Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2022 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при помощнике судьи Добиной Д.Д.,
с участием прокурора Колчиной Е.Е.,
представителя административных истцов Мартыновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1927/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ФИНХАУС», Леонова Александра Николаевича, Варюшина Андрея Валерьевича к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов,
У С Т А Н О В И Л:
Административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пунктов 24424, 24426 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608, пунктов 25864, 25 866 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 12201, пунктов 23921, 23923 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014, пунктов 24449, 1537, 1543, 1546, 1549, 1551, 1552, 1553, 1555, 1557, 1558, 1559, 1560, 1561 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года № 2233, со дня их принятия, указывая, что они являются собственниками нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: Самарская область, г.Самара, Ленинский район, ул.Дачная, 24. Указанные нежилые помещения и здание не подпадают под критерии, установленные ст.378.2 НК РФ. Включение указанных объектов недвижимости в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административных истцов, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу. Просили заявленные требования удовлетворить.
Представитель административных истцов по доверенностям Мартынова Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил. Представил письменные возражения, в которых указал, что поскольку объект недвижимости с кадастровым номером № является нежилым зданием, что позволяет отнести его к объектам, предназначенным для использования в целях размещения административных, офисных и коммерческих объектов, министерство правомерно включило его в оспариваемые Перечни на основании пунктов 3, 4 ст.378.2 НК РФ. Поскольку нежилые помещения расположены в здании офисного назначения, предназначенным для использования в целях административно-делового назначения, включенным в Перечни, министерство включило спорные помещения в Перечни в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. Решения об определении вида фактического использования объектов недвижимости министерством не принималось.
Косова О.В., Гончаров А.А., Иноземцева Е.В., Мишин М.Ю., Кирсанов Г.П., Шварц О.Н., Яковлева М.В., представитель Администрации г.о.Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, письменные отзывы не представили.
Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административных истцов.
Суд, выслушав представителя административных истцов, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25.11.2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 г. № 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области 29.10.2018 года № 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года N 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.pravo.samregion.ru 16.11.2018, в газете «Волжская коммуна», N 308(30543) от 20.11.2018 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 18.10.2019, в газете «Волжская коммуна», N 158(30741), 23.10.2019 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014 опубликован в газете «Волжская коммуна» N 171(30955) от 21.10.2020 года, приказ министерства имущественных отношений от 22.10.2021 года № 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021 года.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
В Перечень на 2022 год под пунктом 24449 включен объект недвижимости – здание с кадастровым номером №, наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое, количество этажей 10, в том числе подземных 1, площадью 11944,2 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г.Самара, Ленинский район, ул.Дачная, дом 24.
В пределах указанного здания находятся:
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 33, назначение: нежилое, площадью 957,8 кв.м., номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 6, принадлежащее на праве общей долевой собственности Леонову А.Н., Варюшину А.В.,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 10, назначение: нежилое, площадью 53,4 кв.м., этаж № 1,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 21, назначение: нежилое, площадью 500,6 кв.м., этаж № 4,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 14, назначение: нежилое, площадью 41,6 кв.м., этаж № 4,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 8, назначение: нежилое, площадью 1163,4 кв.м., цокольный этаж № 1,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 39,5 кв.м., этаж № 4,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 40,6 кв.м., этаж № 4, принадлежащее на праве общей долевой собственности Леонову А.Н., Варюхину А.В.,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: помещение, назначение: нежилое, площадью 35,9 кв.м., этаж № 4,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 17, назначение: нежилое, площадью 36,2 кв.м., этаж № 4,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 29, назначение: нежилое, площадью 50,6 кв.м., этаж № 5, принадлежащее на праве общей долевой собственности Леонову А.Н., Варюхину А.В.,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 13, назначение: нежилое, площадью 53,7 кв.м., этаж № 4,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 16, назначение: нежилое, площадью 36,2 кв.м., этаж № 4,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 9, назначение: нежилое, площадью 1161,7 кв.м., этаж № 1, принадлежащее на праве собственности ООО «ФИНХАУС»,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 12, назначение: нежилое, площадью 1241,9 кв.м., этаж № 3,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 11, назначение: нежилое, площадью 1267,1 кв.м., этаж №21, принадлежащее на праве собственности ООО «ФИНХАУС»,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 34, назначение: нежилое, площадью 958,2 кв.м., этаж № 7, принадлежащее на праве общей долевой собственности Леонову А.Н., Варюхину А.В.,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 25, назначение: нежилое, площадью 40,6 кв.м., этаж № 5, принадлежащее на праве общей долевой собственности Леонову А.Н., Варюхину А.В.,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 26, назначение: нежилое, площадью 36,2 кв.м., этаж № 5,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 31, назначение: нежилое, площадью 144,3 кв.м., этаж № 5, принадлежащее на праве общей долевой собственности Леонову А.Н., Варюхину А.В.,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 27, назначение: нежилое, площадью 35,5 кв.м., этаж № 5,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 28, назначение: нежилое, площадью 113,9 кв.м., этаж № 5, принадлежащее на праве общей долевой собственности Леонову А.Н., Варюхину А.В.,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: помещение, назначение: нежилое, площадью 131,1 кв.м., этаж № 5, принадлежащее на праве общей долевой собственности Леонову А.Н., Варюхину А.В.,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: помещение, назначение: нежилое, площадью 41,6 кв.м., этаж № 5, принадлежащее на праве общей долевой собственности Леонову А.Н., Варюхину А.В.,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 30, назначение: нежилое, площадью 62,6 кв.м., этаж № 5, принадлежащее на праве общей долевой собственности Леонову А.Н., Варюхину А.В.,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 24, назначение: нежилое, площадью 88,3 кв.м., этаж № 5, принадлежащее на праве общей долевой собственности Леонову А.Н., Варюхину А.В.,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение №7, назначение: нежилое, площадью 1397,5 кв.м., подвал № 1,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение № 15, назначение: нежилое, площадью 88,3 кв.м., этаж № 4,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: квартира, назначение: жилое, площадью 99,8 кв.м., этаж № 9,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 41,6 кв.м., этаж № 5,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое, площадью 20,3 кв.м., подвал № подвал,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое, площадью 27 кв.м., подвал № подвал,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое, площадью 48,9 кв.м., подвал № подвал,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое, площадью 36,3 кв.м., подвал № подвал,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое, площадью 34 кв.м., подвал № подвал,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое, площадью 26,5 кв.м., подвал № подвал,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое, площадью 121,7 кв.м., подвал № подвал,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое, площадью 44,8 кв.м., подвал № подвал,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое, площадью 36,5 кв.м., подвал № подвал,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое, площадью 44,8 кв.м., подвал № подвал,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое, площадью 37,9 кв.м., подвал № подвал,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое, площадью 14 кв.м., подвал № подвал,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое, площадью 19 кв.м., подвал № подвал,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое, площадью 841 кв.м., подвал № подвал,
нежилое помещение с кадастровым номером №, наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое, площадью 44,8 кв.м., подвал № подвал.
Нежилые помещения, принадлежащие ООО «ФИНХАУС» с 19.05.2022 года, ранее принадлежали ООО «КОНКОРД-Н». 30.03.2022 года в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении ООО «КОНКОР-Н» внесена запись о прекращении юридического лица путем реорганизации в форме присоединения, правопреемник – ООО «ФИНХАУС».
Нежилое помещение с кадастровым номером № включено в перечни под пунктом 24424 (на 2019 год), под пунктом 25864 (на 2020 год), под пунктом 23921 (на 2021 год), под пунктом 1549 (на 2022 год).
Нежилое помещение с кадастровым номером № включено в перечни под пунктом 24426 (на 2019 год), под пунктом 25866 (на 2020 год), под пунктом 23923 (на 2021 год), под пунктом 1551 (на 2022 год).
В Перечень на 2022 год включены: нежилое помещение с кадастровым номером № под пунктом 1537, нежилое помещение с кадастровым номером № под пунктом 1543, нежилое помещение с кадастровым номером № под пунктом 1546, нежилое помещение с кадастровым номером № под пунктом 1552, нежилое помещение с кадастровым номером № под пунктом 1553, нежилое помещение с кадастровым номером № под пунктом 1555, нежилое помещение с кадастровым номером № под пунктом 1557, нежилое помещение с кадастровым номером № под пунктом 1558, нежилое помещение с кадастровым номером № под пунктом 1559, нежилое помещение с кадастровым номером № под пунктом 1560, нежилое помещение с кадастровым номером № под пунктом 1561.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ РФ от 30.11.2016 года № 401-ФЗ), в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пункт 4 ст.378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, здание с кадастровым номером №, наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют. В здание включены вышеуказанные нежилые помещения, имеющие наименования: нежилые помещения, помещения, квартира, назначение: нежилые и одно жилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для объектов жилой застройки, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30.03.2022 года.
Согласно техническому паспорту, изготовленному по состоянию на 17.10.2012 года, здание – Секция универсального назначения с подземной стоянкой автомобилей включает в себя: подвал: тамбуры, электрощитовая, нежилые помещения, коридоры, лестничные клетки, автостоянка, теплопункт, техническое помещение, насосная, цокольный этаж: электрощитовая, тамбур, санузел, лестничная клетка, лифт, нежилые помещения, санузлы, 1 этаж: комнаты гигиены, санузлы, нежилые помещения, лестничная клетка, холл, площадью 18,9 кв.м., коридоры, комнаты уборочного инвентаря, 2 этаж: комнаты гигиены, санузлы, нежилые помещения, лестничная клетка, холл, площадью 18,9 кв.м., коридоры, 3 этаж: санузлы, нежилые помещения, лестничная клетка, холл площадью 18,8 кв.м., коридоры, комната гигиены, комната уборочного инвентаря, 4 этаж: санузлы, нежилые помещения, лестничная клетка, коридоры, холл, площадью 18,8 кв.м., комната гигиены, комната уборочного инвентаря, лоджии, 5 этаж: санузлы, нежилые помещения, лестничная клетка, коридоры, холл, площадью 18,8 кв.м., комната гигиены, комната уборочного инвентаря, 6 этаж: санузлы, нежилые помещения, лестничная клетка, коридоры, холл, площадью 18,8 кв.м., комната гигиены, комната уборочного инвентаря, лоджии, терраса, 7 этаж: санузлы, нежилые помещения, лестничная клетка, коридор, холл, площадью 18,8 кв.м., комната гигиены, комната уборочного инвентаря, тех.этаж: помещения технического этажа.
При этом площадь холлов составляет менее 20% от общей площади здания.
Согласно техническому паспорту, изготовленному по состоянию на 11.12.2017 года, в отношении нежилого помещения н11 с кадастровым номером №, общей площадью 1267,1 кв.м., помещение включает в себя: комната гигиены, санзулы, нежилые помещения, холл, коридор, комната уборочного инвентаря, балкон. Площадь холла 18,8 кв.м. составляет менее 20% от общей площади помещения.
Согласно техническому паспорту, изготовленному по состоянию на 11.12.2017 года, в отношении нежилого помещения н11 с кадастровым номером №, общей площадью 1161,7 кв.м., помещение включает в себя: комната гигиены, санзулы, нежилые помещения, холл, коридор, комната уборочного инвентаря, балкон. Площадь холла 18,8 кв.м. составляет менее 20% от общей площади помещения.
Из материалов реестрового дела, по запросу суда, представлены технические планы на здание и нежилые помещения, в которых отсутствуют наименования помещений, входящих в состав объектов недвижимости.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что наименование и назначение, технические характеристики нежилого здания и расположенных в нем нежилых помещений, площадь холлов составляет менее 20% от общей площади здания и от общей площади помещения в отдельности, а также учитывая вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не предполагают размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, назначение спорных объектов недвижимости не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объектов недвижимости.
Согласно договору аренды нежилого помещения от 14.11.2016 года № 2, заключенному между ООО «Финхаус» с ООО «Любимый магазин», арендатору передано в аренду нежилое помещение общей площадью 1 163,4 кв.м. Целевое назначение помещения: розничная торговля продовольственными, непродовольственными и иными товарами, в том числе алкогольной продукцией.
Суд учитывает, что фактическое использование нежилого помещения площадью 1 163,4 кв.м. под магазин составляет менее 20% от общей площади здания, составляющей 11944,2 кв.м. (9,74%).
Из договора аренды нежилого недвижимого имущества от 01.01.2020 года № 14Д/18, заключенного между ИП Варюшин А.В., ИП Леонов А.Н. и ООО «А2Мед Самара» следует, что в аренду переданы нежилые помещения площадью 40,6 кв.м., 40,6 кв.м., 131,10 кв.м., 41,6 кв.м., 144,3 кв.м., 113,9 кв.м., 62,6 кв.м., 88,3 кв.м., 50,6 кв.м.,957,8 кв.м., 958,2 кв.м., для размещения медицинского центра «А2Мед Самара».
Суд не принимает во внимание заключение кадастрового инженера Гребенкина Д.С. о фактическом использовании здания, поскольку обследование проведено 02.12.2022 года, то есть после принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Как следует из материалов, мероприятий по определению фактического использования объектов недвижимости на момент формирования и утверждения оспариваемых Перечней не проводилось.
Доказательств фактического использования объектов недвижимости в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, превышающие 20% от общей площади здания, суду не представлено.
Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, учитывая сведения из Единого государственного реестра недвижимости и документов технического учета нежилых помещений, здания, земельного участка, отсутствие доказательств их фактического использования, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объектов недвижимости критериям, поименованным в ст.378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования административных истцов в части необоснованности включения в Перечни объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Принимая во внимание, что срок уплаты налога на имущество за 2019- 2020 годы на момент рассмотрения настоящего дела истек, а срок исковой давности по взысканию недоимки по налогу составляет три года, суд считает, что оспариваемые административными истцами положения затрагивают их права и интересы, поскольку были применены и будут подлежать применению к административным истцам в указанные сроки, как к плательщикам налога на имущество.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административных истцов в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск общества с ограниченной ответственностью «ФИНХАУС», Леонова Александра Николаевича, Варюшина Андрея Валерьевича к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608 в части включения в него
под пунктом 24424 нежилого помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 24426 нежилого помещения с кадастровым номером №, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201 в части включения в него
под пунктом 25864 нежилого помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 25866 нежилого помещения с кадастровым номером №, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014 в части включения в него
под пунктом 23921 нежилого помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 23923 нежилого помещения с кадастровым номером №, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года № 2233 в части включения в него
Под пунктом 24449 здания с кадастровым номером №
под пунктом 1537 нежилого помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 1543 нежилого помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 1546 нежилого помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 1549 нежилого помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 1551 нежилого помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 1552 нежилого помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 1553 нежилого помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 1555 нежилого помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 1557 нежилого помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 1558 нежилого помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 1559 нежилого помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 1560 нежилого помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 1561 нежилого помещения с кадастровым номером №, со дня его принятия.
Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19.12.2022 года.
Судья: М.А.Панкова