Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-720/2022 ~ М-601/2022 от 19.05.2022

УИД 04RS0020-01-2022-001053-47                                                 № 2-720-2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Северобайкальск                                                                               27 июня 2022 года

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Григорьевой В.В., при секретаре Тетерлевой Е.М.,

с участием помощника межрайонного прокурора Ильязовой С.Д.,

представителя ответчика АМО «город Северобайкальск» Лебедевой И.А.,

представителя ответчика МАДОУ «Детский сад «Брусничка» директора Мельниковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора к МАДОУ «Детский сад «Брусничка», Администрации МО «город Северобайкальск» о понуждении обеспечения антитеррористической защищенности,

УСТАНОВИЛ:

Северобайкальский межрайонной прокурор обратился в суд с иском, указывая, что проведена проверка исполнения законодательства в антитеррористической защищенности в деятельности образовательных учреждения на территории муниципального образования «Северо-Байкальский район», которой установлено, что задание МАДОУ «Детский сад «Брусничка» построено в 2014 году, с момента строительства здания и введения его в эксплуатацию обследование технического состояния задания в установленные сроки с привлечение специализированной организации не проводилось. По информации Управления образования денежные средства проведение таких мероприятий ранее не выделялись, в текущем году не запланированы. Со ссылкой на ст. 2 Конституции РФ, ст. 6 Федерального закона №124 от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ст. 3,28,41 ФЗ № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ», ст. 2,3 Федерального закона № 35 от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму», ст. 3,5,36 Федерального закона № 384 от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», требования ГОСТ 31937-2011 указывает, что выявленное затрагивают прав и интересы неопределённого круга лиц, в т.ч. несовершеннолетних детей, на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность. Просит суд возложить на МАДОУ «Детский сад «Брусничка» обязанность в течении 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011; возложить на Администрацию МО «город Северобайкальск» обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объёмах на проведение обследований технического состояний заданий МАДОУ «Детский сад «Брусничка», обеспечивающее выполнение эти учреждением проведение обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-20114 в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник межрайонного прокурора Ильязова С.Д. иск поддержала по указанным в нем основаниям, просила удовлетворить.

Представитель ответчика МАДОУ «Детский сад «Брусничка» Мельникова Т.В. с требованиями иска согласилась, пояснив суду, что при выделении денежных средств соответствующее обследование будет произвдено.

Представитель ответчика АМО «город Северобайкальск» Лебедева И.А. также придерживалась позиции представителя детского сада, отметив, что 1 года для исполнения требования прокурора недостаточно.

    Третье лицо Управления образования МО «город Северобайкальск», надлежаще уведомлённое, своего представителя в суд не направило, возражений относительно требований иска в суд не поступило.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в интересах Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии со ст.6 Федерального закона № 124 от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами РФ.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является принцип приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования (п. 3 ст. 5 указанного Закона).

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с требованиями подп.2, 15 ч.3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно пункту 2 части 6 этой же нормы закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Часть 7 статьи 28 этого же закона предусматривает, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (п.8 ч.1,2 ст. 41).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений») объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.

Статьей 5 указанного закона установлено, что безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкцией, в том числе отклонений от вертикальности (статья 7 Закона № 384-ФЗ).

В силу статьи 36 данного закона безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 № 1984-ст введен в действие Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния (далее - ГОСТ 31937-2011).

Стандарт является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений. Стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений.

В соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию; в дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в 5 лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.); обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений (пункты 4.3, 4.4).

Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов (пункт 4.1 ГОСТ 31937-2011).

Из материалов дела следует, что в соответствии с положениями Устава МАДОУ «Детский сад «Брусничка» учредителем и собственником имущества учреждения является администрация МО «город Северобайкальск», от имени которого функции и полномочия Учредителя осуществляет Управление образования МО «город Северобайкальск».

     Согласно пункту 1.10 Устава МАДОУ «Детский сад «Брусничка» осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией РФ, конституционными и федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Бурятия, общепризнанными принципами и нормами международного права, иными нормативными правовыми Российской Федерации и Республики Бурятия, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Уставом.

В силу пункта 1.19 Устава учреждение несет ответственность, установленную федеральным законом и законодательством Республики Бурятия за результаты своей деятельности и выполнение обязательств перед Учредителем и Минимуществом РБ, бюджетом, банками и другими юридическими и физическими лицами.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что с момента строительства здания МАДОУ «Детский сад «Брусничка» в 2014 году и введения его в эксплуатацию обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось, что не соответствует требованиям ГОСТ 31937-2011, тогда как данная обязанность в целях не допущения угрозы причинения вреда жизни или здоровью несовершеннолетних воспитанников предусмотрена ст. 28 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 года « Об образовании в РФ».

Указанное обстоятельство нашло свое подтверждение в информации АМО «город Северобайкальск» от 12.04.2022 года, паспорте доступности по состоянию на 2020 год, а кроме того представителями ответчиков не отрицалось в судебном заседании.

Таким образом, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц как посещающих, так и обучающихся в образовательной организации на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность.

Обстоятельства, выявленные проведенной проверкой в порядке ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты. Доказательств обратного у суда не имеется.

Поскольку согласно Уставу образовательного учреждения учредителем и собственником имущества учреждения является администрация МО «город Северобайкальск», то требования иска к администрации района как соответчику по делу подлежат удовлетворению, т.к. суд пришел к выводу об удовлетворении иска в части возложения обязанности на образовательное учреждение провести обследование технического состояния зданий, сооружения ввиду имеющегося нарушения требований закона, а кроме того учреждение финансируется на основе муниципального задания, формируемого учредителем на текущий год с последующим ежегодным уточнением задания в виде распоряжения учредителя учреждения (п.6.5. Устава образовательного учреждения).

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, судом не установлено, в этой связи иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенных требований. В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. В этой связи судебные издержки взысканию с ответчика не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск Северобайкальского межрайонного прокурора к МАДОУ «Детский сад «Брусничка», Администрации МО «город Северобайкальск» о понуждении обеспечения антитеррористической защищенности - удовлетворить.

Возложить на МАДОУ «Детский сад «Брусничка» обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния).

     Возложить на администрацию МО «город Северобайкальск» в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение обследований технического состояния здания МАДОУ «Детский сад «Брусничка», обеспечивающее выполнение этим учреждением проведение обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния).

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.

Судья                                                                 подпись                             В.В. Григорьева

                 Копия верна. Судья                                              В.В. Григорьева

Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 04.07.2022 года.

2-720/2022 ~ М-601/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Северобайкальский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация МО "город Северобайкальск"
МАДОУ "Детский сад "Брусничка"
Другие
Управление образования МО «город Северобайкальск»
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Григорьева Валентина Викторовна
Дело на странице суда
severobaikalsky--bur.sudrf.ru
19.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2022Передача материалов судье
25.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2022Подготовка дела (собеседование)
10.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2022Судебное заседание
04.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2022Дело оформлено
28.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее