УИД № 92RS0002-01-2023-003784-33
Дело № 2-3788/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2023 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Лактионовой Ю.О.,
при секретаре судебного заседания – Подфигурной В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Департамента здравоохранения города Севастополя к ФИО1, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ГБУЗС «Городская больница №1 им. Н.И. Пирогова», о взыскании неустойки,
установил:
Департамент здравоохранения города Севастополя (далее – Департамент) обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просит взыскать с ФИО1 в свою пользу неустойку в размере 10 683,88 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен договор о предоставлении медицинскому работнику ФИО1 единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. В свою очередь ФИО1 обязалась отработать не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников. В случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока ответчик обязалась возвратить часть единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному периоду в течение 30 рабочих дней со дня прекращения трудового договора. Условия договора об осуществлении трудовой деятельности в течение пяти лет ФИО1 не исполнила, денежные средства пропорционально неотработанному времени не возвратила, что послужило поводом для обращения истца в суд с исковым заявлением о взыскании части единовременной компенсационной выплаты в сумме 74 193,60 руб. и неустойки, начисленной на указанную сумму в размере, предусмотренном договором.
В ходе судебного разбирательства ФИО1 исполнены требования Департамента о возврате компенсационной выплаты в сумме 74 193,60 руб., в связи с чем истцом уточнены исковые требования, заявлено о взыскании неустойки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 683,88 руб.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Представителем истца подано заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал.
При таких обстоятельствах, суд на основании статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен поданному делу, приходит к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова» и ФИО1 заключен трудовой договор №, согласно которому ФИО1 принята на работу в терапевтическое отделение №1 поликлиники № 2 на должность врача-терапевта-участкового (п.п. 1.1, 1.2 Договора), работа по настоящему договору является основной, трудовой договор заключен бессрочно, дата начала работы – ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом ГБУЗС «Городская больница № 1 имени Н.И. Пирогова» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на работу в Терапевтическое отделение №1 Поликлиники № 2 на должность врача-терапевта-участкового с ДД.ММ.ГГГГ, основанное место работы, полная занятость.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом здравоохранения города Севастополя (Департамент), ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова» (Учреждение) и медицинским работником – врачом-терапевтом-участковым Терапевтического отделения № 1 Поликлиники № 2 ФИО1 заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику №, согласно которому, работнику предоставляется единовременная компенсационная выплата в соответствии с Порядком предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные Департаменту, за счет средств бюджета города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 20.05.2016 № 474-ПП.
Единовременная компенсационная выплата может быть направлена Работником на приобретение земельного участка, строительство и покупку объекта недвижимости на свое имя, в том числе на первоначальный взнос по ипотечному договору, а также на оплату расходов по переезду работника и семьи, и оплату аренды помещений.
Согласно п. 2.1 договора, Департамент обязуется в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня заключения настоящего договора предоставить Учреждению, в котором по трудовому договору трудоустроен работник, средства для осуществления единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 (один миллион) руб., за счет средств бюджета города Севастополя, поступивших в Департамент.
Учреждение обязуется в течение 7 (семи) рабочих дней направить полученные от Департамента средства работнику путем перечисления средств на банковский счет работника, указанный в договоре (п. 2.2 договора).
Согласно п. 2.3.1 договора, работник обязуется отработать не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным Работником с Учреждением.
В исчисление пятилетнего срока работы работника в медицинской организации не включаются периоды нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 2.3.3 договора, в случае прекращения трудового договора с Учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить на лицевой счет Департамента часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному работником периоду, в течение 30 рабочих дней со дня прекращения трудового договора.
Согласно п. 3.4 договора, в случае прекращения трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного работником с учреждением, по инициативе работника, он обязан, не позднее 30 рабочих дней с момента прекращения трудового договора, возвратить Департаменту часть единовременной компенсационной выплаты пропорционально отработанному Работником периоду. При нарушении срока возврата выплаты работником уплачивается неустойка в размере 0,1% за каждый день просрочки от суммы оставшейся задолженности до полного ее погашения.
Работник несет ответственность за неисполнение обязанностей, предусмотренных настоящим договором, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3.5 договора).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств по настоящему договору Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3.6 договора).
Факт перечисления ФИО1 компенсационной выплаты в размере 1000000 руб. подтверждается платежным поручением №т№ от ДД.ММ.ГГГГ и не оспорено ответчиком.
ДД.ММ.ГГГГ стороны заключили дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к вышеназванному трудовому договору, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переводится в Центр управления сердечно-сосудистыми рисками на должность заведующей центром управления сердечно-сосудистыми рисками-врач-кардиолог.
Приказом ГБУЗС «Городская больница № 1 имени Н.И. Пирогова» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведена из Терапевтического отделения № 3 Поликлиники № 2 на работу в Центр управления сердечно-сосудистыми рисками на должность заведующим центром управления сердечно-сосудистыми рисками-врач-кардиолог с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ № о возврате компенсационной выплаты в размере пропорционально неотработанному времени в терапевтическом отделении поликлиники № 2 в размере 74 193,60 руб.
В добровольном порядке требования Департамента в установленный договором срок ответчиком исполнены не были, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском о взыскании единовременной компенсационной выплаты и неустойки.
В период судебного разбирательства ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ возвращена Департаменту часть предоставленной ей единовременной компенсационной выплаты в размере 74 193,60 руб., в связи с чем истцом уточнены исковые требования, заявлено о взыскании неустойки, установленной пунктом 3.4 указанного договора в размере 0,1% за каждый день просрочки от суммы задолженности 74 193,60 руб. и начисленной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 683,88 руб.
Разрешая уточненные исковые требования, суд исходит из следующего.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 1868-О, от 27 октября 2015 года № 2483-О). Эта выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулирования их переезда на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640. Названные Правила являются приложением № 5 к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников посредством принятия нормативного правового акта, предусматривающего возможность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения.
Постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года № 474-ПП утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные Департаменту, за счет средств бюджета города Севастополя. Настоящий порядок предоставления единовременных выплат медицинским работникам разработан в целях реализации подпрограммы 7 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения на 2015-2020 года» Государственной программы «Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 25 мая 2015 года № 434-ПП, в связи с необходимостью привлечения медицинских работников на работу в медицинские организации государственной системы здравоохранения города Севастополя из других субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов на осуществление компенсационных выплат осуществляется за счет средств бюджета города Севастополя в переделах средств, предусмотренных в бюджете города Севастополя на указанные цели в текущем финансовом году, главным распорядителем бюджетных средств является Департамент здравоохранения города Севастополя (пункты 2, 3 Порядка).
Постановлением Правительства Севастополя от 25 мая 2015 года № 434-ПП утверждена Государственная программа «Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015-2020 годы», в состав которой включена подпрограмма № 7 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения на 2015-2020 годы». Задачей указанной подпрограммы является снижение дефицита специалистов с высшим и средним медицинским образованием, в том числе путем привлечения специалистов в медицинские организации, подведомственные Департаменту здравоохранения города Севастополя из других субъектов Российской Федерации.
Подпрограммой № 7 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения на 2015-2020 годы» Государственной программы «Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015-2020 годы» предусмотрены меры социальной поддержки медицинских работников. В целях улучшения кадровой ситуации в городе Севастополе по укомплектованию медицинскими работниками учреждений здравоохранения подпрограммой предусмотрена в качестве меры социальной поддержки единовременная выплата медицинским работникам, прибывшим на работу в медицинские организации государственной системы здравоохранения города Севастополя из других субъектов Российской Федерации.
Выплата, предусмотренная названной подпрограммой, в размере 1 000 000 рублей для врача производится на основании заключенного между Департаментом здравоохранения города Севастополя, медицинским учреждением и медицинским работником трехстороннего договора. Единовременная компенсационная выплата может быть направлена на приобретение и (или) строительство жилого помещения, на приобретение земельного участка, а также на оплату расходов на обустройство на новом месте жительства.
Медицинский работник, получивший выплату, обязан отработать не менее пяти лет по основному месту работы. В случае прекращения медицинским работником трудового договора с медицинской организацией до истечения пятилетнего срока с даты заключения трудового договора часть единовременной компенсационной выплаты возвращается медицинским работником в бюджет города Севастополя в течение 30 рабочих дней со дня расторжения трудового договора. Размер средств, подлежащих возврату, рассчитывается пропорционально отработанному медицинским работником времени с даты заключения трудового договора до даты прекращения трудового договора (пункт 15 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года № 474-ПП, действующего в редакции на день заключения НЮВ трехстороннего договора о предоставлении компенсационной выплаты).
В случае несвоевременного возврата средств единовременной выплаты согласно пункту 15 настоящего Порядка и договору о предоставлении единовременной выплаты, медицинскому работнику начисляется неустойка за пользование бюджетными денежными средствам в размере 0,1% за каждый день просрочки от суммы оставшейся задолженности до полного ее погашения (пункт 16 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года № 474-ПП, действующего в редакции на день заключения НЮВ трехстороннего договора о предоставлении компенсационной выплаты).
Аналогичные положения содержатся в пунктах 19 - 24 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные Департаменту, за счет средств бюджета города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 13 декабря 2021 года № 634-ПП. Указанным постановлением признано утратившим силу Постановление Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года № 474-ПП.
Постановлением Правительства Севастополя от 18 января 2017 года № 13-ПП признано утратившим силу постановление Правительства Севастополя от 25 мая 2015 года № 434-ПП, которым утверждена Государственная программа «Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015-2020 годы».
Постановлением Правительства Севастополя от 23 ноября 2016 года № 1115-ПП утверждена Государственная программа «Развитие здравоохранения в городе Севастополе на 2017-2020 годы», в состав которой также включена подпрограмма № 7 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения». Задачей указанной подпрограммы также является снижение дефицита специалистов с высшим и средним медицинским образованием, в том числе путем привлечения специалистов в медицинские организации, подведомственные Департаменту здравоохранения города Севастополя из других субъектов Российской Федерации. Подпрограммой также предусмотрена в качестве меры социальной поддержки единовременная выплата медицинским работникам, прибывшим на работу в медицинские организации государственной системы здравоохранения города Севастополя их других субъектов Российской Федерации. Порядок и условия предоставления выплаты в рамках реализации подпрограммы до 13 декабря 2021 года регулировался постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года № 474-ПП.
Из системного толкования приведенных норм, принятых Правительством Севастополя, следует, что спорная выплата является мерой дополнительного стимулирования и социальной поддержки медицинских работников, переехавших из других субъектов Российской Федерации и трудоустроенных на работу в медицинские организации, подведомственные Департаменту.
Правительством Севастополя как уполномоченным органом субъекта Российской Федерации установлена дополнительная мера социальной поддержки медицинских работников, прибывших на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные Департаменту здравоохранения города Севастополя, которая выплачивается исключительно за счет средств бюджета города Севастополя
Пунктом 16 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные Департаменту, за счет средств бюджета города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года № 474-ПП, действующего в редакции на день заключения ФИО1 трехстороннего договора о предоставлении компенсационной выплаты, определено, что в случае несвоевременного возврата средств единовременной выплаты согласно пункту 15 настоящего Порядка и договору о предоставлении единовременной выплаты, медицинскому работнику начисляется неустойка за пользование бюджетными денежными средствам в размере 0,1% за каждый день просрочки от суммы оставшейся задолженности до полного ее погашения. Аналогичные положения содержаться в пункте 3.4 договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом здравоохранения города Севастополя, ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова» и ФИО1 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику.
Обращаясь в суд, Департамент здравоохранения города Севастополя, ссылаясь на Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные Департаменту, за счет средств бюджета города Севастополя, утвержденный постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года № 474-ПП, указывал, в том числе, что названным Порядком в случае несвоевременного возврата средств единовременной выплаты, предусмотрена обязанность медицинского работника выплатить неустойку за пользование бюджетными средствами в размере 0,1% за каждый день просрочки от суммы оставшейся задолженности до полного ее погашения, поскольку на основании указанного Порядка в пункт 3.4 договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО1, включены аналогичные условия.
Между тем, привлечение к ответственности за неисполнение обязательств в виде уплаты неустойки зависит от того, являются ли спорные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание в законодательстве Российской Федерации о возможности их применения к спорным отношениям.
Положения Порядка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года № 474-ПП, а также условия договора № от ДД.ММ.ГГГГ не регулируют обязательства гражданско-правового характера. В данном случае спорные отношения являются трудовыми, связаны с реализацией гражданином права на получение мер социальной поддержки, как об этом указано в подпрограмме № 7 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения», в связи с прибытием ФИО1 на работу из другого субъекта Российской Федерации в медицинское учреждение, подведомственное Департаменту здравоохранения Севастополя.
Поскольку отношения по предоставлению ФИО1 меры социальной поддержки в виде единовременной компенсационной выплаты не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам в смысле, придаваемым гражданским законодательством, то взыскание судом с ФИО1 неустойки за пользование бюджетными денежными средствами (не возвращенной части единовременной компенсационной выплаты, предоставленной в связи с её прибытием на работу из другого субъекта Российской Федерации) на основании пункта 16 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 20 мая 2016 года № 474-ПП, пункта 3.4 договора № от ДД.ММ.ГГГГ, противоречит существу и правовой природе спорных правоотношений и произведенной выплаты, вопреки доводам истца.
Кроме того, суд полагает, что с ФИО1 не подлежат взысканию судебные расходы на оплату государственной пошлины.
В силу статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из указанного Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать указанному Кодексу.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Общие правила распределения судебных расходов между сторонами установлены в статьях 98 - 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе в статье 98 указанного Кодекса, предусматривающей, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Вместе с этим по смыслу статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации судебная процедура по делам, вытекающим из трудовых отношений, определяется законодателем.
Положения статьи 37 Конституции Российской Федерации, обуславливая свободу трудового договора, право работника и работодателя по соглашению решать вопросы, связанные с возникновением, изменением и прекращением трудовых отношений, предопределяют вместе с тем обязанность государства обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации, как социальном правовом государстве.
При этом законодатель учитывает не только экономическую (материальную), но и организационную зависимость работника от работодателя (в распоряжении которого находится основной массив доказательств по делу), в силу чего устанавливает процессуальные гарантии защиты трудовых прав работников при рассмотрении трудовых споров в суде, к числу которых относится и освобождение работника от судебных расходов (статья 393 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, согласно положениям статьи 393 Трудового кодекса Российской Федерации, при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
Исходя из положений указанной нормы, работник освобождается от всех судебных расходов независимо от результатов рассмотрения дела судом, в том числе в случае частичного или полного отказа в удовлетворении требований работника либо частичного или полного удовлетворения требований работодателя, что связано с необходимостью обеспечения надлежащей защиты прав работника, находящегося в организационной зависимости от работодателя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении № 1320-О-О от 13 октября 2009 года, правило об освобождении работника от судебных расходов при рассмотрении трудового спора направлено на обеспечение его права на судебную защиту с целью предоставления ему равного с работодателем доступа к правосудию и не противоречит принципу равенства, закрепленному в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, в целях предоставления дополнительных гарантий по обеспечению судебной защиты работниками своих трудовых прав, трудовое законодательство предусматривает освобождение работников от судебных расходов, что является исключением из общего правила, установленного частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку исковые требования основаны на предполагаемом нарушении ответчиком заключенного между сторонами договора, который вытекал из трудовых правоотношений, при этом при разрешении спора подлежат применению нормы трудового права, то ответчик пользуется особыми процессуальными льготами в части освобождения от уплаты судебных издержек, даже в том случае, когда решение состоялось в пользу другой стороны.
Таким образом, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования Департамента не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
решил:
исковое заявление Департамента здравоохранения города Севастополя к ФИО1, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ГБУЗС «Городская больница №1 им. Н.И. Пирогова», о взыскании неустойки, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме принято 26.12.2023.
Судья
Гагаринского районного суда
города Севастополя Ю.О. Лактионова