу», где ФИО10 находился на оперативном лечении в отделении микрохирургии глаза с 21.09.2022 г. по 29.09.2022 г. с диагнозом <данные изъяты>. Учитывая, что ребенок состоит на учёте у аллерголога с диагнозом «<данные изъяты>», и ему проводится общая антибактериальная терапия, антирабическая вакцинация по жизненно важным показаниям, решено проводить под прикрытием антигистаминных и системных стероидов. 21.09.2022 г. она с сыном самостоятельно, на своём автомобиле, прибыли в Краевую детскую клиническую больницу г. Ставрополе, где ребёнку в экстренном порядке было проведено оперативное лечение, а именно <данные изъяты>. 28.09.2022 г. сыну удалены кожные швы нижнего века и лобной области. После выписки из Краевой детской больницы, они с сыном, с 04.10.2022 г. по 08.10.2022 г., находились на лечении в хирургическом отделении клинической больницы №101 г. Лермонтова. Мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают: благоустройство населенных пунктов; регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства; соблюдение правил содержания и выгула домашних животных и их иммунизация против бешенства; санитарно-просветительную работу с населением. В целях профилактики заражения домашних животных, безнадзорных животных в населенных пунктах, случаев заболеваний среди людей также проводятся мероприятия по иммунизации против бешенства. Согласно п. 9.5 Правил регулирования численности безнадзорных животных проводится путём их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Вред ребёнку истца причинен в результате непринятия Администрацией г. Лермонтова мер, обеспечивающих безопасность на территории города и санитарно-противоэпидемиологических мер в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Бездействие ответчика по неисполнению обязанностей по отлову и содержанию безнадзорных животных привело к нападению бездомной собаки и укусам сына. Ответчиком не ведется журнал поступающих заявок на отлов безнадзорных животных, отлов животных не производится, не заключен контракт в данной сфере. При указанных обстоятельствах усматривается наличие вины Администрации г. Лермонтова, выразившейся в бездействии по отлову и содержанию безнадзорных животных, повлекшее причинение вреда здоровью сыну. При указанных обстоятельствах, считает необходимым взыскать с ответчика расходы на возмещение материального вреда, причиненного здоровью малолетнего ребёнка, связанные с приобретением для него лекарственных препаратов, бензина для поездок на автомобиле к сыну в больницу, мобильного телефона для сына и компенсацию морального вреда, в связи с чем, истец обратилась в суд.
Истец Баканова С.В., действующая в интересах малолетнего ребёнка ФИО3, и её представитель по доверенности Кузнецова Е.И. в судебном заседании просили удовлетворить уточненные исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Полномочный представитель ответчика Администрации г. Лермонтова по доверенности Тимченко В.П. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, представив письменные возражения, в которых сослалась на то, что решение вопросов, касающихся установления порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, а также осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (п. п. 143, 144 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 г. № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".В свою очередь, органы местного самоуправления городского, сельского поселения, а также муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на соответствующей территории (п. 14 ч. 1 ст. 14.1, п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с п. 7 ст. 18 Закона об ответственном обращении с животными порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством РФ. Федеральным законодательством не предусмотрены ограничения для каких-либо субъектов в сфере деятельности по отлову безнадзорных животных. Следовательно, указанную деятельность вправе осуществлять как созданные органами государственной власти субъектов РФ в рамках соответствующих полномочий юридические лица, так и субъекты предпринимательства на основании заключаемых с соответствующими органами власти контрактов (ст. 54 Закона о местном самоуправлении, п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). В январе 2022 г. прокурором г. Лермонтова было подано в суд административное исковое заявление к Администрации г. Лермонтова о признании незаконным бездействия Администрации г. Лермонтова, выразившееся в непринятии мер по организации и отлову безнадзорных собак на территории г. Лермонтова; об обязании Администрации г. Лермонтова принять меры по организации и отлову безнадзорных собак на территории г. Лермонтова, в виде проведения на сайте «Zakupki.gov.ru», электронного аукциона на оказание услуг по отлову, транспортировке, содержанию и учету, стерилизации (или кастрации) безнадзорных животных, обитающих на территории города Лермонтова, об обязании Администрации г. Лермонтова провести работы по строительству муниципального приюта для животных на территории г. Лермонтова. По итогу рассмотрения дела 07.04.2022 г. принято решение, в котором административное исковое заявление удовлетворено, на Администрацию г. Лермонтова возложена обязанность принять меры по организации и отлову безнадзорных собак на территории г. Лермонтова, в виде проведения процедур по определению исполнителя на оказание услуг по отлову, транспортировке, содержанию и учету, стерилизации (или кастрации) безнадзорных животных, обитающих на территории города Лермонтова, посредством размещения закупки в