Дело № 2-173/2024
75RS0010-01-2024-000389-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 августа 2024 года пгт. Забайкальск
Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Капитоновой М.И.,
при помощнике судьи Ивановой С.С.,
с участием истца – помощника прокурора Забайкальского района Ешиева М.Б.,
представителя ответчика Администрации городского поселения «Забайкальское» - Зариповой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Забайкальского района к Администрации городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Истец, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обосновании которого указал на следующие обстоятельства.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства по факту не проведения мониторинга технического состояния многоквартирных жилых домов, признанных аварийными. Проверкой установлено, что на территории <адрес> аварийными признано 88 многоквартирных домов, которые продолжают эксплуатироваться. При этом с момента признания их аварийными какие-либо работы по поддержанию домов в работоспособном состоянии не проводились. Проживание в аварийных домах представляет опасность для жизни и здоровья людей, поскольку имеется реальная угроза их самопроизвольного разрушения и как следствие причинение вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
Проверкой установлено, что несмотря на аварийность многоквартирных домов, мониторинг их технического состояния не организован, в связи с чем невозможно отследить процесс наличия (отсутствия) деформации зданий, предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций.
25.03.2024 прокуратурой в адрес главы городского поселения «Забайкальское» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, однако до настоящего времени какие-либо меры так и не приняты.
Ссылаясь на ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», а также уточнив свои требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) истец просил обязать Администрацию городского поселения «Забайкальское» организовать мониторинг технического состояния многоквартирных домов, расположенных по адресам: Забайкальский край, <адрес>
Определением Забайкальского районного суда ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Государственная инспекция Забайкальского края, определением этого же суда ДД.ММ.ГГГГ привлечено Правительство Забайкальского края.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниями, изложенным в иске, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Зарипова Л.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требования истца, указывая на нецелесообразность расходования бюджетных средств на мониторинг домов, которые уже признаны аварийными. Просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Третьи лица: Государственная инспекция, Правительство Забайкальского края в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, заявлений, ходатайств не представили.
Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела заблаговременно размещена на официальном сайте Забайкальского районного суда (раздел судебное делопроизводство).
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.
Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно положениям ст.ст.21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, в 72 многоквартирных жилых домах, 245 квартир находятся в муниципальной собственности.
Администрацией городского поселения «Забайкальское» муниципального района Забайкальский район на основании актов экспертного исследования, подготовленных ООО «Забайкальская краевая лаборатория судебных экспертиз», спорные многоквартирные жилые дома признаны аварийными и подлежащими сносу.
В силу пункта 8 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ), чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абзац 1); предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзац 2).
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абзац 1 статьи 7 Федерального закона № 68-ФЗ).
Конкретные полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в пункте 2 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ, в частности к ним относятся: подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, организация и проведение неотложных работ, а также осуществление их финансирования (пункты «а», «е», «г»).
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон №384-ФЗ) установлено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Согласно статье 7 Федерального закона № 384-ФЗ, строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения(часть 1 статьи 36 Федерального закона №384-ФЗ).
Процедура обследования и мониторинга технического состояния здания, описана в «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенного в действие приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года №1984-ст.Настоящий стандарт распространяется, в том числе на проведение работ по мониторингу технического состояния зданий и сооружений, находящихся в ограниченно работоспособном или аварийном состоянии, для оценки их текущего технического состояния и проведения мероприятий по устранению аварийного состояния.
Субъектом мониторинга является специализированная организация: физическое или юридическое лицо, уполномоченное действующим законодательством на проведение работ по обследованиям и мониторингу зданий и сооружений. Мониторинг технического состояния зданий (сооружений), находящихся в ограниченно работоспособном или аварийном состоянии: система наблюдения и контроля, проводимая по определенной программе, для отслеживания степени и скорости изменения технического состояния объекта и принятия в случае необходимости экстренных мер по предотвращению его обрушения или опрокидывания, действующая до момента приведения объекта в работоспособное техническое состояние (пункты 3.5, 3.16).
В соответствии с пунктом 4.1 «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
В силу пунктов 4.2, 4.3, 4.4 указанного ГОСТа, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят в соответствии с предварительно разработанными программами.
Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
По настоящему делу установлены основания для организации мониторинга технического состояния указанных истцом многоквартирных жилых домов. Вместе с тем каких-либо действий для его организации администрация городского поселения «Забайкальское» не принимает.
Указанное свидетельствует о том, что ответчик допускает бездействие в осуществлении своих полномочий, чем создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, что, как следствие, может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц жителей городского поселения, а также к угрозе их жизни и здоровью.
Кроме того, поскольку многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащими сносу, их мониторинг просто необходим, чтобы исключить возможность наступления неблагоприятных последствий.
Поскольку администрация городского поселения «Забайкальское» является исполнительно-распорядительным органом, наделенным в соответствии с Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, суд приходит к вывод, что на данный орган местного самоуправления необходимо возложить обязанность организовать мониторинг технического состояния многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
Доводы представителя ответчика об отсутствии заложенных в бюджете городского поселения расходов на выполнение вышеуказанной обязанности, а также о её нецелесообразности являются необоснованными, поскольку предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, является конечной целью выполнения требований федерального законодательства и должно быть одним из главных приоритетов в деятельности органа местного самоуправления.
Учитывая, что требования прокурора направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц в области жилищного законодательства, отсутствие у органа муниципальной власти необходимых средств для исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ не может служить основанием для отказа в иске.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135. Конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры (постановление от 17 июня 2004 года № 12-П; определения от 12 апреля 2005 года № 142-О, от 13 июня 2006 года № 194-О, от 02 ноября 2006 года № 540-О, от 10 октября 2013 года №1591-О, от 09 ноября 2017 года № 2516-О).
При таком положении, суд признает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Забайкальского района к Администрации городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского поселения «Забайкальское» муниципального района Забайкальский район организовать мониторинг технического состояния многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Забайкальский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.И. Капитонова
Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2024 года.