Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 ноября 2023 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Двинских К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-378/2023 по административному исковому заявлению Савельевой Ольги Николаевны об установлении кадастровой стоимости нежилых здания и нежилого помещения равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Савельева О.Н. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просила установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 9 975 121 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 1 749 377 руб. по состоянию на ту же дату, нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 1 489 969 руб. по состоянию на 1 января 2021 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником названных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика налога на имущество.
Представитель административного истца Патана С.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административные ответчики: Министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, ГБУ СО ЦКО, Правительство Самарской области, заинтересованные лица: Администрация г.о. Похвистнево, УФНС Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ГБУ СО ЦКО представило дополнительные пояснения, в которых просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, указало, что стоимость объектов недвижимости, определенная экспертным заключением, выполненным ООО «Логика», находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты недвижимости.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные Савельевой О.Н. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для оспаривания кадастровой стоимости является установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, Савельевой О.Н. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 112,6 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> нежилое здание с кадастровым номером № площадью 98,1 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> нежилое здание с кадастровым номером № площадью 828,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2451 от 25 ноября 2021 года утверждены результаты кадастровой стоимости нежилых зданий и нежилого помещения по состоянию на 1 января 2021 года в следующих размерах: н., нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 13 554 558,55 руб., нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 2 400 498,01 руб.
Актом ГБУ СО ЦКО АОКС-63/2022/000070 от 17.03.2022 года утверждена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № - в размере 1 814 313,77 руб по состоянию на 1 января 2021 года.
Считая кадастровую стоимость нежилых зданий и нежилого помещения завышенной, административный истец 11 декабря 2022 года обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках настоящего административного дела.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчеты об оценке рыночной стоимости № 219/11-22 (4), № 219/11-22(5), №219-11-22 (6), выполненные 27 ноября 2022 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью «СТАТУС-ЭКСПЕРТ», согласно которым рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 671 753 руб., нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 771 044 руб. по состоянию на 1 января 2021 года, нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 6 631 494 руб. по состоянию на 1 января 2021 года.
В ходе рассмотрения дела ГБУ СО ЦКО заявило ходатайство о назначении судебной экспертизы.
В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.
В соответствии с выводами, содержащимися в решении Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2022 года № АКПИ22-93, положения Перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, не исключают возможность назначения по делу об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости судебной оценочной экспертизы и поручение ее проведения вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями, но не являющихся государственными судебными экспертами.
Определением суда от 27 января 2023 года судом была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено ООО «Аудиторская фирма «Сонар-Ф».
По результатам судебной экспертизы, проведенной обществом с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «Сонар-Ф» 10 марта 2023 года, составлено экспертное заключение, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 1 485 643 руб., нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 1 742 028 руб. по состоянию на ту же дату, нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 10 069 068 руб. по состоянию на 1 января 2021 года.
Представитель административного истца не согласился с заключением судебной экспертизы и просил назначить повторную судебную экспертизу.
Определением суда от 12 мая 2023 года была назначена повторная судебная экспертиза, производство которой поручено Самарской лаборатории судебной экспертизы.
Однако, административный истец отказалась оплачивать экспертизу в этом учреждении, считая стоимость экспертизы слишком значительной.
Определением суда от 19 июля 2023 года по делу была назначена повторная судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «Логика».
По результатам судебной экспертизы, проведенной ООО «Логика», получено экспертное заключение № 0257-01/23 от 24 октября 2023 года, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 1 489 969 руб., нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 1 749 377 руб. по состоянию на ту же дату, нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 9 975 121 руб. по состоянию на 1 января 2021 года.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Исследовав заключение эксперта заключение № 0257-01/23 от 24 октября 2023 года, выполненное ООО «Логика», суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого даны ответы на поставленные вопросы. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Суд отмечает, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, замечаний к экспертному заключению, ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизе сторонами, в том числе представителем административного истца, не заявлено.
В связи с изложенным суд признает выводы экспертизы обоснованными, величины рыночной стоимости нежилых зданий и нежилого помещения помещений, определенные экспертным заключением, № 0257-01/23 от 24 октября 2023 года - достоверными.
Поскольку рыночная стоимость нежилых зданий и нежилого помещения, определенная экспертным заключением № 0257-01/23 от 24 октября 2023 года, является достоверной, рыночная стоимость, установленная отчетом об оценке, и в заключении первичной судебной экспертизы, выполненной ООО «Аудиторская фирма «Сонар-Ф», не может быть принята во внимание.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 11 декабря 2022 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Савельевой Ольги Николаевны удовлетворить
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 828,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 9 975 121 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 112,6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 1 749 377 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 98,1 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 1 489 969 руб.
Датой обращения административного истца в суд считать 11 декабря 2022 года.
.Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2023 года.