Дело № 2-287/2021
УИД 58RS0033-01-2021-000570-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 декабря 2021 года р.п. Тамала
Тамалинский районный суд Пензенской области в составе
председательствующего судьи Паншиной Ю.Л.
при секретаре Егоровой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тамалинского районного суда Пензенской области гражданское дело по иску Пысиной Ольги Геннадьевны к администрации рабочего поселка Тамала Тамалинского района Пензенской области о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
У с т а н о в и л:
Пысина О.Г. обратилась в суд с иском к администрации рабочего поселка Тамала Тамалинского района Пензенской области о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования, указывая следующее.
13 июля 2019 года умерла ее мать ФИО3, которая на день смерти проживала по адресу: <адрес>, вместе со своим мужем- отцом истицы ФИО4 26 сентября 2019 года умер отец истицы ФИО4 На день смерти он проживал один по тому же адресу. После их смерти открылось наследство, состоящее из жилого дома общей площадью 43,9 кв.м по адресу: <адрес>. Указанный дом принадлежал родителям истицы на праве общей долевой собственности на основании договора дарения от 13 августа 1969 года. Наследниками по закону первой очереди к имуществу умерших родителей являются она, Пысина О.Г., а также не претендующий на наследство брат истицы Бодаев В.Г. В сентябре 2020 года истица обратилась к нотариусу Тамалинского района Пензенской области с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство на вышеуказанный жилой дом. Постановлением нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на спорный жилой дом было отказано по причине разночтений относительно площади объекта недвижимости в представленных истицей документах, а именно: в договоре дарения площадь жилого дома значится 33,2 кв.м., а в Едином государственном реестре недвижимости значится 43,9 кв.м. Кроме того, в договоре не указаны размеры долей родителей в праве на жилой дом. Дом родителям истицы подарила мать отца в 1969 году. Размеры долей в праве на дом не указаны в договоре, но родители всегда считали, что дом принадлежал им в равных долях. Следовательно, родителям принадлежало каждому по ? доле в праве на жилой дом. После их смерти истица наследует ? долю в праве на дом после матери и ? доли- после отца. Увеличение площади дома было произведено после изменения системы отопления в связи с газификацией дома и увеличением отапливаемой площади. Реконструкции или перепланировки дома не производилось.
В связи с изложенным, истица Пысина О.Г. просит суд признать за ней право собственности на жилой дом общей площадью 43,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Истица Пысина О.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, при этом указала на поддержание заявленных требований.
Представитель ответчика администрации рабочего поселка Тамала Тамалинского района Пензенской области, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил. В письменном заявлении представитель администрации рабочего поселка Тамала Тамалинского района Пензенской области Найверт А.И., действующая по доверенности, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области – начальник Межмуниципального отдела по Белинскому и Тамалинскому районам Криштопина Е.В., действующая на основании доверенности, в письменном заявлении также просила рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя Управления, при этом указала, что в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) имеются сведения о государственном кадастровом учете жилого дома общей площадью 43,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. В Управление на указанный объект недвижимости заявлений от истца на государственную регистрацию права не поступало.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, нотариус Тамалинского района Пензенской области Кутищева Л.А., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. В письменном заявлении, представленном в суд, нотариус Тамалинского района Пензенской области Кутищева Л.А. просила рассмотреть настоящее гражданское дело в ее отсутствие, указав об отсутствии возражений по заявленным требованиям истца Пысиной О.Г.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных исковых требования относительно предмета спора, Бодаев В.Г. в судебное заседание не явился, извещен по последнему известному месту жительства.
Информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Тамалинского районного суда Пензенской области http://tamalinsky.pnz.sudrf.ru.
При таких обстоятельствах неявившиеся лица в силу положений ст. 165.1 ГК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», считаются надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте слушания дела.
Изучив материалы дела, а также представленные письменные пояснения, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 150 ГПК РФ суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
В силу п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Статьей 16 Федерального Закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее – постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее – снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7-12 ч. 2 ст. 7 настоящего ФЗ сведений об объекте недвижимости.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).
Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (п. 1 ст. 1142 ГК РФ).
Для приобретения наследства наследник должен его принять. В соответствии с ч. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1152 ГК РФ).
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на основании договора дарения 13 августа 1969 года ФИО8 подарила сыну ФИО9 и снохе ФИО10 целое домовладение жилого срубового дома, полезной площадью 33,2 кв.м., жилой площадью 19,7 кв.м. с надворными постройками, находящееся по адресу: <адрес>. Указанное домовладение принадлежало дарителю на праве личной собственности по регистрационному удостоверению от 11 августа 1969 года. Договор дарения удостоверен секретарем Тамалинского поссовета.
