№73RS0014-01-2024-000118-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2024 года р.п. Николаевка
Николаевский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Яниной И.В.,
с участием прокурора Ярославцевой И.В.,
при секретаре Прокофьевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1-95/2024 по административному иску прокурора Николаевского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по приведению источников уличного освещения на участке улично-дорожной сети в соответствии с установленными правилами и нормами,
У С Т А Н О В И Л:
В суд в защиту интересах неопределенного круга лиц с административным иском обратился прокурор, просит признать незаконным бездействие административных ответчиков по непринятию мер к установке дополнительных светоточек в целях надлежащего освещения по <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес> в темное время суток, обязать административных ответчиков обеспечить освещение улично-дорожной сети по <адрес>, <адрес> <адрес> и <адрес> в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 55706-2023 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», утвержденного Приказом Росстандарта от 13.06.2023 №377-ст, по следующим основаниям.
<адрес> проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения и благоустройства территорий, в ходе которой в деятельности административных ответчиков выявлены нарушения законодательства.
Несмотря на требования законодательства, органом местного самоуправления освещение в темное время суток по <адрес>, <адрес> <адрес> и <адрес> должным образом не организовано, надлежащие условия для обеспечения безопасности дорожного движения не созданы.
Установлено, что показатель средней освещенности от <адрес> до <адрес> улично-дорожной сети составляет 0,35 люксов, что нарушает требования п.п. 5.2.1 (таблица 6) ГОСТ Р 55706-2023 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы».
Аналогичные нарушения показателей средней освещенности улично-дорожной сети выявлены в <адрес> от <адрес> до <адрес> от 0,41 до 4,46 люксов, по <адрес> от <адрес> до <адрес> от 0,12 до 0,73 люксов.
В <адрес> Ульяновской показатель освещенности улично-дорожной сети по <адрес> от <адрес> до <адрес> составляет 0,00 люксов.
Отсутствие надлежащего наружного освещения улично-дорожной сети нарушает права граждан и создает опасные условия для движения транспорта в ночное время, увеличивая риск дорожно-транспортных происшествий, не позволяет в полной мере осуществлять охрану общественного порядка, влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Представитель административного истца Ярославцева И.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика - Администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области Яшкина Е.В. исковые требования по существу признала, срок исполнения решения, предложенный административным истцом, полагает разумным.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Николаевскому району в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Волга» в лице филиала «Ульяновские распределительные сети» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, административные исковые требования прокурора считает законными и обоснованными, в письменных пояснениях указал,, что бездействие администрации Николаевского района по организации оформления точек уличного освещения на объектах ПАО «Россети Волга» может привести к полному ограничению потребления электроэнергии светильников уличного освещения, что в свою очередь может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Для осуществления энергоснабжения светильников наружного уличного освещения необходимо осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств (светильников уличного освещения) в соответствии с Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, а также заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения.
В случае, если размещение светильников уличного освещения будет осуществляться на опорах воздушных линий электропередачи, принадлежащих ПАО «Россети Волга», процессу осуществления технологического присоединения должно предшествовать заключение ответчиком договора о представлении во временное пользование места на опорах ЛЭП, принадлежащих Обществу.
В <адрес> светильники уличного освещения на <адрес>, <адрес> и в <адрес> присоединены к распределительной сети 0,4 кВ филиала ПАО «Россети Волга» - «Ульяновские распределительные сети» без оформления договора технологического присоединения.
Энергоснабжение светильников осуществляется без включения точек поставки в заключенный договор энергоснабжения, заключенному между Администрацией МО «<адрес>» <адрес> и АО «Ульяновскэнерго».
Во исполнение обязательств по указанному договору энергоснабжения, в договор оказания услуг по передаче электрической энергии №Ус№ между АО «Ульяновскэнерго» и ПАО «Россети Волга» должны включаться точки поставки потребителя Администрации МО «<адрес>» <адрес> - уличное освещение.
Таким образом, в настоящее время подача напряжения в сеть уличного освещения в <адрес> осуществляется без заключенного договора энергоснабжения.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу пп.5 п.1 ст.14, пп.5 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Аналогичные полномочия закреплены в подп.5 п.1 ст.13., подп.2 п.1 ст.13.1 Устава муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области.
В соответствии с пунктами 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно п.7 ст.3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них,
Согласно п. 12 ст. 3 названного Федерального закона под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Оно осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ).
К элементам обустройства автомобильных дорог федеральный закон относит в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017. "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на стандарты, включая ГОСТ Р 52766 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст.
В силу п.4.6.1.4. ГОСТ Р 52766 нормы освещения проезжей части участков дорог принимают по ГОСТ 33176, улиц - по ГОСТ Р 55706-2013.
Взамен ГОСТ Р 55706-2013 с 1 октября 2023 года введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55706-2023 "Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы", утвержденный Приказом Росстандарта от 13.06.2023 N 377-ст.
В соответствии с п. 5.2.1 ГОСТ Р 55706-2023 нормы освещения проезжей части объектов улично-дорожной сети в сельских населенных пунктах приведены в таблице 6, согласно которой значение средней освещенности местных улиц должно составлять не менее 10 лк, местных дорог – не менее 5 лк.
Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «<адрес>» <адрес>» автомобильные дороги по <адрес>, <адрес> <адрес> и <адрес> включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «<адрес>» <адрес>.
Как следует из акта проверки, проведенной совместно сотрудниками прокуратуры и ГИБДД ДД.ММ.ГГГГ, показатель средней освещенности улично-дорожной сети: от <адрес> до <адрес> составляет 0,35, от <адрес> до <адрес>- 0,41 люксов, от <адрес> до <адрес> – 4,46 люксов, от <адрес> до <адрес>- от 0,73 люксов, от <адрес> до <адрес> - 0,12 люксов, от домов № и № до домов № и № по <адрес> - от 0,05 до 2,3 люксов, от <адрес> до <адрес> – 0,00 люксов, от домов № до <адрес> - 0,00 люксов, от <адрес> до <адрес> – 0,00 люксов, что не соответствует установленным значениям. Данные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются.
Таким образом, установлено, что дороги по <адрес>, <адрес> <адрес> и <адрес> в <адрес> являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения МО «<адрес>», на которых должно быть организовано надлежащее наружное освещение.
Бездействием административного ответчика по непринятию мер по обеспечению надлежащим стационарным электрическим освещением вышеуказанных автомобильных дорог общего пользования местного значения нарушаются права неопределенного круга лиц – пользователей автомобильных дорог, как пешеходов, так и водителей.
При этом, именно бездействие со стороны административного ответчика – Администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области, являющегося органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление дорожной деятельности и, соответственно, организацию обустройства автомобильных дорог на территории сельского поселения, не принявшего исчерпывающих мер по организации уличного освещения на указанных в административном иске участках улично-дорожной сети, не принявшего мер к установке дополнительных светоточек в целях надлежащего освещения по <адрес>, <адрес> <адрес> и <адрес> в темное время суток нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Делая такой вывод, суд исходит из того, что бездействие администрации носит длящийся характер, на момент принятия настоящего решения, выявленные нарушения не устранены.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.178 КАС РФ суд, с учетом обстоятельств дела, а также необходимости соблюдения баланса интересов сторон, объема предстоящих работ, с учетом позиции лиц, участвующих в деле, полагает разумным установить срок исполнения решения – в течение года с момента вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 218 - 228 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Николаевского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области по непринятию мер к установке дополнительных светоточек в целях надлежащего освещения по <адрес>, <адрес> <адрес> в темное время суток.
Обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> в течение года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить освещение улично-дорожной сети по <адрес>, <адрес> <адрес> в соответствии требованиями ГОСТ Р 55706-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», утвержденного Приказом Росстандарта от 13.06.2023 года №377-ст.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы или представления через Николаевский районный суд.
Судья И.В. Янина
Мотивированное решение изготовлено 23.04.2024 года