электронной торговой системе «ОТС-market» или Единой информационной системе в сфере закупок «Zakupki.gov.ru», путем ежеквартального размещения заявок до момента заключения контракта. В 2022 г. ежеквартально Администрацией г. Лермонтова в электронной торговой системе «ОТС-Мarket» были размещены заявки на оказание услуг по отлову, транспортировке, содержанию и учету, стерилизации (или кастрации) безнадзорных животных, обитающих на территории г. Лермонтова. Закупки признаны не состоявшимися, по причине отсутствия заявок на участие. В августе 2022 г. в Единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru) был размещен электронный аукцион на оказание услуг по отлову, транспортировке, содержанию и учету, стерилизации (или кастрации) безнадзорных животных, обитающих на территории г. Лермонтова. По результатам проведения электронного аукциона Администрацией г. Лермонтова 22.08.2022 г. был заключен муниципальный контракт № 0321300084122000011 на оказание услуг по отлову, транспортировке, содержанию и учету, стерилизации (или кастрации) безнадзорных животных, обитающих на территории г. Лермонтова с ИП Тетерятниковым А.В. Согласно данному муниципальному контракту услуги по отлову, транспортировке, содержанию и учету, стерилизации (или кастрации) безнадзорных животных, обитающих на территории г. Лермонтова, были выполнены 14.10.2022 г. На основании технического задания муниципального контракта было отловлено 26 голов собак. Отлов безнадзорных животных включает в себя: отлов животных без владельцев; транспортировка животного без владельца в приют; первичный осмотр и оценка специалистом в области ветеринарии состояния животного без владельца; содержание на карантине, обслуживание и учет животного без владельца (десять суток); вакцинация животного без владельца; стерилизация (кастрация) животного без владельца с послеоперационным уходом; мечение животного без владельца путем установки ушной клипсы; медикаментозная эвтаназия животного без владельца по заключению специалиста в области ветеринарии в случае наличия оснований; утилизация и уничтожение биологических отходов, включая трупы павших животных; транспортировка животного без владельца на прежние места обитания. Услуги были оказаны в объеме, предусмотренном условиями муниципального контракта. Следовательно, действия Администрации г. Лермонтова по поиску и определению согласно законодательству о контрактной системе подрядчика вышеуказанных услуг и являются надлежащим исполнением переданных государственных полномочий. Согласно ч. 5 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ, Законом Ставропольского края от 07.12.2021 г. № 119-кз «О бюджете Ставропольского края на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг.» субсидии на 2023 г. для муниципального образования г. Лермонтова составляют 2 единицы безнадзорного животного, сумма субвенций составляет 12 766,34 руб. Администрацией г. Лермонтова в адрес министерства финансов Ставропольского края и управления ветеринарии Ставропольского края были направлены письма о возможности увеличения прогнозного значения отлова безнадзорных животных до 100 единиц на 2023 г. В силу ч. 3 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах, выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Использование иных денежных средств, не предусмотренных бюджетом администрации города Лермонтова на вышеуказанные цели не допустимо. Таким образом, федеральное законодательство ограничивает государственные полномочия по обращению с животными без владельцев перечисленными выше мероприятиями. В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Согласно п. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения ущерба, его размер, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Для наступления ответственности, предусмотренной ст. 1064 ГК РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, размер ущерба, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Согласно п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I ч. 1 ГК РФ» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Из изложенного следует, что: деятельность администрации г. Лермонтова по обращению с животными без владельцев осуществляется исключительно в порядке, установленном органами государственной власти субъекта РФ, передавшего полномочия, и в пределах переданных на эти цели субвенций; деятельность Администрации г. Лермонтова по обращению с животными без владельцев согласно федеральным и региональным нормативно правовым актам не предполагает осуществление обязанностей собственника по отношению к животным без владельцев, включая контроль за поведением животных без владельцев, а сводится к заключению контрактов на отлов, стерилизацию, вакцинацию, лечение и возврат на прежнее место обитания тех животных без владельцев, в отношении которых от физических и юридических лиц поступили обращения. Соблюдение Администрацией г. Лермонтова принятых нормативно- правовых актов, таким образом, означает надлежащее выполнение переданных государственных полномочий; Администрация г. Лермонтова не может нести ответственность в случае ненадлежащего выполнения гражданами и юридическими лицами обязанности по сообщению о нахождении животных без владельцев, не имеющих не снимаемых и несмываемых меток, на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц. Согласно постановлению пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. за №10 (в редакции 06.02.2007 г. № 6) «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда». Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина. Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями – страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции). На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд в соответствии со ст. 1101 ГК РФ принимает во внимание характер причиненных потерпевшему страданий с учетом фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред, степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, требования разумности и справедливости. Истцом не однократно в уточненном исковом заявлении указывается, что факт причинения ребенку морального вреда предполагается, но доказательств причинения морального вреда не предоставлено. Истица не предоставила документы, указывающие на невозможность ребенка участвовать в спортивных и иных мероприятиях, реабилитации и восстановлении здоровья, в следствии понесенного морального вреда. Нравственные страдания не указываются как моральный вред, так как нравственные страдания не могут быть связаны с потерей имущества и прочими материальными благами. Из уточненного искового заявления истицы не усматривается на основании каких норм действующего законодательства, обстоятельствах, фактах, иных данных администрация города Лермонтова является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб. Также отсутствуют какие-либо доказательства, обосновывающие заявленный размер компенсации морального вреда.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора г. Лермонтова Романцовой Т.С., полагавшей, что иск подлежит удовлетворению, считает, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как видно из дела, 20.09.2022 г., примерно в 19 час., во дворе жилого <адрес> на ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, напала безнадзорная собака и укусила в нижнее и верхнее веко правого глаза. В тот же день, 20.09.2022 г., в 19 час. 30 мин., ФИО3 был доставлен в Клиническую больницу № 101 ФФГБУ СКФНЦ ФМБА России г. Лермонтова, где ему была оказана первая медицинская помощь. После чего, в период с 21.09.2022 г. по 29.09.2022 г., Кулага Л.В. находился на лечении в отделении микрохирургии глаза ГБУЗ СК «Краевая детская клиническая больница» г. Ставрополя, где ему был проведен курс лечения и операции: <данные изъяты> (л.д. 12-13, 14, 15).
Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами.
Согласно ст. 1 Закона СК от 06.10.2015 г. №90-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в СК отдельными государственными полномочиями СК по организации на территории СК мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ставропольском крае наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими в организации на территории СК мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, предусмотренных ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
В силу п. 6 ст. 3 названного Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.
В соответствии с п. 1 ст. 7 названного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством РФ методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством РФ методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утвержденными Правительством РФ методическими указаниями; утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными; иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.
Согласно ч.3 ст. 7 данного Закона органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 17 того же Закона деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев; предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
В соответствии с пп. 49 п. 2 ст. 26.3 названного Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится организация проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению РФ.
Решением Лермонтовского городского суда от 07.04.2022 г., вступившим в законную силу 12.05.2022 г., по иску прокурора г.Лермонтова, поданному в интересах неопределённого круга лиц – жителей г.Лермонтова, признано незаконным бездействие Администрации г.Лермонтова, выразившееся в непринятии мер по организации и отлову безнадзорных собак на территории г.Лермонтова. На Администрацию г.Лермонтова возложена обязанность принять меры по организации и отлову безнадзорных собак на территории г.Лермонтова, в виде проведения процедур по определению исполнителя на оказание услуг по отлову, транспортировке, содержанию и учету, стерилизации (или кастрации) безнадзорных животных, обитающих на территории г.Лермонтова, посредством размещения закупки в электронной торговой системе «ОТС-market» или Единой информационной системе в сфере закупок «Zakupki.gov.ru», путем ежеквартального размещения заявок до момента заключения контракта.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В связи с чем, доводы возражений представителя ответчика Администрации г. Лермонтова со ссылкой на то, что из искового заявления не усматривается на основании каких норм действующего законодательства, обстоятельствах, фактах, иных данных Администрация г. Лермонтова является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник причинённый вред, не могут быть приняты во внимание, поскольку факт нападения и укуса несовершеннолетнего ФИО3 бродячей собакой на территории г.Лермонтова достоверно подтверждается информацией, представленной КБ №101 ФФГБУ СКФНКЦ ФМБА России в г. Лермонтове, так как из сигнального листа №809 следует, что 20.09.2022 г. Кулага Л.В., 05.10.2015 года рождения, с матерью обратился за медицинской помощью в связи с укушенной рваной раной правого нижнего и верхнего века бродячей собакой на территории двора по ул. Волкова, 33-5 г.Лермонтова (л.д.15).
