Копия

дело №7-3/2023

Р Е Ш Е Н И Е

3 февраля 2023 года                          город Салехард

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотина Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Востриковой Ю.А., представителя ООО «Инновационные технологии» Абрамчука М.В. на решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1, ч.4 ст.8.2, ст.8.5, ч.11 ст.8.2, ст.8.46, ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Инновационные технологии»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12 сентября 2022 года №03/4-513/2022 ООО «Инновационные технологии» (далее по тексту Общество) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.8.1, ч.4 ст.8.2, ст.8.5, ч.11 ст.8.2, ст.8.46, ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в соответствии с ч.2 ст.4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей (в пределах санкции ч.4 ст.8.2).

Решением Ноябрьского городского суда ЯНАО от 1 декабря 2022 года постановление от 12 сентября 2022 года №03/4-513/2022 в части административных правонарушений, предусмотренных ст.8.5, ч.11 ст.8.2 КоАП РФ отменено, производство по делу в указанной части прекращено на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ. Также из постановления исключено указание на совершение ООО «Инновационные технологии» административного правонарушения предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, выразившегося в захоронении отходов на полигоне в г. Тарко-Сале, карты которого расположены непосредственно в водных объектах и землях лесного фонда; эксплуатации полигона в г. Тарко-Сале в отсутствие объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов и заключения Минприроды России в соответствии с приказом №303; захоронении отходов на санкционированной свалке в г. Надым, расположенной на землях населенных пунктов; возгорании 19 июня 2022 года размещенных на свалке в г. Надым отходов производства и потребления; эксплуатации свалки в г. Надым в отсутствие объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов и заключения Минприроды России в соответствии с приказом №303. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба ООО «Инновационные технологии» без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением судьи, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении - Вострикова Ю.А., обратилась в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с жалобой, в которой просит его изменить. Приводит доводы о доказанности вины Общества во всех вмененных административных правонарушениях.

Также с данным решением не согласен представитель ООО «Инновационные технологии» Абрамчук М.В. В жалобе, поданной в суд округа, полагает о наличии оснований для полной отмены постановлений должностного лица в связи с отсутствием в действиях Общества составов, вмененных правонарушений.

Представитель ООО «Инновационные технологии» Абрамчук М.В. в судебном заседании суда округа настаивал на удовлетворении жалобы в интересах Общества по доводам, приведенным в таковой. Жалобу должностного лица, вынесшего постановление, полагал необоснованной.

Должностное лицо Вострикова Ю.А. извещались судом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявила. На основании п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалоб заявителей с учетом ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Общество эксплуатирует оказывающие негативное воздействие на окружающую среду объекты, расположенные на территории ЯНАО: 71-0172-002407-П (категория II) полигон утилизации твердых и бытовых отходов (ЯНАО, Пуровский район, 3-й км автодороги г. Тарко-Сале, Тарасовское месторождение), на котором осуществляется деятельность по сбору, обработке, утилизации, захоронению отходов производства и потребления IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы; 71-0189-001115-П (категория IV) мусоросортировочный комплекс (ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале, 3-й км автодороги г. Тарко-Сале, Тарасовское месторождение, район городской свалки, на котором осуществляется деятельность по обработке и утилизации отходов; 71-0189-001114-П (категория IV) мусоросортировочный комплекс (ЯНАО, г. Надым, район городской свалки, земельный участок 89:10:010111:18), на котором осуществляется деятельность по обработке и утилизации отходов; санкционированная свалка в г. Надым.

В связи с поступившими в адрес Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования сообщениями о нарушении законодательства, на основании приказов от 23 июня 2022 года и 5 июля 2022 года №1276 и №1366 контролирующим органом проведены выездные обследования полигона ТКО в г. Надым и полигона утилизации ТБО в г. Тарко-Сале. В результате обследования (акт выездного обследования от 24 июня 2022 года с фототаблицей) установлено, что полигон не оборудован разграничивающим территорию по периметру забором; обвалование по всему периметру полигона не наблюдается; прилегающая к земельному участку, на котором расположен полигон, территория засорена мусором; выделение дыма вследствие горения объекта размещения отходов из тела полигона не происходит; с юго-восточной стороны объект не оборудован обвалованием и находится в непосредственной близости от водного объекта без названия; в 250 м от въезда на полигон в сторону объекта размещения отходов обнаружены земляные работы, с данной территории снят плодородный слой почвы в последующим размещением металлолома непосредственно на почве.

