Судья Ибрагимов В.У. Дело №33-627/14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Грозный 20 июня 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:
председательствующего Вагапова М.А.,
судей Довлетмерзаева В.В., Хасиева У.А.
при секретаре Абубакаровой З.В.
с участием прокурора Висалимова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мациева ФИО20 к Дикеевой ФИО21 о признании договора на передачу жилого помещения в частную собственность недействительным и аннулировании свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, выселении
по апелляционной жалобе представителя Мациева К.Э-Э. - Цааева А.Б. на решение Шалинского городского суда Чеченской Республики от 21апреля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Вагапова М.А., объяснения Мациева К.Э-Э., его представителя Цааева А.Б., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Дикеевой Т.М. - Гагаевой С.М., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Висалимова А.А., полагавшего оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В Шалинский городской суд Чеченской Республики обратился Мациев К.Э-Э. с иском к Дикеевой Т.М. о признании договора на передачу жилого помещения в частную собственность и договора дарения недействительными, аннулировании свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, выселении.
В обоснование своих требований указал, что ему на основании ордера принадлежит квартира, расположенная по адресу: г.Аргун, <адрес>, д. 11, кв.1. Данная квартира в 1960 году была выделена его покойному отцу Мациеву Э-Э.Б. После смерти отца Мациев К.Э-Э. в установленном законом порядке ордер на квартиру переписал на себя и до 2000г. проживал в данной квартире со своей семьей. В 2000 году он вместе со своей семьёй выехал в г. Москву, где проживал до 2010г. В 2003г. к нему в Москву приехала его племянница Барзукаева Л.Д. Он передал ей 1 500 долларов США и попросил найти желающих приобрести его вышеуказанную квартиру. При этом сообщил ей место нахождения правоустанавливающих документов. В 2010г. обнаружил, что в его квартире проживает Дикеева Т.М., хотя он и его сын Мациев Э.К. до сих пор прописаны в данной квартире. Позже ему стало известно, что его сноха Мациева З.А. продала квартиру, передав ордер новым владельцам. 09.06.2004г. администрацией г.Аргун был выдан ордер № 21 на имя Дикеевой Т.М. Основанием выдачи указанного ордера было распоряжение от 09.06.2004 года за №112-Р, т.е. изданное в день выдачи ордера. 15 декабря 2008 года спорная квартира была приватизирована ответчиком.
Решением Шалинского городского суда Чеченской Республики от 21 апреля 2014 года отказано в удовлетворении исковых требований Мациева ФИО20.
В апелляционной жалобе представитель Мациева К.Э-Э. - Цааев А.Б. просит отменить решение суда.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без Дикеевой Т.М., не явившейся в судебное заседание, поскольку в материалах дела имеются данные, подтверждающие ее надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Пункт 1 статья 217 ГК РФ устанавливает, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статья 12 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В статье 4 ГК РФ предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Статьи 47, 50 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005г., устанавливали, что единственным основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение является ордер, выдаваемый исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов на основании решения о предоставлении жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда.
Согласно статьям 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005г., пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Таким образом, в соответствии с жилищным законодательством, действовавшим до 01.03.2005г., право пользования жилым помещением на условиях социального найма возникает на основании ордера.
Как усматривается из материалов дела, Мациев К.Э-Э. не представил суду достоверных доказательств, подтверждающих возникновение у него права на оспариваемую квартиру. Его доводы о том, что она ранее принадлежала его отцу, в последующем ордер был выдан на его имя, не основаны на материалах.
Право Дикеевой Т.М. на квартиру подтверждается ордером от 09.06.2004г., выданным администрацией г.Аргун. Достоверность данного документа сомнения не вызывает. Администрацией г.Аргун в пределах своих полномочий квартира передана в собственность Дикеевой Т.М. по договору от 15.12.2008г. Право собственности Дикеевой Т.М. зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.03.2009г. По договору дарения от 03.10.2012г. Дикеева Т.М. передала квартиру в собственность Дикиева ФИО23.
Суд первой инстанции, исходя из приведенных норм закона, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что Дикеева Т.М. приобрела право собственности на оспариваемую квартиру в установленном законом порядке. Отчуждение квартиры в собственность Дикиева Х.М. по договору дарения от 03.10.2012г. произвела законно.
Кроме того, в соответствии со статьей 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки. Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год.
Из материалов дела следует, что ордер на квартиру Дикеевой Т.М. выдан 09.06.2004г., договор на передачу квартиры в собственность с ней заключен 15.12.2008г., свидетельство о государственной регистрация права выдано 25.03.2009г. С момента выдачи ордера Дикеева Т.М. владела квартирой, что свидетельствует о начале исполнения указанных сделок.
В суд с исковым заявлением о признании данного договора недействительным Мациев К.Э-Э. обратился 11.03.2014г., то есть по истечению установленного законом трехгодичного срока исковой давности.
Согласно статье 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Представитель Дикеевой Т.М. - Гагаева С.М. до вынесения судом решения заявила об отказе в иске Мациева К.Э-Э. в связи с пропуском срока исковой давности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Мациева К.Э-Э. Доводы апелляционной жалобы представителя Мациев К.Э-Э. - Салаевой Л.М. не могут быть приняты во внимание, как не имеющие правового значения по делу. Оснований для отмены решения суда как по доводам жалобы, так и по материалам дела не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шалинского городского суда Чеченской Республики от 21 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Мациева ФИО20 - Цааева ФИО25 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи