РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело №
УИД 43RS0№-92
05 сентября 2022 года <адрес>
Лузский районный суд <адрес> в составе:
судьи Захаровой С.Н.,
при секретаре ФИО4,
с участием истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Кировскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Кировская областная клиническая больница» о взыскании компенсации расходов, связанных с оплатой проезда в медицинскую организацию и обязании КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» производить возмещение транспортных услуг при предъявлении проездных документов с ДД.ММ.ГГГГ до момента прекращения оснований для возмещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» о взыскании компенсации расходов, связанных с оплатой проезда в медицинскую организацию, а также возложении обязанности на КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» производить возмещение транспортных услуг при предъявлении проездных документов с ДД.ММ.ГГГГ до момента прекращения оснований для возмещения.
В обоснование заявленного иска указывает, что является инвалидом первой группы по общему заболеванию, нуждается в проведении заместительной почечной терапии путем программного гемодиализа пожизненно либо до трансплантации почки, данную терапию получает с ДД.ММ.ГГГГ. По месту его проживания, в <адрес> отсутствует возможность проведения заместительной почечной терапии, поэтому он вынужден обращаться в ближайшее к месту его жительства медучреждение - ООО «Архинвест», находящееся <адрес>. Три раза в неделю он вынужден ездить железнодорожным транспортом в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ решением Лузского районного суда <адрес> удовлетворены аналогичные требования ФИО2, с КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» взыскана компенсация на транспортные расходы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 51352 руб. 50 коп. Кроме того, его расходы на проезд с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составили 190 351 руб. Производить компенсацию расходов, связанных с оплатой проезда в медицинскую организацию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» отказалась, поскольку медицинская организация ООО «Архинвест» не находится на территории <адрес>. С данным отказом он не согласен, так как лишен государственных гарантий в части компенсации стоимости проезда, полагает проведение процедуры гемодиализа в медицинской организации <адрес> разумным и целесообразным.
Просит суд взыскать в свою пользу с КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» компенсацию расходов, связанных с оплатой проезда в медицинскую организацию, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 190 351 руб., а также возложить на КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» обязанность производить возмещение транспортных услуг при предъявлении проездных документов с ДД.ММ.ГГГГ до момента прекращения оснований для возмещения.
В судебном заседании истец ФИО3 настаивает на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что является инвали<адрес> группы, нуждающимся в проведении заместительной почечной терапии трижды в неделю, проживает в д.<адрес>, не имеет возможности получать необходимую медицинскую помощь в <адрес>, ввиду того, что такой вид помощи в <адрес> не оказывают. Ему известно о том, что отделения гемодиализа имеются в медицинских организациях <адрес>. Однако, указанные медицинские организации ему практически недоступны из-за большой удаленности от жительства. Ближайшее отделение гемодиализа к месту его жительства на территории <адрес> находится в <адрес>. Время пути на железнодорожном транспорте от <адрес> до <адрес> составляет около 8 часов. Отправление электропоезда из <адрес> до <адрес> и наоборот – около 24 часов, то есть он вынужден тратить сутки времени для получения 1 процедуры гемодиализа, а их требуется 3 в неделю. В то время как время пути на железнодорожном транспорте от <адрес> до <адрес> составляет около 2 часов.
Представитель КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В письменном отзыве просит в удовлетворении требований ФИО2 отказать. Указывает, что разделом 5 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый 2021 и 2022 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривалось, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществлятся финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно. Однако территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы не предусмотрено право граждан, страдающих хронической почечной недостаточностью, на бесплатную доставку в медицинскую организацию к месту проведения процедур гемодиализа, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.
Представитель министерства здравоохранения <адрес> в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. В направленных в суд возражениях указывает, что на территории <адрес> заместительную почечную терапию проводят медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания граждан медицинской помощи на территории <адрес>: КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница», которое имеет отделения гемодиализа в городах Омутнинске, Вятские Поляны, Советске, Кирово-Чепецке, КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница им. академика ФИО5», КОГБУЗ «Кировская областная детская клиническая больница», МЧУ ДПО «Нефросовет». Препятствий для получения данной медицинской услуги в указанных медицинских организациях у ФИО6 не имеется. Реализация права на получение компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинские организации для проведения заместительной почечной терапии возможна при соблюдении условий о прохождении указанной процедуры в медицинских организациях на территории <адрес>.
Представитель КОГБУЗ «Лузская ЦРБ» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствии. Просит в удовлетворении требований ФИО2 отказать.
Представитель третьего лица ГУ – Кировского регионального отделения ФСС РФ не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. В направленных в суд возражениях указывает, что ФИО3 в отделение Фонда за предоставлением специальных талонов на право бесплатного проезда к месту лечения и обратно в установленном порядке не обращался. Так как медпомощь истцу оказывается в ООО «Архинвест», которое не включено в постановление №, то специальный талон и направление не подлежат выдаче истцу, следовательно, основания для обращения в отделение Фонда за получением специальных талонов у истца отсутствуют.
Свидетель ФИО7 суду показал, что ФИО3 приходится ему отцом, получение последним медицинской процедуры гемодиализа в <адрес> не представляется возможным, поскольку для отца затруднительно ездить самостоятельно в <адрес> ввиду значительного удаления медицинской организации от места его жительства и состояния его здоровья. Возможность в течение 3 раз в неделю сопровождать отца в <адрес>, отсутствует. В то время как прохождение медицинской процедуры в <адрес> для отца значительно удобнее, требует значительно меньше времени – около 4-5 часов в день, и во второй половине дня отец уже приезжает домой, самостоятельно может ездить на данную процедуру ввиду незначительной удаленности доступной медицинской организации, что в целом положительно сказывается на состоянии его здоровья.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Международным пактом от ДД.ММ.ГГГГ «Об экономических, социальных и культурных правах» признает право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.
Согласно определения Конституционного Суда РФ №-О от ДД.ММ.ГГГГ следует, что провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно подп. 1,3,9 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ), регулирующего отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации, следует, что здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Одним из принципов охраны здоровья в соответствии с пунктом 6 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, недопустимость отказа в медицинской помощи (статья 10).
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу положений пункта 2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (подп. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ).
В целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ, финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н, медицинская помощь взрослому населению по профилю «нефрология» оказывается в рамках, в том числе специализированной медицинской помощи.
В соответствии с приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества и относится к специализированной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторно-поликлинических условиях и в условиях дневного стационара.
Согласно п. 1.6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного указанным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.
Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения доставления граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу.
Следовательно, проезд граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения терапии методом гемодиализа, является неотъемлемой составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.
Согласно приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности. Проведение обмена перитонеального диализа» терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждены программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020, 2021, 2022 годов, и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Раздел 5 данных Программ предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления) может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.
Во исполнение приведенных выше положений федерального законодательства Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов; Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на 2021 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Программы устанавливают перечень видов, форм и условий оказания бесплатной медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, территориальные нормативы объема медицинской помощи, территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, территориальные подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к определению порядка, условиям предоставления медицинской помощи, критериям доступности и качества медицинской помощи.
Согласно разделу V1 вышеуказанных областных Программ источниками финансового обеспечения Программ являются средства федерального бюджета, бюджетные ассигнования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, областного бюджета, бюджета ТФОМС <адрес>. П. 6.7.7. (Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П), п. 6.8.8 (Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П) предусмотрено, что предоставление компенсации расходов гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, которым по медицинским показаниям необходимо проведение заместительной почечной терапии, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинские организации, участвующие в реализации Территориальной программы, и обратно на железнодорожном транспорте общего пользования, автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) по межмуниципальным и муниципальным (в границах двух и более поселений одного муниципального района) маршрутам регулярных перевозок, а при их отсутствии либо невозможности использования указанного транспорта в случаях, установленных <адрес>, - на легковом такси (при наличии разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси). В соответствии с данными Программами заместительная почечная терапия (гемодиализ) оказывается гражданам бесплатно, за счет средств ОМС.
В тариф на оплату медицинских услуг за счет средств ОМС не включены расходы на транспортировку граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, а также на проезд пациентов до места оказания услуг.
Согласно ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО «Об охране здоровья граждан в <адрес>» гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, которым по медицинским показаниям необходимо проведение заместительной почечной терапии, за счет средств областного бюджета в порядке, размере и на условиях, установленных <адрес>, предоставляется компенсация расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы, и обратно на железнодорожном транспорте общего пользования, автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) по межмуниципальным и муниципальным (в границах двух и более поселений одного муниципального района) маршрутам регулярных перевозок, а при их отсутствии либо невозможности использования указанного транспорта в случаях, установленных <адрес>, - на легковом такси (при наличии разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси).
Порядок предоставления гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, которым необходимо проведение заместительной почечной терапии, компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес>, и обратно, утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П. Указанное постановление распространяет свое действие на случаи компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес>.
В соответствии с указанным Порядком компенсация стоимости проезда указанной категории граждан предоставляется за проезд к месту лечения и обратно на железнодорожном транспорте (плацкартные и общие вагоны поездов всех категорий); автомобильном транспорте пригородного и межмуниципального сообщения (за исключением такси). Компенсация стоимости проезда гражданам осуществляется областными государственными медицинскими организациями, перечень которых утверждается департаментом здравоохранения <адрес>, на основании личного заявления гражданина, проездных документов гражданина путем получения наличных денежных средств или путем перечисления денежных средств на указанные заявителем счет, открытый в кредитно-финансовом учреждении, либо в почтовое отделение связи.
Как установлено в судебном заседании, не оспаривается сторонами и подтверждается справкой серии МСЭ-2018 № (л.д. 10-11) ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы.
Согласно справки ООО «Архинвест» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 140) ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время получает заместительную почечную терапию методом программного гемодиализа 3 раза в неделю (вторник, четверг, суббота). Диагноз: ХБП 5 D стадии в исходе вторичного хронического пиелонефрита на фоне аномалии развития почек; неполное удвоение ЧЛС с обеих сторон.
Из пояснений ФИО2, данных в судебном заседании следует, что он самостоятельно три раза в неделю добирается до места лечения и обратно за свой счет. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ им затрачены на проезд к месту лечения и обратно денежные средства в размере, указанном в исковом заявлении. Расходы истца на проезд к месту лечения и обратно подтверждены представленными им проездными документами (л.д. 13-50).
Согласно ответа КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9) ФИО2 было отказано в выплате компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда на железнодорожном транспорте за 2021-2022 годы, поскольку расходы подлежат возмещению только при оказании медицинской помощи на территории <адрес>.
Материалами дела подтверждается, что устойчивое круглогодичное сообщение от <адрес> до <адрес>, а также до <адрес> отсутствует. Расстояние от <адрес> до <адрес> составляет 142 км., время в пути на поездах дальнего следования, проходящих через <адрес> 1 час 38 минут (1 час 24 минуты). Ближайшее отделение гемодиализа в <адрес> от <адрес> находится в <адрес> (КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница») на расстоянии 312 километров, время в пути пригородным поездом «Луза-Мураши-Киров» составляет 07 часов 13 минут (л.д.105-108).
Транспортная доступность и так называемая географическая доступность означает, что каждый человек может обратиться к врачу в пределах границ населенного пункта, где он проживает, либо в течение разумного времени передвижения до медицинского учреждения с учетом доступных транспортных средств.
Доступность и качество медицинской помощи как одного из принципов охраны здоровья, в силу ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ, обеспечивается транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, включая инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями.
Суд полагает, что транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом гемодиализа, является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской услуги и составляющей частью мероприятий по ее оказанию.
Перевозка граждан, нуждающихся в соответствующей медицинской помощи, в лечебные учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде процедуры гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, является составной частью мероприятия по оказанию услуги, охватывается понятием медицинской помощи, обязанность по организации которой, в силу закона, возложена на субъект Российской Федерации, интересы которого в области здравоохранения представляет ответчик (министерство здравоохранения <адрес>), учитывая тот факт, что гемодиализ на территории населенного пункта, где проживает истец (<адрес>) не проводится и проведение процедур гемодиализа в <адрес> министерством здравоохранения <адрес> не планируется, необходимая доступность медицинской помощи не обеспечена, такая услуга доступна в ближайшем населенном пункте – <адрес> при необходимости ФИО2 в данной медицинской помощи три раза в неделю, принимая во внимание тот факт, что расходы на перевозку до лечебного учреждения, проводящего процедуру гемодиализа, в состав тарифа за счет средств ОМС не входят, суд приходит к выводу, что на министерстве здравоохранения <адрес> лежит обязанность по финансированию перевозки нуждающихся в медицинской помощи граждан до лечебного учреждения и обратно с целью оказания специализированной медицинской помощи - гемодиализа.
В данном случае значительное удаление специализированного медицинского учреждения, оказывающего, в том числе ФИО2, заместительную почечную терапию методом программного гемодиализа, от места его постоянного жительства создает для него значительные трудности, связанные с необходимостью по жизненным показаниям 3 раза в неделю для получения медицинской услуги ездить из <адрес> в <адрес>, что свидетельствует о нарушении принципа доступности медицинской помощи гражданам, поскольку в данном случае доступность медицинской помощи напрямую зависит от физической возможности инвалида первой группы преодолевать для получения каждой такой жизненно необходимой процедуры расстояние более 300 километров, несмотря на состояние своего здоровья и большую часть своей жизни проводить в железнодорожных поездах, испытывая при этом неудобства в отдыхе и сне.
Поэтому истец, исходя из состояния своего здоровья, и принципа доступности медицинской помощи, выбрал ближайшее специализированное медицинское учреждение, оказывающее заместительную почечную терапию методом программного гемодиализа, расположенное в <адрес>.
Согласно Положению о министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденному постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, министерство является исполнительным органом государственной власти <адрес>, участвующим в реализации на территории <адрес> государственной политики в сфере охраны здоровья, осуществляет управление в сфере здравоохранения, организует оказание населению области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в областных государственных медицинских организациях (пункт 3.1.2.1), создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан (пункт 3.1.2.2).
Таким образом, министерство является уполномоченным органом, который организует оказание данной специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях для жителей области и обеспечивает ее доступность для граждан.
Распоряжением министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П» полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, по предоставлению гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, которым по медицинским показаниям необходимо проведение заместительной почечной терапии, компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес>, и обратно, переданы: КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница», КОГБУЗ «Кировская областная детская клиническая больница».
Таким образом, исходя из того, что министерство здравоохранения полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, по предоставлению гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, которым по медицинским показаниям необходимо проведение заместительной почечной терапии, компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда в медицинские организации, передало, в том числе КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница», исковые требования истца в части взыскания затраченных на проезд к месту лечения денежных средств именно с КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница», подлежат удовлетворению.
Однако, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 об обязании КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» производить возмещение транспортных услуг для получения процедуры гемодиализа в медицинской организации ООО «Архинвест» <адрес> в пользу ФИО2 по графику гемодиализа при предъявлении проездных документов и справки ООО «Архинвест» с ДД.ММ.ГГГГ до момента прекращения оснований для возмещения, поскольку исходя из требований ст. 3 ГПК РФ, ст. ст. 11, 12 ГК РФ защите подлежит только нарушенное право, что не предусматривает обязание исполнения обязанности на будущее время.
ФИО3 заявлены исковые требования о возмещении транспортных услуг для получения процедуры гемодиализа за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 190 351 руб. (л.д.13-50).
Вместе с тем, как следует из вышеуказанных проездных документов (л.д.13-50) и расчета (л.д.71-74), расходы ФИО2 на проезд железнодорожным транспортом на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составили 189 805 руб. 60 коп., которые и подлежат возмещению ФИО2 ответчиком, в связи с чем исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению частично.
Доводы ответчика и третьих лиц суд признает несостоятельными, и они не являются основаниями для отказа ФИО2 в удовлетворении исковых требований о возмещении затрат на проезд.
Отсутствие принятых нормативных актов субъекта о возможности возмещения расходов по транспортировке больного на процедуру гемодиализа в другой регион, не указание такого обязательства в качестве расходного обязательства не может нарушать конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. ст. 41 Конституции Российской Федерации), при наличии обязанности субъекта Российской Федерации по финансированию таких расходов (пункт 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона №323-ФЗ, пункт 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Основные принципы федерального законодательства охраны здоровья - доступность и качество медицинской помощи (пункт 6 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ), которые обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства; предоставление медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов, не должны нарушаться на региональном уровне путем принятия нормативных документов, в которых не предусмотрено возмещение затрат на проезд к ближайшему месту лечения, расположенному в другом регионе, тем более действующем федеральным законодательством такие ограничения не предусмотрены.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Кировская областная клиническая больница» о взыскании компенсации расходов, связанных с оплатой проезда в медицинскую организацию и обязании КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» производить возмещение транспортных услуг при предъявлении проездных документов с ДД.ММ.ГГГГ до момента прекращения оснований для возмещения, удовлетворить частично.
Взыскать с <адрес> государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кировская областная клиническая больница» (ИНН 4346011211, КПП 434501001, ОГРН 1034316557791, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ) в пользу ФИО2 в счет возмещения транспортных услуг для получения процедуры гемодиализа за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 189 805 рублей 60 копеек.
В удовлетворении исковых требований в остальной части о возмещении транспортных услуг, обязании КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» производить возмещение транспортных услуг для получения процедуры гемодиализа в медицинской организации ООО «Архинвест» <адрес> в пользу ФИО2 по графику гемодиализа при предъявлении проездных документов и справки ООО «Архинвест» с ДД.ММ.ГГГГ до момента прекращения оснований для возмещения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ), с подачей жалобы через Лузский районный суд <адрес>.
Судья С.Н. Захарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья С.Н. Захарова