В результате обследования объекта НВОС 71-0172-002407-П в г. Тарко-Сале (акт выездного обследования от 6 июля 2022 года с фототаблицей) выявлены факты нарушения обязательных требований при эксплуатации объектов размещения отходов и загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, осуществлен осмотр объекта и отобраны пробы почв как непосредственно с территории полигона, так и со смежных территорий. Согласно протоколу осмотра окружность полигона по периметру загрязнена отходами - пластиком, шинами из-под колес, картоном, металлоконструкциями, масляными фильтрами; целостность ограждения по периметру полигона нарушена, в местах размещения отходов ограждение частично отсутствует; на прилегающей к полигону с севера территории обнаружены участки скопления бытовых отходов в месте образования лужи неизвестного происхождения и места размещения отходов с отсутствием ограждений; на территории полигона установлено наличие водного объекта без названия, загрязненного шинами; прилегающая с востока от КПП полигона территория за ограждением обустроена обвалованием из песка; на самой территории полигона с восточной стороны имеется надземный трубопровод по длине полигона; на прилегающей к полигону с востока территории на почве складированы отходы из металлоконструкций; поступление отходов на территорию полигона происходило в течение всего периода осмотра. Протоколом отбора проб отобраны пробы в количестве шести - пробы отходов №1 и пробы почвы №1 с участков за предполагаемой границей полигона, пробы отходов №2 с участка скопления бытовых отходов в месте образования лужи неизвестного происхождения, пробы отходов №3 с участка по правую сторону заграждения от КПП полигона, проба почвы №2 (фоновая) из лесного массива через автотрассу напротив полигона, а также проба сточной воды с правой стороны от внутренней дороги полигона между карьерами с водой в месте их слияния.

Также контролирующим органом на основании Решения от 13 июля 2022 года №382-рш проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Инновационные технологии», по фактам, изложенным в обращениях граждан и по информации, размещенной в средствах массовой информации о возгорании на полигоне ТКО в г. Надым, в частности в отношении деятельности юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС: полигон утилизации твердых и бытовых отходов, код 71-0172-002407-П, категория II, категория риска средняя (4); мусоросортировочный комплекс, код 71-0189-001115-П, категория IV, категория риска низкая (6); санкционированная свалка в г. Надым.

При этом 19 и 25 июля 2022 года осуществлены выезды на место и инструментальные обследования, в ходе которых вновь осмотрены объекты, осуществлены обмеры карт, установлены угловые географические координаты территории размещения строительных отходов и ТКО, а также отобраны пробы.

Так, согласно протоколу осмотра территорий спорных объектов в т. Тарко-Сале, данные объекты расположены на смежной территории, въезд на их территорию оборудован шлагбаумом, установлен КПП, организовано дежурство персонала; мусоросортировочный комплекс представляет собой отдельно стоящее помещение, подъезд к которому заасфальтирован, а полигон утилизации твердых и бытовых отходов представляет собой объект размещения отходов, на котором находятся две карты - карта ТКО и карта строительных отходов. При осмотре обеих карт установлены факты захоронения автомобильных шин и картона. Территория размещения отходов частично огорожена по периметру металлическим сетчатым забором. На момент осмотра зафиксирован слив ЖБО в находящийся на расположенной к северу от полигона территории водного объекта (болота) пятью автомобилями с логотипом МУП «ДРС»; в месте слива зафиксировано наличие бетонного упора, предотвращающего скатывание автомобиля-ассенизатора. Слив осуществлялся непосредственно на почву и в болото, без какой-либо очистки или обеззараживания. В ходе осмотра прибыл автомобиль, осуществивший выгрузку отходов в месте приема отходов на мусоросортировочном комплексе, который представляет собой крытую бетонную площадку.

Согласно протоколу осмотра территорий спорных объектов в г. Надым въезд на территорию оборудован шлагбаумом. На территории санкционированной свалки находятся хозяйственно-бытовые сооружения, КПП, мусоросортировочный комплекс, весы; объект с дезинфицирующей жидкостью отсутствует. На территории в наличии карты ТБО и ТПО, обвалования по периметру не обнаружено. Во время осмотра на объект размещения отходов въезжали автомобили и осуществляли разгрузку ТПО, ТБО разгружались перед сортировочной лентой. В ходе осмотра установлено, что через КПП полигона и далее сбоку проезжает спецтехника, следующая вглубь леса. При проезде за этой техникой выявлен факт ведения земляных работ, а также сильная захламленность данного места отходами производства и потребления. Примерная площадь объекта размещения отходов - 2,2645 га.