Поэтому доводы стороны истца о причинении несовершеннолетнему ФИО3 бродячей собакой рваной раны нижнего и верхнего века правого глаза в связи с ненадлежащим исполнением Администрацией г. Лермонтова своих обязанностей по организации отлова, стерилизации, вакцинации и содержанию собак в приютах на территории г.Лермонтова, являются обоснованными.
Доводы возражений представителя ответчика Администрации г. Лермонтова со ссылкой на отсутствие дополнительного финансирования Администрации г. Лермонтова из бюджета Ставропольского края для выполнения обязанностей по организации отлова, стерилизации, вакцинации и содержанию собак в приютах на территории г.Лермонтова также не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное обстоятельство само по себе не освобождает ответчика от исполнения возложенных законом обязанностей.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из разъяснений в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I ч. первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
По смыслу п. 1 ст. 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом
Из представленных суду стороной истца товарных чеков подтверждается сумма расходов на приобретение в аптеках лекарственных препаратов на сумму 9 215 руб. 97 коп.
При этом, в подтверждение размера уточнённых исковых требований о возмещении материального вреда, причинённого здоровью ребёнка, в сумме 50 000 руб. стороной истца в судебном заседании представлен подтверждённый документально письменный расчёт затрат на общую сумму 39 855 руб. 85 коп.
Однако суд считает, что учтённые в данном расчёте расходы на приобретение бензина, мобильного телефона, на оказание платных медицинских услуг именно Бакановой С.В., а не её ребёнку, не подлежат возмещению, поскольку стороной истца не представлено достоверных доказательств того, что данные расходы связаны с восстановлением здоровья ребёнка.
Поэтому уточнённые исковые требования о возмещении материального вреда, причинённого здоровью ребёнка, подлежат удовлетворению в документально подтверждённом размере 9 215 руб. 97 коп.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствие с п.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Согласно разъяснений в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Исковые требования Бакановой С.В. о взыскании с Администрации г.Лермонтова компенсации морального вреда в размере 300 000 руб. подлежат удовлетворению частично потому, что доказательств соразмерности заявленной суммы компенсации морального вреда характеру физических и нравственных страданий несовершеннолетнего ФИО3 суду не представлено и в судебном заседании не установлено.
Учитывая степень и характер нравственных страданий несовершеннолетнего ФИО3 в связи с укусом бродячей собаки, суд полагает возможным взыскать с Администрации г.Лермонтова в пользу законного представителя несовершеннолетнего ФИО3 – ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., исходя из принципа разумности и справедливости, с учетом установленных обстоятельств дела.
Поэтому уточнённые исковые требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению. При этом, в остальной части исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 250 000 руб. надлежит отказать, так как требуемый истцом размер компенсации морального вреда чрезмерно завышен и необоснован соответствующими доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Бакановой С.В., действующей в интересах малолетнего ребёнка ФИО3, к Администрации г. Лермонтова о взыскании материального вреда, причиненного здоровью ребёнка, и компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации г. Лермонтова, ИНН 2629001066, ОГРН 1022603425272, КПП 262901001, ОКПО 04021571 в пользу Бакановой Светланы Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по Ставропольскому краю в г. Лермонтове: 9 215 руб. 97 коп.в счет возмещения материального вреда, причиненного здоровью малолетнего ребёнка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и 50 000 руб. в счет компенсации морального вреда, а всего взыскать – 59 215 руб. 97 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований Бакановой С.В., действующей в интересах малолетнего ребёнка ФИО3, к Администрации г. Лермонтова о взыскании материального вреда, причиненного здоровью ребёнка, в размере 40 784 руб. 03 коп. и компенсации морального вреда в размере 250 000 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Лермонтовский городской суд.
Председательствующий судья Ю.В. Курдубанов