Дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 13 октября 2022 г.
<адрес>
Николаевский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Горбуновой С.А.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации Николаевского муниципального района <адрес>, Комитету социальной защиты населения <адрес> о признании действий незаконными и возложении обязанности совершить определённые действия,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в Николаевский районный суд <адрес> с вышеуказанным исковым заявлением к администрации Николаевского муниципального района <адрес>.
В обоснование требований указано, что в 2011 году он обратился с заявлением в отдел опеки и попечительства администрации <адрес> о предоставлении сведений о включении его в очередь на получение жилого помещения на правах ребенка оставшегося без попечения родителей, ему было сообщено, что в очередь на получение жилого помещения на правах ребенка оставшегося без попечения родителей он не был поставлен, ввиду свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ С отказом он не согласен, так как собственником жилья по адресу <адрес>, он не являлся. Квартира, общей площадью 36,8 кв.м., из них жилая 23,3 кв.м, была приватизирована на брата ФИО1, его доля составляла 1/5. Ее он продал брату, так как совместное проживание было не возможно, у брата на тот момент была семья из 5 человек. Полученных денежных средств от продажи доли в квартире, не хватило на приобретение жилого помещения. В связи с этим, он считает, что отказ нарушает его права на постановку его как ребенка-сироту в очередь для получения жилого помещения. Отдел опеки и попечительства администрации <адрес> не изучил документы в полном размере, не провел проверку возможности его проживания по данному адресу. Тем самым был сформирован отказ о включении его в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Указанное решение в порядке подчиненности вышестоящему руководителю не обжаловалось.
Просит суд признать незаконными действия Отдела опеки и попечительства администрации <адрес>. Обязать Отдел опеки и попечительства <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод (препятствие к осуществлению прав и свобод).
Определением Николаевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Комитет социальной защиты населения <адрес> привлечен к участию в деле в соответчика.
Определением Николаевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ Центр социальной защиты населения по <адрес> привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Истец ФИО2, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, содержится в местах лишения свободы ФКУ ИК-26 УФСИН России по <адрес>.
Представитель ответчика – администрации Николаевского муниципального района <адрес> – начальник отдела по опеки и попечительству ФИО4, представитель ответчика – комитета социальной защиты населения <адрес>, представитель третьего лица - ГКУ Центр социальной защиты населения по <адрес>, в суд не явились о месте и времени судебного заседания извещались судом надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствии.
С учётом требований ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации данного положения, <адрес> Думой принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>".
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, если в судебном заседании будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) противоречит закону, а также то, что права либо свободы заявителя были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В отличие от общего правила распределения обязанностей по доказыванию в гражданском процессе по делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), решений и обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, факта его законности возложена на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лица, чьи действия (бездействие), решения выступают предметом судебной проверки (ч. 1 ст. 249 ГПК РФ).
Если в судебном разбирательстве орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий выполнят возложенное на них бремя доказывания и судом будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствует закону, а также то, что права либо свободы заявителя не были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением, суд отказывает в удовлетворении заявления (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Согласно материалам дела, из сообщения администрации Николаевского муниципального района <адрес> от 20.09.2021г. № следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. На основании свидетельства о праве на наследство по закону ему принадлежало жилое помещение по адресу: <адрес>. Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 продал жилое помещение, таким образом он добровольно ухудшил своё положение. Следовательно, оснований для включения ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которых подлежат обеспечению жилыми помещениями, у него не имеется (л.д.14).
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отбывает наказание в ФКУ ИК-26 УФСИН России по <адрес> начало срока отбывания наказания: ДД.ММ.ГГГГ окончание отбытия наказания 16.11.2023г. Поскольку ФИО2 отбывает наказание в местах лишения свободы ему данным учреждением было оказано содействие в истребовании доказательств, что подтверждается запросами и ответами на запросы из МУП «Бюро технической инвентаризации», ГКУ ВО «МФЦ», АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», отдела опеки и попечительства администрации <адрес> (л.д.5-15).
Из договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан следует, что ФИО5 перевела, а ФИО1 приобрел квартиру, состоящую из 2-х комнат, общей площадью 36,8 кв.м, в том числе жилой 23,3 кв.м. по адресу <адрес> (л.д.16-17), что также подтверждается техническим паспортом квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. (л.д.19-27).
Из сообщения администрации Николаевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.55-56) следует, что отдел опеки и попечительства администрации Николаевского муниципального района <адрес> сообщает, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями не состоит. Согласно административному регламенту предоставления комитетом социальной защиты населения <адрес> государственной услуги «Включение детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» необходимо предоставить перечень документов. Кроме этого, ФИО2 должен предоставить документы, подтверждающие объективные причины того, почему он не обращался с заявлением по данному вопросу по достижения им 23 лет. Документы по жилью будут получены в порядке межведомственного взаимодействия. Вопрос о возможности включения (не включения) его список будет решаться при предоставлении и наличии всех необходимых документов.
Согласно сообщению представителя администрации Николаевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ранее ни учреждение, где воспитывался ФИО6, ни он сам с заявлением о постановке на очередь на жилье не обращались.
Суд, оценив в совокупности исследованные доказательства, приходит к выводу о том, что исковое заявление ФИО2 о признании действий незаконными и возложении обязанности совершить определённые действия не подлежит удовлетворению, поскольку ФИО2 не был соблюден порядок обращения с предоставлением соответствующих документов для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей–сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Доказательств обратного, стороной не представлено.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации Николаевского муниципального района <адрес> о возложении обязанности совершить определённые действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Николаевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: С.А. Горбунова