Дело № 2-1084/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2020 года г.Борзя
Борзинский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Дармаевой Б.Д., единолично
при секретаре судебного заседания Паниловой О.В.,
с участием помощника Борзинского межрайонного прокурора Ивановой А.О., действующей на основании прав по должности,
материального истца Котляровой В.В.,
представителя ответчика-главы администрации сельского поселения «Цаган-Олуйское» Хаустовой А.Н., действующей на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Борзинского межрайонного прокурора в интересах материального истца Котляровой В.В. к Администрации сельского поселения «Цаган-Олуйское» о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Заместитель Борзинского межрайонного прокурора Дудкина Ю.А. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой при разрешении обращения Котляровой В.В. по факту невыплаты надбавки к страховой пенсии по старости, проведена проверка в отношении администрации сельского поселения «Цаган-Олуйское», по результатам которой вскрыт факт нарушения прав муниципального служащего на пенсионное обеспечение.
Установлено, что Котлярова В.В.ранее работала в администрации сельского поселения «Цаган-Олуйское» и имеет право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, так как является лицом, замещавшим муниципальную должность на постоянной основе в органах местного самоуправления.
В настоящее время Котлярова В.В. получает ежемесячно пенсию по старост а также в соответствии с решением Совета сельского поселения «Цаган-Олуйское» от ДД.ММ.ГГГГ № ежемесячную доплату к страховой пенсии.
В ходе проверки администрацией сельского поселения представлен расчет задолженности по доплате к страховой пенсии. Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ перед Котляровой В.В. образовалась задолженность по доплате к пенсии по старости в размере <данные изъяты> рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Установленные нарушения свидетельствуют об умалении гарантированных законодателем прав Котляровой В.В. на социальную защиту, что является недопустимым. Обязанность выплаты доплаты к пенсии не может быть постановлена в зависимость от наличия денежных средств в соответствующем муниципальном бюджете.
Прокурор просит суд взыскать с администрации сельского поселения «Цаган-Олуйское» в пользу Котляровой В.В. задолженность по ежемесячной доплате к пенсии по старости в размере <данные изъяты> рублей за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник Борзинского межрайонного прокурора Иванова А.О., уточнив исковые требования, указала, что ответчиком частично произведена выплата задолженности по ежемесячной доплате к пенсии по старости, что подтверждается платежными поручениями. Остаток задолженности ответчика перед Котляровой В.В. составляет <данные изъяты> рублей. Просила взыскать указанную сумму с ответчика.
Материальный истец Котлярова В.В. исковые требования прокурора поддержала с учетом их уточнений.
Глава администрации сельского поселения «Цаган-Олуйское» Хаустова А.Н. с исковыми требованиями прокурора согласилась, просила суд принять во внимание, что частично задолженность перед материальным истцом погашена.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, представленные сторонами в ходе судебного разбирательства доказательства, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих урегулированы Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также названным Федеральным законом.
В силу п. 5 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
По правилу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего при этом осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшим в период до 01.01.2015, предусматривалось, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Норма аналогичного содержания приведена в ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Как следует из материалов гражданского дела, материальный истец Котлярова В.В. является получателем страховой пенсии по старости, ранее замещала должность муниципальной службы специалиста 1 разряда администрации сельского поселения «Цаган-Олуйское». Решением Совета сельского поселения «Цаган-Олуйское» № от ДД.ММ.ГГГГ Котляровой В.В. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по выслуге лет в размере <данные изъяты>% должностного оклада, стаж в органах исполнительной власти составляет <данные изъяты>.
При этом, назначение и выплата ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости на территории сельского поселения «Цаган-Олуйское» осуществляется на основании Положения о порядке и условиях назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, а также ее размере в сельском поселении «Цаган-Олуйское», утвержденного решением Совета сельского поселения «Цаган-Олуйское» от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту – Положение).
Согласно ст. 1 Положения право на доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) имеют лица, замещавшие муниципальные должности в сельском поселении «Цаган-Олуйское» на постоянной основе не менее двух сроков полномочий, либо одного срока полномочий, и имеющие стаж муниципальной службы не менее 10 лет, и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность.
Согласно ст. 8 Положения доплата к пенсии лицам, замешавших муниципальные должности, от четырех до восьми лет устанавливается в размере 45 процентов от среднемесячного денежного вознаграждения, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». За каждый полный год замещения должности муниципальной службы свыше 8 лет доплата к пенсии увеличивается на 3 процента от среднемесячного денежного вознаграждения. При этом размер доплаты к пенсии не может превышать 75% от среднемесячного денежного вознаграждения.
Из справки администрации сельского поселения «Цаган-Олуйское» следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность по ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости Котляровой В.В. составляет <данные изъяты> рублей.
Вместе с тем, из справки, представленной в суд стороной ответчика, кредиторская задолженность перед Котляровой В.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей вместе с ДД.ММ.ГГГГ. При этом из справки видно, что ДД.ММ.ГГГГ перечислены денежные средства частично за февраль, в полном объеме за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля в пользу материального истца.
Таким образом, с учетом частичной выплаты доплаты к страховой пенсии Котляровой В.В., задолженность администрации сельского поселения «Цаган-Олуйское» по данной выплате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей, следовательно, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.
В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
При этом, судом принято во внимание, что в силу положений ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В судебном заседании установлено, что назначение и прекращение доплаты к страховой пенсии осуществляется администрацией сельского поселения «Цаган-Олуйское», в связи с чем при составлении бюджетной заявки на очередной финансовый год ответчик должен предусматривать средства на выплату и перерасчет ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, имеющим право на получение данной доплаты, в частности, материальному истцу Котляровой В.В.
Лишение лиц, замещавших должности муниципальной службы сельского поселения «Цаган-Олуйское», права на получение назначенной им ежемесячной доплаты к страховой пенсии ввиду отсутствия у ответчика необходимых собственных денежных средств приводит к необоснованным различиям в реализации данного права лицами, проходившими муниципальную службу в другом муниципальном образовании (сельском поселении), и влечет за собой такую дифференциацию в правовом положении граждан, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 Конституции РФ и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Исходя из обстоятельств рассматриваемого дела, суд приходит к выводу, что обращение прокурора в суд с иском в интересах Котляровой В.В. обусловлено необходимостью восстановления нарушенных прав данного лица на получение социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством.
В связи с тем, что налоговым законодательством Российской Федерации прокурор и органы местного самоуправления, освобождены от уплаты судебных расходов, суд полагает необходимым судебные расходы отнести за счет федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░-░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░(░░░░░░░) ░░. ░░░░░░░░