ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 августа 2023 года по делу № 2-1020/2023
УИД 43RS0034-01-2023-000940-43
Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Дурсеневой Т. Е.,
при секретаре Бурмистровой Д.С.,
с участием представителя истца – прокурора Захарова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Слободском Кировской области гражданское дело по иску Слободского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к садоводческому некоммерческому товариществу «Ягодка» об обязании оборудовать площадку накопления твердых коммунальных отходов, заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Слободской межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу «Ягодка» (далее – СНТ «Ягодка»), указав в обоснование, что в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки установлено, что ответчиком не исполняются требования законодательства об охране окружающей среды. Площадки для сбора твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) СНТ «Ягодка» не оборудованы, а также им не обеспечен вывоз отходов ввиду отсутствия заключенного договора со специализированной организацией на вывоз мусора. Неисполнение ответчиком обязанности по оборудованию площадки для сбора ТКО и заключению соответствующего договора с оператором по обращению с ТКО нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного Слободской межрайонный прокурор просит суд обязать СНТ «Ягодка» оборудовать площадки для установки контейнеров в соответствии с пунктом 5.10 СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройки территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения) и в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить содержание, своевременную и качественную очистку и уборку закрепленной площадки накопления ТКО путем заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности, договора на вывоз твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании истец прокурор Захаров Р.А. на удовлетворении иска настаивал, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Представитель ответчика СНТ «Ягодка», извещенного о месте и времени судебного заседания в соответствии со статьями 113, 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) надлежащим образом, в суд не явился, уважительности причин своего отсутствия, а также письменных возражений по существу иска суду не представил, отложить рассмотрение дела не просил.
Представитель третьего лица АО «Куприт» по доверенности Зворыгина Н.В. в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя общества, указала, что СНТ «Ягодка» несет ответственность за создание и содержание места накопления ТКО, однако заявка на заключение договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО со стороны данного садоводческого товарищества в АО «Куприт» не поступала; исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Представитель третьего лица администрации Шиховского сельского поселения Слободского района Кировской области в судебное заседание не явился, глава сельского поселения Бушуев В.А. представил письменный отзыв, в котором указал, что заявления о согласовании создания места и площадки для накопления отходов от СНТ «Ягодка» в администрацию сельского поселения не поступали.
Представитель третьего лица администрации Слободского муниципального района Кировской области в судебное заседание не явился. Глава Слободского района Костылев А.А. представил письменный отзыв, в котором указал, что от СНТ «Ягодка» в администрацию района не поступало заявлений о согласовании места и площадки для накопления твердых коммунальных отходов. АО «Куприт» самостоятельно прикрепило садоводческое товарищество к муниципальной контейнерной площадке.
В соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика, третьих лиц, в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения истца, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, садоводческое некоммерческое товарищество «Ягодка» (ИНН 4329013843) зарегистрировано в качестве юридического лица 21 сентября 2009 года, расположено по адресу: Кировская область, Слободской район, д. Зониха, имеет основной вид деятельности – управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (л.д.9-11).
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила № 1039).
Пунктами 3, 4 Правил № 1039 установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления.
Согласно пункту 5.10 СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройки территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения), утвержденного приказом Минстроя России от 14 октября 2019 года № 618/пр, на территории садоводства запрещается организовывать свалки отходов. На земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Площадки накопления твердых коммунальных отходов должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ садовых земельных участков.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российское Федерации» товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, в том числе в целях создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
При этом пунктами 5, 6 части 7 статьи 18 этого же Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям правления товарищества относится принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества, а также решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Таким образом, в силу приведенных выше положений норм права на СНТ «Ягодка» возложена обязанность по оборудованию площадки накопления ТКО, а также по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО.
Таковым региональным оператором на территории Кировской области является АО «Куприт».
Как следует из материалов дела, Слободской межрайонной прокуратурой в пределах своих полномочий проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере обращения с ТКО в деятельности садоводческих товариществ, расположенных на территории Слободского района Кировской области.
В ходе указанной проверки прокуратурой установлено, что в нарушение названных выше требований ответчиком не оборудована площадка накопления ТКО, а также не заключен с региональным оператором по обращению с ТКО договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Как следует из информации АО «Куприт» от 10 августа 2023 года (л.д.22-23), заявка на заключение договора на оказание услуги по обращению с ТКО от ответчика в адрес АО «Куприт» не поступала.
Таким образом, установленные в деятельности СНТ «Ягодка» нарушения требований законодательства в сфере обращения с ТКО последним до настоящего времени не устранены. Неисполнение ответчиком обязанности по оборудованию площадки для сбора ТКО и заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, безопасные условия проживания.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возложении на СНТ «Ягодка» обязанности оборудовать площадку накопления ТКО, а также заключить с региональным оператором по обращению с ТКО договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, иск Слободского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.
В силу части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь критериями разумности и справедливости, суд определяет срок совершения возложенной на СНТ «Ягодка» обязанности в течение двух месяцев со вступления настоящего решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации ответчика следует освободить от уплаты государственной пошлины
Руководствуясь статьями 194-199, 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Слободского межрайонного прокурора удовлетворить.
Возложить на садоводческое некоммерческое товарищество «Ягодка» (ИНН 4329013843) обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать площадку накопления твердых коммунальных отходов и заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчик вправе подать в Слободской районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии мотивированного заочного решения суда.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья подпись Т.Е. Дурсенева
Мотивированное решение составлено 15 августа 2023 года
Копия верна, судья -