В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Из ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: охраны воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В силу правила, установленного ст.8 Федерального закона от 25 декабря 2018 года №483-ФЗ «О внесении изменений в ст.29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Порядок формирования и изменения такого перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.10 ст.24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

ООО «Инновационные технологии» в настоящее время эксплуатирует полигон утилизации твердых и бытовых отходов в г. Тарко-Сале на основании договора аренды муниципального имущества Пуровского района №02-3-22 от 26 июня 2022 года, заключенного с МУП «Дорожно-строительное управление» для использования с функциональным назначением для организации размещения отходов I-V класса опасности.

Также ООО «Инновационные технологии» в настоящее время эксплуатирует полигон утилизации твердых и бытовых отходов в г. Надым на основании договора аренды №Н 2021/278 от 31 января 2021 года, передан в пользование земельный участок с кадастровым номером 89:10:010111:18 под размещение мусоросортировочного комплекса ТБО. Помимо этого Обществу на основе договора аренды №Н 2021/234 от 13 октября 2021 года передан в пользование смежный земельный участок с кадастровым номером 89:10:010111:19 для эксплуатации санкционированной свалки г. Надым для накопления и складирования отходов.

Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 августа 2016 года №101-од утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2016-2025 годов (далее по тексту территориальная схема).

Эксплуатируемые ООО «Инновационные технологии» объекты размещения отходов включены в раздел VII «Объекты размещения ТКО, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года, и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, которые предполагается использовать до ввода в эксплуатацию планируемых строительством объектов обращения с отходами, в том числе ТКО», следовательно, на указанных полигонах утилизации твердых и бытовых отходов территориальной схемой предусмотрено осуществление размещения отходов.

Согласно п.1.3 Регламентов по текущей эксплуатации указанных полигонов утилизации твердых и бытовых отходов в г. Тарко-Сале и в г. Надым полигон является специально оборудованным сооружением, предназначенным для сбора и размещения отходов.

Однако согласно письмам Общества (исх. №11/2726 от 21 июля 2022 года и исх. №11 от 22 июля 2022 года) проектная документация на полигон утилизации твердых и бытовых отходов в г. Тарко-Сале и г. Надым отсутствует.

В тоже время, в силу п.5 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов и проектной документации.

Проектная документация на ОРО, расположенные в г. Тарко-Сале и в г. Надым Обществу не предоставлялась. ОРО, расположенный в г. Надым не внесена в ГРОРО по причине отсутствия проектной документации, в связи с чем, эксплуатируется на основании п.8 ст.29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» до ввода в эксплуатацию планируемых к строительству ОРО.

Между тем эксплуатация объекта фактически осуществляется в течение длительного периода (на момент проверки около двух лет), чего более чем достаточного для разработки такой программы.

Поскольку объект НВОС II категории эксплуатировался без программы ПЭК суд первой инстанции пришел к верному выводу, что со стороны Общества имеются событие и состав, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ административного правонарушения.

В соответствии с ч.4 ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как видно из дела, основанием для привлечения ООО "Инновационные технологии" к административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ послужили изложенные в постановлении об административном правонарушении выводы о том, что Обществом допущено захоронение включенных в Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, отходов на полигоне в г. Тарко-Сале; захоронение отходов на полигоне в г. Тарко-Сале, карты которого расположены непосредственно в водных объектах и землях лесного фонда; эксплуатация полигона в г. Тарко-Сале в отсутствие объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов и заключения Минприроды России в соответствии с приказом №303; захоронение отходов на санкционированной свалке в г. Надым, расположенной на землях населенных пунктов; возгорание 19 июня 2022 года размещенных на свалке в г. Надым отходов производства и потребления, захоронение включенных в Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, отходов на свалке в г. Надым; эксплуатации Обществом свалки в г. Надым в отсутствие объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов и заключения Минприроды России в соответствии с приказом №303.

Согласно п.8 ст.29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов.

Территориальные схемы обращения с отходами субъектов Российской Федерации в силу действующего законодательства до внесения изменений и начала действия п.8 ст.29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», и издания приказа Минприроды России от 14 мая 2019 года №303 могли уже содержать в себе объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В частности ряд таких объектов на территории округа, в том числе полигон в г. Тарко-Сале, были включены в Территориальную схему обращения с отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2016-2025 годов, утвержденной приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа №101-од от 2 августа 2016 года (в редакции, действующей до 1 января 2019 года) и согласованной Управлением Росприроднадзора по ЯНАО в соответствии с п.5.5(9.2) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №400, в качестве объектов на которых осуществляется размещение отходов.

В силу вышеизложенных обстоятельств относительно эксплуатации объектов в отсутствие сведений о них в государственном реестре объектов размещения отходов при условии включения этих объектов в утвержденную приказом Департамента тарифной политики, энергетики и ЖКХ ЯНАО от 2 августа 2016 года №101-од территориальную схему суд обоснованно установил, что данный состав административного правонарушения в указанной части в действиях Общества отсутствует.

Как действия в условиях крайней необходимости следует расценивать и захоронение Обществом отходов на свалке в г. Надым, расположенной на землях населенных пунктов, а также полигоне в г. Тарко-Сале, расположенном в водных объектах и землях лесного фонда, поскольку данные объекты размещения отходов являются единственными в соответствующей местности.

Относительно захоронения Обществом включенных в Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, отходов на полигоне в г. Тарко-Сале и свалке в г. Надым необходимо учитывать, что ч.8 ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещено захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Перечень видов таких отходов утвержден распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 года №1589-р.

В ходе осмотра объектов и отбора проб твердых отходов должностным лицом установлен факт захоронения на этих объектах, включенных в вышеупомянутый перечень отходов, а именно: картона, автомобильных шин, стекла и т.п., соответственно суд правильно усмотрел в действиях Общества наличие состава вменяемого правонарушения.

В обоснование квалификации допущения возгорания свалки в г. Надым 19 июня 2022 года по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ контролирующим органом сделана ссылка на приказ Минприроды России от 14 августа 2013 года №298 «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации», согласно которому преобладание удаления ТКО посредством захоронения и нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при их размещении ведет к ряду проблем, которые связаны с негативным воздействием на окружающую среду и среду обитания, включая негативное воздействие на среду обитания при возгорании полигонов (задымление), ч.2 ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.34 и ч.2 ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 года №70ФЗ «Об охране окружающей среды», письмо Росприроднадзора №АА-09-02-36/28236 от 18 декабря 2018 года, а также постановление Верховного Суда РФ от 13 августа 2018 года №44-АД18-16.

Между тем простого перечисления указанных общих норм и судебных актов без указания на то, несоблюдение каких именно требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления были допущены привлекаемым к административной ответственности лицом, хотя именно за это ч.4 ст.8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность, для констатации факта совершения административного правонарушения недостаточно. Сам по себе факт возгорания контролирующим органом должным образом выявлен и зафиксирован не был, какие-либо объяснения по данному поводу у проверяемого лица не запрашивались, исследования не проводились, надлежащие доказательства не добыты.

В установленных обстоятельствах при указании на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, суд первой инстанции обоснованно исключил указание на совершение последним следующих противоправных действий: захоронение отходов на полигоне в г. Тарко-Сале, карты которого расположены непосредственно в водных объектах и землях лесного фонда; эксплуатация полигона в г. Тарко-Сале в отсутствие объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов и заключения Минприроды России в соответствии с приказом №303; захоронение отходов на санкционированной свалке в г. Надым, расположенной на землях населенных пунктов; возгорание 19 июня 2022 года размещенных на свалке в г. Надым отходов производства и потребления; эксплуатация Обществом свалки в г. Надым в отсутствие объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов и заключения Минприроды России в соответствии с приказом №303.

Статьей 8.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.5.2 настоящего Кодекса.

В силу правил, установленных ч.ч.1 и 2 ст.31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору - в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

Сроки предоставления такой декларации уточнены в ст.11 Федерального закона от 21 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой декларация о воздействии на окружающую среду подается не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из следующих разрешений и документов: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Таким образом, обязательному установлению в рамках дела об административном правонарушении по ст.8.5 КоАП РФ подлежит срок, когда истек срок действия одного из указанных выше разрешений, лимитов и нормативов.

