Дело № 12-620/2021
Р Е Ш Е Н И Е
28 сентября 2021 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Территориального отдела по городу Евпатории и Сакскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю Ткачева С.С. на постановление Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 августа 2021 года № 5-1121/2021,
у с т а н о в и л :
постановлением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 августа 2021 года № 5-1121/2021 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 6.3 КоАП, в отношении должностного лица заведующей инфекционным отделением госпиталя структурного подразделения государственного автономного учреждения Республики Крым «Санаторий «Прибой» - Госпиталя для оказания медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией ФИО1 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в действиях последней.
Не согласившись с принятым постановлением суда, начальник Территориального отдела по городу Евпатории и Сакскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю Ткачев С.С. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить постановление суда, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Жалоба мотивирована тем, что Яковишина С.А. вышла на работу без закрытого больничного листа, а с учетом динамики заболеваемости новой коронавирусной инфекцией среди сотрудников госпиталя, именно в ее действиях усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ.
По мнению заявителя, если судом не усмотрена связь между действиями Яковишиной С.А. и заболеванием сотрудников инфекционного отделения санатория, то судья должен был переквалифицировать действия должностного лица Яковишиной С.А. с ч. 3 на ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Роспотребнадзора Гундакова Р.А., прихожу к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ, составляют, в том числе, противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно ч. 1 ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ч. 3 ст. 39 Закона № 52- ФЗ установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 29 Закон № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Правительством Российской Федерации Постановлением № 417 от 02 апреля 2020года утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, согласно п.1 которых граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённый постановлением Правительства Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Указом Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года № 63-У с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Крым с 00 часов 00 минут 17 марта 2020 года и до особого распоряжения введён режим повышенной готовности.
П.п. 3.1 п. 3 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 года № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» установлено, что руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья надлежит обеспечить соблюдение противоэпидемического режима, исключающего риски инфицирования COVID-19, в обсерваторах, медицинских организациях для госпитализации больных COVID-2019, обучение персонала работе в СИЗ и контроль за их использованием.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID- 19)» (далее Правила СП 3.1.3597-20).
В соответствии с п. 3.7 Правил СП 3.1.3597-20 подтвержденным случаем COVID-19 считается случай с лабораторным подтверждением любым из методов, определяющих антиген возбудителя, с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.2 Правил СП 3.1.3597-20 эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID- 19; разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов); проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения); дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска; профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях; соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.
В соответствии с п. 4.4 Правил СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются, в том числе, соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
Усматривается, что на основании Приказа территориального отдела по г. Евпатории и Сакскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю № 13-138 от 08 декабря 2020 года, в связи с регистрацией случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19 среди сотрудников ГАУ РК «Санаторий «Прибой», с целью организации и проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в эпидемическом очаге, установления причинно-следственной связи в ГАУ РК «Санаторий «Прибой», проведено эпидемиологическое расследование.
По результатам эпидемиологического расследования составлен акт от 09 декабря 2020 года.
Должностными лицами Роспотребнадзора установлено, что заведующая инфекционным отделением госпиталя Яковишина С.А. при наличии положительного результата лабораторного исследования на COVID-19 28.11.2020 года в 18 часов 00 минут посещала свое рабочее место, общалась с сотрудниками в корпусах № 13, 14, на базе которых развернуты отделения инфекционного госпиталя, при этом пренебрегала использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания, использованием медицинской одеждой при нахождении в помещении инфекционного госпиталя.
Указанные действия Яковишиной С.А. привели к распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19 среди сотрудников учреждения, что является нарушением требований п. 3.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 года № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19», п. 4.2, 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Усмотрев в действиях Яковишиной С.А. состав административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ, заместитель начальника Территориального отдела по городу Евпатории и Сакскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Шульга С.Н. составил протокол об административном правонарушении от 01 февраля 2021 года за № 13-01-14/10.
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в действиях Яковишиной С.А., судья городского суда исходил из того, что в материалах дела имеются сведения об отрицательном тесте на COVID-19 у Яковишиной С.А. на 28.11.2020 года, а также отсутствуют доказательства причинно-следственной связи между выявленным фактом посещения 28 ноября 2020 года заведующей инфекционным отделением ГАУ РК «Санаторий «Прибой» Яковишиной С.А. рабочего места и заболеванием иных сотрудников санатория.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Указанные выводы судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым являются законными и обоснованными, исходя из следующего.
Так, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Положения ст.ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 этого Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Так, материалы дела содержат Список пациентов, получивших положительные результаты при ПЦР-тестировании РНК коронавируса COVID-19 на 24 ноября 2020 года, и Протокол лабораторных исследований № 133106-133108 от 24 ноября 2020 года «ПЦР-диагностика РНК коронавируса COVID-19», согласно которым у заведующей инфекционным отделением ГАУ РК «Санаторий «Прибой» Яковишиной С.А. выявлен положительный тест на РНК COVID-19 (л.д.218-219).
Лицом, отобравшим пробы, указана врач госпитального отделения ГАУ РК «Санаторий «Прибой» Ткач А.Б.
Проверяя довод Яковишиной С.А. о том, что 24.11.2020 года ПЦР-тесты на COVID-19 у нее не отбирались, судом первой инстанции допрошена врач госпитального отделения ГАУ РК «Санаторий «Прибой» Ткач А.Б.
Будучи допрошенной в качестве свидетеля Ткач А.Б. пояснила суду, что до 26 ноября 2020 года в ГАУ РК «Санаторий «Прибой» все медицинские работники пробы материала (мазок со слизистой носа и глотки) для их направления в лабораторию на исследование на наличие РНК COVID-19 отбирали у себя лично, на пробирках указывали номер и складывали их в специальный шкаф-холодильник. Далее их забирал и доставлял в лабораторию курьер. У Яковишиной С.А. она пробы не отбирала ни 26 ноября 2020 года, ни в какой-либо иной день. В Направлении на исследование датированном 24 ноября 2020 года Ткач А.Б. не расписывалась, имеющаяся там подпись ей не принадлежит.
Указанный свидетель был предупрежден судом первой инстанции по ст. 17.9 КоАП РФ за заведомо ложные показания, в связи, с чем ставить под сомнения показания Ткач А.Б. не имеется.
Материалы дела содержат приказ директора ГАУ РК «Санаторий «Прибой» Папенина Н.А. от 25 ноября 2020 года за № 235 «Об отстранении от работы Заведующей инфекционным госпиталем Яковишиной С.А.» (л.д.17), при этом сведений об ознакомлении с ним самой Яковишиной С.А. не имеется.
Из п. 6 вышеуказанного приказа директора следует, что допуск к работе Яковишиной С.А. разрешить на основании отрицательного теста на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Сам факт нахождения Яковишиной С.А. 28 ноября 2020 года на рабочем месте в корпусах № № 13, 14 на базе которых развернуты отделения инфекционного госпиталя подтвержден материалами дела и не отрицается самой же Яковишиной С.А.
При этом, согласно выписки из медицинской карты Яковишиной С.А. ПЦР-тест на COVID-19 взят у нее 26.11.2020 года, результат получен 28.11.2020 года - РНК COVID-19 не обнаружено (л,д.74).
Из листка нетрудоспособности также следует, что Яковишина С.А. была временно не трудоспособна с 26 ноября 2020 года по 28 ноября 2020 года, приступить к работе ей предписывалось с 29.11.2020 года (л.д.234).
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что Яковишина С.А. вышла на работу 28 ноября 2020 года, имея отрицательные результаты исследования на наличие РНК COVID-19, что соответствует п. 6 приказа директора 25 ноября 2020 года за № 235.
Объективная сторона ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ состоит в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Следовательно, объективная сторона состава вмененного в вину Яковишиной С.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ, должна характеризоваться наличием наступивших последствий в виде причинения вреда здоровью человека (одному или нескольким).
Однако в материалах дела такие сведения отсутствуют.
В силу положений ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья Евпаторийского городского суда Республики Крым пришел к обоснованному выводу о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении Яковишиной С.А. по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ.
Возражения, изложенные в жалобе, не опровергают выводов судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым и по существу сводятся к переоценке доказательств и фактических обстоятельств дела, которые исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 августа 2021 года № 5-1121/2021 не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу начальника Территориального отдела по городу Евпатории и Сакскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю Ткачева С.С. на постановление Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 августа 2021 года № 5-1121/2021 - оставить без удовлетворения.
Постановление Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 августа 2021 года № 5-1121/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении заведующей инфекционным отделением госпиталя структурного подразделения государственного автономного учреждения Республики Крым «Санаторий «Прибой» - Госпиталя для оказания медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией ФИО1 - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>