Указанный документ суд признает правоустанавливающим документом, подтверждающим возникновение права собственности на указанный жилой дом у ФИО4 и ФИО3 Учитывая, что в договоре дарения не указаны размеры долей в праве собственности супругов на жилой дом, согласно ч. 1 ст. 39 СК РФ суд признает их доли равными.
Истца Пысина О.Г. является дочерью ФИО3 и ФИО4, что подтверждается имеющимися в материалах гражданского дела копиями свидетельства о рождении I-ИЗ № 585196, о заключении брака I-ИЗ № 549163, о расторжении брака I-ИЗ № 538806, подтверждающих перемену фамилии истицы.
13 июля 2019 года ФИО3 умерла, о чем 17 июля 2019 года Территориальным отделом записи актов гражданского состояния Тамалинского района Управления ЗАГС Пензенской области составлена запись акта о смерти № 170199580003100124003, что подтверждается копией свидетельства о смерти серии II-ИЗ № 671434.
26 сентября 2019 года ФИО4 умер, о чем 02 октября 2019 года Территориальным отделом записи актов гражданского состояния Тамалинского района Управления ЗАГС Пензенской области составлена запись акта о смерти № 170199580003100177001, что подтверждается копией свидетельства о смерти серии II-ИЗ № 671490.
К имуществу умершей ФИО3 нотариусом Кутищевой Л.А. заведено наследственное дело № 118/2019.
Постановлением нотариуса от 15 сентября 2020 года № 633 Пысиной О.Г. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после умершей 13 июля 2019 года ФИО3 на ? долю в праве на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>. Причиной отказа является наличие разночтений относительно площади объекта недвижимости в представленных истицей документах: в договоре дарения площадь жилого дома значится 33,2 кв.м., не подтверждены документально изменения в площади жилого дома, в договоре не указаны размеры долей родителей в праве на жилой дом.
Постановлением нотариуса от 15 сентября 2020 года № 634 Пысиной О.Г. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после умершего 26 сентября 2019 года ФИО4 на ? доли в праве на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>. Причиной отказа является наличие разночтений относительно площади объекта недвижимости в представленных истицей документах: в договоре дарения площадь жилого дома значится 33,2 кв.м., не подтверждены документально изменения в площади жилого дома, в договоре не указаны размеры долей родителей в праве на жилой дом.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец Пысина О.Г. указывает на отсутствие у нее возможности во внесудебном порядке зарегистрировать право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>.
В настоящее время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, что подтверждается сообщением Управления Росреестра по Пензенской области от 23 декабря 2021 года № 26-1650.
Согласно постановлению администрации рабочего поселка Тамала Тамалинского района Пензенской области от 09 декабря 2019 года № 553-п «Об изменении адреса жилого дома» жилой дом с кадастровым №, ранее расположенный по адресу: <адрес>, в результате проведенной инвентаризации и уточнения, считается расположенным по адресу: <адрес>.
В техническом паспорте, предоставленном заявителем, составленном по состоянию на 07 февраля 2011 года на жилой дом 1960 года постройки по адресу: <адрес>, указана площадь жилого помещения 43,9 кв.м, жилая площадь 34,3 кв.м., площадь кухни 9,6 кв.м. Собственниками дома значатся ФИО4 и ФИО3
При жизни наследодатели свои права на жилой дом площадью 43,9 кв.м по адресу: <адрес>, не оформили и не зарегистрировали.
Несмотря на данный факт, в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что при газификации дома супруги ФИО14 переоборудовали холодный пристрой жилого дома (в настоящее время кухня), в результате чего данная часть жилого дома стала отапливаемой, и, соответственно, общая площадь жилого дома увеличилась. С площадью 43,9 кв.м. жилой дом был поставлен на кадастровый учет.
Действительно, в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) имеются сведения о государственном кадастровом учете жилого дома 1960 года строительства кадастровый № площадью 43,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает установленным, что на момент смерти супругов ФИО4 и ФИО3 в их собственности находился жилой дом общей площадью 43,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах, на основании положений ст.ст. 1152 и 1153 ГК РФ у суда имеются все основания считать, что истица Пысина О.Г. является наследником имущества родителей: матери ФИО3 и отца ФИО4, имевшегося у них на день смерти (1/4 доли в праве на жилой дом после умершей матери и ? доли в праве на жилой дом после умершего отца). В установленный законом срок Пысина О.Г. приняла наследство. Никто из иных наследников по закону, кроме нее, за выдачей свидетельства о праве на наследство к нотариусу не обращался.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании за истцом права собственности на спорный жилой дом.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковое заявление Пысиной Ольги Геннадьевны к администрации рабочего поселка Тамала Тамалинского района Пензенской области о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования – удовлетворить.
Признать за Пысиной Ольгой Геннадьевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности на жилой дом общей площадью 43,9 кв.м. с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Тамалинский районный суд Пензенской области в течение одного месяца.
Судья Ю.Л.Паншина