Между тем, вменяя Обществу совершение неправомерных действий в виде непредставление декларации о воздействии на окружающую среду в отношении полигона в г. Тарко-Сале и свалки в г. Надым, контролирующим органом не рассматривался вопрос о том, когда истек срок действия разрешений, лимитов и нормативов, не исследовались сведения о выдаче перечисленных документов и сроке их действия, равно как не представлены доказательства тому, что имели место изменение технологических процессов основных производств, качественные и количественные характеристики выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников, обязывающих хозяйствующий субъект предоставить декларацию ранее установленного ч.6 ст.31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» семилетнего срока.

Следовательно, суд первой инстанции верно указал, что обстоятельства, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление в приведенной части, не доказаны.

В силу ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении данной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В силу п.2 ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, помимо прочего, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Порядок проведения такого мониторинга на период с 1 января 2021 года до 1 января 2027 года установлен приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года №1030.

Согласно этому порядку (п.1) мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду является частью системы наблюдений за ее состоянием и загрязнением под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.

Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в свободной форме и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов ежегодно в срок до 15 января года, следующего за отчетным (п.4). Программа мониторинга разрабатывается на основе имеющихся данных о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (п.7), в ней (п.23) приводятся результаты наблюдений за состоянием физических, химических, биологических и иных показателей: атмосферного воздуха; поверхностных вод; подземных вод; почв (в год проведения работ по оценке состояния почв); растительного и животного мира (при необходимости).

Согласно ч.11 ст.8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

ООО «Инновационные технологии» эксплуатирует полигон утилизации твердых и бытовых отходов в г. Надым на основании договора аренды №Н 2021/278 от 31 января 2021 года, передан в пользование земельный участок с кадастровым номером 89:10:010111:18 под размещение мусоросортировочного комплекса ТБО. Также Обществу на основе договора аренды №Н 2021/234 от 13 октября 2021 года, передан в пользование смежный земельный участок с кадастровым номером 89:10:010111:19 для эксплуатации санкционированной свалки в г. Надым для накопления и складирования отходов, а также полигон утилизации твердых и бытовых отходов в г. Тарко-Сале на основании договора аренды муниципального имущества Пуровского района №02-03-22 от 26 июня 2022 года, заключенного с МУП «Дорожно-строительное управление» для использования с функциональным назначением для организации размещения отходов I-V класса опасности.

Привлекая к ответственности по ч.11 ст.8.2 КоАП РФ ООО «Инновационные технологии», должностным лицом указано, что Общество не исполнило обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах его воздействия на окружающую среду - «Полигон утилизации твердых и бытовых отходов в г. Тарко-Сале» и Санкционированной свалке в г. Надым.

Как явствует из материалов дела, лабораторные исследования в рамках мониторинга не проводились лишь в определенный период - с 26 июня по 20 июля 2022 года для полигона в г. Тарко-Сале и с 1 по 22 июля 2022 года для свалки в г. Надым. Сведений о не проведении либо проведении мониторинга в другой период Обществом не представлялось. Мониторинг фактически ведется, что следует из протоколов лабораторных испытаний, счетов-фактур, актов об оказании услуг и счетов.

Поскольку в ходе рассмотрения жалобы довод о том, что Обществом мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях спорных объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду не осуществляется, опровергнут, суд первой инстанции обоснованно счет, что привлечение ООО «Инновационные технологии» к административной ответственности по ч.11 ст.8.2 КоАП РФ носит неправомерный характер.

Административная ответственность по ст.8.46 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарный источник загрязнения окружающей среды - источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.

В соответствии с п.3 ст.11 Федерального закона от 21 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 1 января 2015 года) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном ст.69.2 Федерального закона Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу ч.2 ст.69 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Частью 8 данной статьи установлено, что ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 настоящего Федерального закона федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Доступ должностных лиц уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к внесению сведений в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

Пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

На основании п.2 ст.69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В соответствии со статистической отчетностью по форме 2-ТП (отходы) за 2021 год ООО «Инновационные технологии» было захоронено 1 т отходов «Осадок песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод практически неопасный», код ФККО: 7 22 102 02 39 5, относящиеся к IV классу опасности.

Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 августа 2016 года №101-од утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2016-2025 годов.

Эксплуатируемый ООО «Инновационные технологии» объект размещения отходов - Санкционированная свалка в г. Надым включен в раздел VII «Объекты размещения ТКО, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, которые предполагается использовать до ввода в эксплуатацию планируемых строительством объектов обращения с отходами, в том числе ТКО», следовательно, на санкционированной свалке в г. Надым территориальной схемой предусмотрено осуществление размещения отходов.

Таким образом, ООО «Инновационные технологии» не проведена постановка объекта HBOC - санкционированная свалка в г. Надым, как объекта II категории, оказывающего умеренное негативное воздействие на окружающую среду.

При этом доводы жалобы о том, что данный объект размещения отходов не может рассматриваться как объект НВОС II категории, опровергаются фактом его включения в территориальную схему в отсутствие заключения Минприроды о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, на основании приказа Департамента тарифной политики, энергетики и ЖКХ ЯНАО от 2 августа 2016 года №101-од именно как объекта размещения отходов. С учетом специфики данного объекта и цели его использования сомневаться в том, что этот объект оказывает негативное влияние на окружающую среду, не приходится. По смыслу ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, может быть не только объект капитального строительства, но и другой объект, а также их совокупность. Земельный участок предоставлен Обществу также с целью эксплуатации именно этого объекта - свалки в г. Надым.

В связи с чем, Общество в силу закона обязано к постановке рассматриваемого объекта на учет как объекта НВОС в течение 6 месяцев со дня начала его эксплуатации, а именно: как минимум с 1 января 2021 года.

Отсутствие постановки Обществом эксплуатируемого им объекта размещения отходов «санкционированная свалка в г. Надым» на учет как объекта НВОС II категории верно квалифицировано должностным лицом контролирующего органа и судом первой инстанции по ст.8.46 КоАП РФ как не выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с ч.10 ст.8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п.1 ст.19 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Согласно утвержденному приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года №1028 Порядку учета в области обращения с отходами (далее по тексту Порядок) такому учету подлежат все виды отходов I-V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. По результатам учета отходов формируется состав образующихся видов отходов, подлежащих учету, который включает в себя: наименование вида отхода; код по ФККО; класс опасности вида отхода; происхождение и условия образования вида отхода; агрегатное состояние и физическую форму вида отхода; химический и (или) компонентный состав вида отхода.

В соответствии с п.п.8-11 Порядка учет в области обращения с отходами ведется на основании измерений фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Документами, подтверждающими количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, являются договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов. Учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов. Учет ведется в электронном виде или на бумажном носителе. Все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются: с точностью до одного знака после запятой - для отходов IV и V классов опасности; с точностью до трех знаков после запятой - для отходов I, II и III классов опасности. Данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом. Обобщение данных учета осуществляется отдельно по каждому объекту НВОС, и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом в табличной форме.

По смыслу приведенных выше положений Порядка учет должен вестись таким образом, чтобы давать возможность на основе полученных данных сформировать соответствующий отчет, однако первичные документы такого учета по полигону в г. Тарко-Сале с 2021 года у Общества отсутствуют.

Таким образом, факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, суд первой инстанции правильно признал доказанным.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенных административных правонарушений. Так, в силу требований ст.26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административных правонарушений, лицо, их совершившее, виновность юридического лица в совершении административных правонарушений, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Факт совершения Обществом указанных выше административных правонарушений и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных судьей доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Допустимость и достоверность принятых судьей городского суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода суда о наличии в действиях ООО «Инновационные технологии» составов административных правонарушений, предусмотренных ст.8.1, ч.4 ст.8.2, ст.8.46, ч.10 ст.8.2 КоАП РФ и для разрешения дела по существу.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого ст.8.1, ч.4 ст.8.2, ст.8.46, ч.10 ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с принятым по делу судебным актом, постановленным с соблюдением требований КоАП РФ, не является основанием к его отмене.

Административное наказание в виде административного штрафа является справедливым и соразмерным целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного решения, не допущено, нормы материального права применены правильно.

При таком положении, оснований для удовлетворения жалоб заявителей не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.8.1, ░.4 ░░.8.2, ░░.8.5, ░.11 ░░.8.2, ░░.8.46, ░.10 ░░.8.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

        ░░░░░                                            (░░░░░░░)                                           ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

7-3/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "Инновационные технологиии"
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Зотина Елена Геннадьевна
Дело на сайте суда
oblsud--ynao.sudrf.ru
10.01.2023Материалы переданы в производство судье
03.02.2023Судебное заседание
03.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2023Дело оформлено
06.02.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее