Дело № 2-5677/2023
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2023 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Двирнык Н.В., при секретаре Макарове В.А., в открытом судебном заседании рассмотрев гражданское дело по иску Миклаша Павла Николаевича к ГУП РК «Крымэнерго»о возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании морального вреда,
установил:
<дата> Миклаш П.Н. обратился в суд с указанным иском, мотивируя его следующим. Миклаш П.Н. является собственником нежилого капитального строения с кадастровым номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес> <дата> Миклаш П.Н. в личном кабинете абонента на официальном сайте ответчика сформировал и отправил заявку об осуществлении технологического присоединения объекта к электрическим сетям. Заявке присвоен №<номер>. <дата> Миклаш П.Н. произвел оплату за технологическое присоединение к электрическим сетям. <дата> статус его заявки изменен на <данные изъяты> Вместе с тем в установленный типовым договором и технологическими условиями срок мероприятия по технологическому присоединению объекта истца не выполнены. Просит обязать Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэнерго» в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по адресу <адрес> взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Миклаш П.Н. в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежаще, представил суду заявление с просьбой о рассмотрении указанного гражданского дела в его отсутсвие, иск просил удовлетворить.
Представитель ответчика ГУП РК <данные изъяты> в судебное заседание также не явилась, просила рассмотреть дела в её отсутствие.
Исследовав доказательства в деле, и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом., суд приходит к следующим выводам.
Судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
В соответствии с представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН здание, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Миклаш П.Н. (л.д. 3-6).
На основании заявки №<номер> от <дата> между Миклаш П.Н. и ГУП РК «Крымэнерго» подписаны Технические Условия №<номер> от <дата> на технологическое присоединение энергопринимающих устройств электроустановки нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>
<дата> Миклаш П.Н. внесена плата за технологическое присоединение в размере 550 рублей, таким образом, между ним и ГУП РК «Крымэнерго» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям на условиях типового договора №<номер>-Р от <дата> (л.д. 9-14, 15).
Согласно п. 12 технических условий №<номер> от <дата> срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения (л.д. 7-8).
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению истек <дата>.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
На основании пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № 861 (далее - Правила № 861), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в п. 12.1, 14, 34 указанных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 4 Правил № 861 любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с указанными Правилами.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Согласно подпункту "в" пункта 7 Правил № 861 стороны по договору на осуществление технологического присоединения обязаны выполнить установленные в договоре мероприятия.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 16 Правил № 861, договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению, с также срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103 - 112) урегулированы особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12.1, 13.2 - 13.5 и 14 настоящих Правил. Пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета. При этом в силу пункта 104 наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил. Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.
Вместе с тем согласно подпункту "б" пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 данных Правил (к которым, в частности, относятся физические лица с присоединяемой мощностью до 15 кВт), не может превышать 6 месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Срок осуществления работ, предусмотренный пунктом 16 Правил технологического присоединения, является существенным условием публичного договора по технологическому присоединению.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункты 1, 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами императивным нормам, действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Действующее гражданское законодательство Российской Федерации относит договор энергоснабжения к публичным договорам.
В соответствии с абзацем первым пункта 7 Договора, сетевая организация приняла на себя обязательства надлежащим образом выполнить мероприятия по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до точки присоединения энергопринимающих устройств.
Заявитель обязуется после выполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий (пункт 9 Договора).
В соответствии с абзацем четвертым пункта 7 Договора, в течение 10 дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий ответчик принял на себя обязанность осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя.
Не позднее 3 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), указанного в абзаце четвертом пункта 7, с соблюдением срока, указанного в технических условиях, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить в электронной форме и разместить в личном кабинете потребителя акт о выполнении технических условий (абзацы пять, шесть пункта 7 Договора).
В связи с нарушением порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям по Договору ГУП Республики Крым «Крымэнерго» истец обратился с заявлением в ГУП РК «Крымэнерго» (л.д. 16).
Вместе с тем, до настоящего времени технологическое присоединение не осуществлено.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На момент рассмотрения спора ответчиком обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств истца не выполнены. Указанное обстоятельство ответчиком оспорено не было.
Принимая во внимание вышеизложенное, поскольку технологическое присоединение по договору от <дата> №<номер> не произведено в установленный срок (до <дата>), суд приходит к выводу, что требования истца о возложении обязанности на ответчика осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от <дата> №<номер> «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> №<номер> содержится разъяснение о том, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом в каждом конкретном случае с учётом характера причинённых потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Установив, что ответчиком своевременно не выполнены обязательства, предусмотренные заключенным с истцом договором, при этом обстоятельств, освобождающих ответчика от исполнения принятых обязательств, не имеется, доказательств вины истца или обстоятельств непреодолимой силы, препятствовавших исполнению своих обязательств в установленный договором срок, ответчик не представил, по делу установлено нарушение прав истца как потребителя, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., что отвечает требованиям разумности и справедливости.
Иск Миклаша П.Н. подлежит частичному удовлетворению.
Суд распределяет судебные расходы на основании ст. 98 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Иск Миклаша Павла Николаевича к ГУП РК «Крымэнерго»о возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании морального вреда, удовлетворить частично.
Обязать Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэнерго» устранить допущенное нарушение в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу путем осуществления технологического присоединения объекта - нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> к электрическим сетям в рамках исполнения договора №<номер> от <дата>.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» в пользу Миклаша Павла Николаевича в счет компенсации морального вреда 10000 рублей, государственную пошлину в размере 300 рублей.
В иной части иска в удовлетворении отказать.
Решение суда в окончательной форме составлено <дата>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд первой инстанции.
.
Судья Двирнык Н.В.